iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
Протоиерей Василий Секачев
ЖМП № 3 март 2016 /  15 марта 2016 г. 16:10
версия для печати версия для печати

Протоиерей Василий Секачев

4 февраля 2016 года после тяжелой болезни скончался настятель Свято-Троицкого храма НИИ СП им. Н.В. Склифосовского протоиерей Василий Секачев (05.08.1967–04.02.2016).

Отец Василий родился и жил в Москве. Окончил французскую спецшколу № 10, в 1984 году поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1991 году. Затем стал слушателем аспирантуры при Институте Европы РАН. В 1998 году получил ученую степень кандидата исторических наук. Одновременно шло духовное возрастание будущего пастыря. Он принял таинство крещения, а в 1994 году был рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением (Решетниковым), в 1998 году — в сан пресвитера Патриархом Алексием II.

С первых месяцев служения в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице отец Василий проявил себя как терпеливый, кроткий, очень милостивый и самоотверженный пастырь. Хрупкий с виду, он обладал большой силой духа. После службы мог  долго исповедовать больных Первой градской или больницы им. Склифософского. Отец Василий всегда откликался на просьбу посетить больного дома. Естественные для него доброта и участливое внимание к страдающему человеку легко располагали к нему людей. Для многих из них подобные встречи становились знаменательными: им открывалось Православие.

Интересный случай произошел с группой молодых африканцев из Республики Кот-д’Ивуар, которые как-то раз пришли в храм в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. Поговорив с ними на французском, батюшка выяснил, что приехавших обманули мошенники, пообещав, что в России их примут игроками в футбольные клубы, где они смогут неплохо заработать. На деле всё оказалось иначе. С них взяли деньги за перелет, за проживание, а потом просто выставили за дверь. Отец Василий в меру сил постарался помочь, поддержал и утешил африканцев. Двое из них заинтересовались Православием, и отец Василий их крестил. Требник он читал на французском языке.
В 2006 году священник стал старшим преподавателем истории Церкви в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, совмещая эту работу с уроками в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия и в Димитриевской школе.

Отец Василий был педагогом от Бога. Сухие цифры и факты превращались на его занятиях в увлекательный рассказ. Он погружал своих слушателей в давно минувшую эпоху, стараясь привить им любовь к истории вообще, но прежде всего к истории своей страны. Когда речь заходила о военных конфликтах, священник разворачивал карту, реконструировал сражения, рассматривал позицию каждой из сторон. Говоря о тех или иных исторических личностях, он старался показать их внутренний мир, в котором порой самым причудливым образом уживались добро и зло.
Дети и подростки очень его любили. Он часто ездил в детские лагеря, организовывал походы. Каждого ребенка воспринимал как личность, стараясь уделять ему внимание не только на уроке. Дети настолько доверяли ему, что даже самые сложные вопросы в воспитании разрешались при его участии легко и быстро. Так, у одного из учеников Дмитриевской школы в 10-м классе возникли сомнения в вере и обида на Бога, непонимание христианской жизни. Священник много беседовал с юношей, помог ему разобраться в мучивших того вопросах, нашел нужные слова и примеры.

Отец Василий был очень чутким и бесконфликтным человеком. Это чувствовали все, с кем ему приходилось общаться. В спорных вопросах он никогда не пытался склонить собеседника к своей точке зрения, хотя никогда не испытывал нехватки в аргументах — он был прекрасно образован и обладал широким кругозором. Видя, что разговор принимал эмоциональную окраску, он прекращал его. Для священника приоритетом всегда оставались добрые отношения с собеседником. Однако это не было слабостью: отец Василий никогда не изменял своей позиции и при необходимости готов был спокойно, твердо и с уважением к собеседнику ее отстаивать. Он никого не подавлял, но и ни под кого не подстраивался. В его бесконфликтности угадывалась христианская любовь к людям, с которой он относился даже к тем, кто его не понимал. Пастырь лишь старался найти объяснение и причины этому непониманию.

Отец Василий обладал важнейшим качеством священника — смирением. В одном из его интервью есть замечательные слова: «Главный страх, мне кажется, — это боязнь смирения. Да, человек больше всего страшится, что его не заметят, не оценят, чего-то не дадут и он будет среди обделенных, смиренных. Наша общая беда, что мы не можем довериться Богу. Не можем поверить, что есть Тот, Кто нас любит больше всех. Мы вообще не очень-то верим в любовь, но больше в себя, в каких-то людей, какие-то обстоятельства, возможности этого мира, но не в любовь Бога к нам. Поэтому нам бывает очень сложно».

Врожденное чувство такта, отсутствие самомнения, желание всегда идти на контакт позволило ему легко установить добрые отношения с администрацией НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, куда батюшка был назначен в 2002 году. В 2008 году ему удалось договориться о службах в престольные праздники в большом Троицком храме, через год к ним прибавились службы на Пасху и на Рождество, а с 2010 года администрация разрешила служить там уже постоянно. Кроме того, был отреставрирован и маленький Воскресенский храм, в котором в советское время хранился архив рентген-снимков.
Узнав о страшном диагнозе, отец Василий не воспринял его как крест. А только вздохнул — вот теперь придется отложить все попечения. Но потом подумал и сказал: «Нет, нельзя, у меня домашние — матушка, сын, у меня приход. Я не имею права умирать. Я должен лечиться».

Он никогда не жаловался, не показывал признаков того, что ему плохо, тяжело, что он страдает, не терял бодрого настроения. Cвященник до конца верил, что Бог даст ему силы победить эту болезнь, но и к смерти был готов. Однажды он сказал: «Христианин отличается от других людей тем, что готов умереть в любой момент своей жизни и дать ответ Богу. Мы не знаем, когда умрем, мы молимся, чтобы Господь дал нам еще немного времени земной жизни, чтобы мы покаялись во грехах своих, но мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы умереть в любую минуту». Накануне смерти отец Василий был в сознании, исповедался и причастился святых Христовых таин.
На отпевании отца Василия Троицкий храм был полон людей. Митрополит Истринский Арсений зачитал слова соболезнования от Святейшего Патриарха Кирилла всем, кто знал и любил почившего пастыря. «Нельзя не печалиться, особенно тем, для кого отец Василий был отцом, наставником, учителем, поддержкой в жизни, — сказал в своем слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Но вместе с тем можно и радоваться, что он прошел этот путь земной и, как мы верим, по любви и милосердию Божиему сейчас находится не в местах мучения, а в местах светлых, радостных».
Однажды отец Василий сказал: «С Богом можно ничего не бояться, даже смерти». Всё так. Потому что для тех, кто всем своим сердцем любит Бога и предан Ему, смерти нет.

протоиерей Алексий Новичков
протоиерей Андрей Постернак
15 марта 2016 г. 16:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00