iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Некрологи
Протоиерей Василий Секачев
ЖМП № 3 март 2016 /  15 марта 2016 г. 16:10
версия для печати версия для печати

Протоиерей Василий Секачев

4 февраля 2016 года после тяжелой болезни скончался настятель Свято-Троицкого храма НИИ СП им. Н.В. Склифосовского протоиерей Василий Секачев (05.08.1967–04.02.2016).

Отец Василий родился и жил в Москве. Окончил французскую спецшколу № 10, в 1984 году поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1991 году. Затем стал слушателем аспирантуры при Институте Европы РАН. В 1998 году получил ученую степень кандидата исторических наук. Одновременно шло духовное возрастание будущего пастыря. Он принял таинство крещения, а в 1994 году был рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением (Решетниковым), в 1998 году — в сан пресвитера Патриархом Алексием II.

С первых месяцев служения в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице отец Василий проявил себя как терпеливый, кроткий, очень милостивый и самоотверженный пастырь. Хрупкий с виду, он обладал большой силой духа. После службы мог  долго исповедовать больных Первой градской или больницы им. Склифософского. Отец Василий всегда откликался на просьбу посетить больного дома. Естественные для него доброта и участливое внимание к страдающему человеку легко располагали к нему людей. Для многих из них подобные встречи становились знаменательными: им открывалось Православие.

Интересный случай произошел с группой молодых африканцев из Республики Кот-д’Ивуар, которые как-то раз пришли в храм в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. Поговорив с ними на французском, батюшка выяснил, что приехавших обманули мошенники, пообещав, что в России их примут игроками в футбольные клубы, где они смогут неплохо заработать. На деле всё оказалось иначе. С них взяли деньги за перелет, за проживание, а потом просто выставили за дверь. Отец Василий в меру сил постарался помочь, поддержал и утешил африканцев. Двое из них заинтересовались Православием, и отец Василий их крестил. Требник он читал на французском языке.
В 2006 году священник стал старшим преподавателем истории Церкви в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, совмещая эту работу с уроками в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия и в Димитриевской школе.

Отец Василий был педагогом от Бога. Сухие цифры и факты превращались на его занятиях в увлекательный рассказ. Он погружал своих слушателей в давно минувшую эпоху, стараясь привить им любовь к истории вообще, но прежде всего к истории своей страны. Когда речь заходила о военных конфликтах, священник разворачивал карту, реконструировал сражения, рассматривал позицию каждой из сторон. Говоря о тех или иных исторических личностях, он старался показать их внутренний мир, в котором порой самым причудливым образом уживались добро и зло.
Дети и подростки очень его любили. Он часто ездил в детские лагеря, организовывал походы. Каждого ребенка воспринимал как личность, стараясь уделять ему внимание не только на уроке. Дети настолько доверяли ему, что даже самые сложные вопросы в воспитании разрешались при его участии легко и быстро. Так, у одного из учеников Дмитриевской школы в 10-м классе возникли сомнения в вере и обида на Бога, непонимание христианской жизни. Священник много беседовал с юношей, помог ему разобраться в мучивших того вопросах, нашел нужные слова и примеры.

Отец Василий был очень чутким и бесконфликтным человеком. Это чувствовали все, с кем ему приходилось общаться. В спорных вопросах он никогда не пытался склонить собеседника к своей точке зрения, хотя никогда не испытывал нехватки в аргументах — он был прекрасно образован и обладал широким кругозором. Видя, что разговор принимал эмоциональную окраску, он прекращал его. Для священника приоритетом всегда оставались добрые отношения с собеседником. Однако это не было слабостью: отец Василий никогда не изменял своей позиции и при необходимости готов был спокойно, твердо и с уважением к собеседнику ее отстаивать. Он никого не подавлял, но и ни под кого не подстраивался. В его бесконфликтности угадывалась христианская любовь к людям, с которой он относился даже к тем, кто его не понимал. Пастырь лишь старался найти объяснение и причины этому непониманию.

Отец Василий обладал важнейшим качеством священника — смирением. В одном из его интервью есть замечательные слова: «Главный страх, мне кажется, — это боязнь смирения. Да, человек больше всего страшится, что его не заметят, не оценят, чего-то не дадут и он будет среди обделенных, смиренных. Наша общая беда, что мы не можем довериться Богу. Не можем поверить, что есть Тот, Кто нас любит больше всех. Мы вообще не очень-то верим в любовь, но больше в себя, в каких-то людей, какие-то обстоятельства, возможности этого мира, но не в любовь Бога к нам. Поэтому нам бывает очень сложно».

Врожденное чувство такта, отсутствие самомнения, желание всегда идти на контакт позволило ему легко установить добрые отношения с администрацией НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, куда батюшка был назначен в 2002 году. В 2008 году ему удалось договориться о службах в престольные праздники в большом Троицком храме, через год к ним прибавились службы на Пасху и на Рождество, а с 2010 года администрация разрешила служить там уже постоянно. Кроме того, был отреставрирован и маленький Воскресенский храм, в котором в советское время хранился архив рентген-снимков.
Узнав о страшном диагнозе, отец Василий не воспринял его как крест. А только вздохнул — вот теперь придется отложить все попечения. Но потом подумал и сказал: «Нет, нельзя, у меня домашние — матушка, сын, у меня приход. Я не имею права умирать. Я должен лечиться».

Он никогда не жаловался, не показывал признаков того, что ему плохо, тяжело, что он страдает, не терял бодрого настроения. Cвященник до конца верил, что Бог даст ему силы победить эту болезнь, но и к смерти был готов. Однажды он сказал: «Христианин отличается от других людей тем, что готов умереть в любой момент своей жизни и дать ответ Богу. Мы не знаем, когда умрем, мы молимся, чтобы Господь дал нам еще немного времени земной жизни, чтобы мы покаялись во грехах своих, но мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы умереть в любую минуту». Накануне смерти отец Василий был в сознании, исповедался и причастился святых Христовых таин.
На отпевании отца Василия Троицкий храм был полон людей. Митрополит Истринский Арсений зачитал слова соболезнования от Святейшего Патриарха Кирилла всем, кто знал и любил почившего пастыря. «Нельзя не печалиться, особенно тем, для кого отец Василий был отцом, наставником, учителем, поддержкой в жизни, — сказал в своем слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Но вместе с тем можно и радоваться, что он прошел этот путь земной и, как мы верим, по любви и милосердию Божиему сейчас находится не в местах мучения, а в местах светлых, радостных».
Однажды отец Василий сказал: «С Богом можно ничего не бояться, даже смерти». Всё так. Потому что для тех, кто всем своим сердцем любит Бога и предан Ему, смерти нет.

протоиерей Алексий Новичков
протоиерей Андрей Постернак
15 марта 2016 г. 16:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи