выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Новости
Захват Свято-Успенского храма в селе Товтры Заставновского района Черновицкой области
29 мая 2019 г. 17:31
версия для печати версия для печати

В Москве обсудили проблему нарушений прав верующих на Украине

В Москве, в «Президент-Отеле», состоялась международная конференция, участники которой - священноначалие Русской, Антиохийской, Сербской Православных Церквей, лидеры традиционных религий, общественные деятели, дипломаты и журналисты обсудили проблему нарушения прав православных верующих на Украине, а также предложили варианты ее решения.

В выступлениях звучали такие факты дискриминации по религиозному признаку мирян, духовенства и священноначалия как попытки захвата и захват православных храмов, избиения священников националистами, осквернение храмов, лишение членов епископата украинского гражданства, разные формы давление со стороны органов СБУ на епископат Украинской Православной Церкви с целью заставить поддержать раскольников, агрессивная кампания в СМИ по дискредитации УПЦ МП и ее епископата. 
В своем докладе  митрополит Волокаламский Иларион, в частности, обратил внимание участников форума на два дискриминационных закона, принятых Верховной Радой. Это закон №2662-VIII *, который обязывает общины Украинской Православной Церкви в своем полном названии «отражать принадлежность религиозной организации за пределами Украины». «Фактически этот закон запрещает Украинской Православной Церкви называться украинской. Несмотря на то, что УПЦ является старейшей и самой многочисленной из ныне существующих православной религиозной организацией Украины, объединяя миллионы украинских граждан. Закон также запрещает доступ духовенства УПЦ на территорию воинских и правоохранительных частей. В настоящее время действие этого закона временно приостановлено судом, подчеркнул докладчик. Но до недавнего времени местные власти оказывали давление на епархиальные управления УПЦ, добиваясь от них переименования»,- сказал архиерей.
Другой закон, №2673-VIII ** разреших переход религиозной общины в другую конфессию или церковную юрисдикцию. «Согласно новому законодательству такое решение должно приниматься голосами двух третей религиозной общины. Но четкие критерии принадлежности к религиозной общины законом не обозначены,- уточнил митрополит Иларион.- А это значит, что любая группа людей, приехав в любое село, может объявить себя членами общины и проголосовать за переход местной общины из канонической Церкви в раскольническую организацию, что и происходит уже на деле». Очевидно, после этого местная община теряет возможность молиться в своем храме.
Но нередки случаи и грубого насилия при захвате храмов УПЦ. В частности, по данным директора Московского бюро по правам человека  Александра Брода в мае этого года произошло уже несколько таких случаев. 26 мая была члены националистической группировки предприняли попытку захватить храм в селе Васлововцкое Черновицкой области. 18 мая правоохранители помогли сторонникам ПЦУ захватить Свято-Успенский храм в селе Товтры Заставновского района Черновицкой области, 12 мая захвачен Покровский храм в селе Мнишин Гощанского района Ровенской области и т. д. «Практически, такие инциденты  происходят еженедельно. Но президент Украины Владимир Зеленский дистанцируется от этой проблематики, не высказывает свою озабоченность и это очень тревожит»,- отметил Александр Брод. А по данным главы пресс-службы УПЦ Василия Анисимова, на сегодняшний день в раскол (в так называемую Православную Церковь Украины) ушло 156 общин из 12,5 тысяч (причиной стало и административное давление местной власти и насильственный захват храмов).
 
Какие же возможности есть у Русской Православной Церкви и общественных правозащитных организаций, чтобы остановить этот каток, которым украинская власть давит свой народ, не желающий предавать свою Церковь. Большинство выступающих склонялось к необходимости обратиться за поддержкой к международной общественности, используя авторитет институтов ООН, ОБСЕ и др.
По мнению епископа Эрзурумского Кайса (Антиохийский патриархат), участникам форума нужно обратиться к международному сообществу, призвав его к диалогу с украинской властью, чтобы Украинской Православной Церкви были возвращены отнятые храмы и церковные ценности- иконы, сосуды для богослужения и др. ценности. «Этот форум должен обратиться к международным комиссиям, организациям с предложением провести точные исследования по вопросу притеснения прав верующих на Украине, чтобы этот вопрос не позднее сентября-октября этого года был рассмотрен Комитетом по правам человека ООН,- считает епископ Кайс. - И если не будет отклика украинского правительства на требования международной организации по защите прав верующих на Украине, то на Украину должны быть наложены международные санкции».
С точки зрения Александра Брода, проблему нужно преподносить в общем контексте правового кризиса на территории современной Украины. Необходимо проводить мониторинг конкретных фактов нарушения прав, переводить это на языки международных организаций и широко презентовать в ООН, ОБСЕ. Он также согласился с предложением председателя ИППО Сергея Степашина издать «Белую книгу» по нарушению прав верующих на Украине. 
«Назрела необходимость создания международной правозащитной организации, которая включала бы в себе здравые политические, общественные, духовные силы. И опыт такой организации- «Мир без нацизма» был, его надо использовать»,- подчеркнул докладчик. Он также предложил привлекать к созданию видео- материалов о фактах дискриминации известных режиссеров -документалистов, потому что такой контент способен произвести в умах представителей международных организаций перелом в понимании сути проблемы. Необходимо также подключить к проблеме юристов, специализирующихся на международном праве, «чтобы подать массовые иски в Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд, рассмотреть и другие возможные инстанции. Естественно, требуется и текущая правовая защита дискриминируемых с подключением, возможно, международной организации русскоязычных адвокатов, и других международных адвокатских структур».          
В мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Сербский Патриархат), председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и религиозных отношений Иосиф Дискин и другие.
Организаторами форума выступили Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Межрелигиозный совет России, Российская ассоциация защиты религиозной свободы, Императорское православное палестинское общество.
Бюллетень: 25.05.2019-10.06.2019
*Закон №2662-VIII от 20 декабря 2018 года «О свободе совести и религиозных организациях»
**№2673-VIII от 17 января 2019 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно подчиненности религиозных организаций и процедуры государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица».

 

29 мая 2019 г. 17:31
Ключевые слова: Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00