выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Некрологи
Протоиерей Василий Секачев
ЖМП № 3 март 2016 /  15 марта 2016 г. 16:10
версия для печати версия для печати

Протоиерей Василий Секачев

4 февраля 2016 года после тяжелой болезни скончался настятель Свято-Троицкого храма НИИ СП им. Н.В. Склифосовского протоиерей Василий Секачев (05.08.1967–04.02.2016).

Отец Василий родился и жил в Москве. Окончил французскую спецшколу № 10, в 1984 году поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1991 году. Затем стал слушателем аспирантуры при Институте Европы РАН. В 1998 году получил ученую степень кандидата исторических наук. Одновременно шло духовное возрастание будущего пастыря. Он принял таинство крещения, а в 1994 году был рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением (Решетниковым), в 1998 году — в сан пресвитера Патриархом Алексием II.

С первых месяцев служения в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице отец Василий проявил себя как терпеливый, кроткий, очень милостивый и самоотверженный пастырь. Хрупкий с виду, он обладал большой силой духа. После службы мог  долго исповедовать больных Первой градской или больницы им. Склифософского. Отец Василий всегда откликался на просьбу посетить больного дома. Естественные для него доброта и участливое внимание к страдающему человеку легко располагали к нему людей. Для многих из них подобные встречи становились знаменательными: им открывалось Православие.

Интересный случай произошел с группой молодых африканцев из Республики Кот-д’Ивуар, которые как-то раз пришли в храм в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. Поговорив с ними на французском, батюшка выяснил, что приехавших обманули мошенники, пообещав, что в России их примут игроками в футбольные клубы, где они смогут неплохо заработать. На деле всё оказалось иначе. С них взяли деньги за перелет, за проживание, а потом просто выставили за дверь. Отец Василий в меру сил постарался помочь, поддержал и утешил африканцев. Двое из них заинтересовались Православием, и отец Василий их крестил. Требник он читал на французском языке.
В 2006 году священник стал старшим преподавателем истории Церкви в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, совмещая эту работу с уроками в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия и в Димитриевской школе.

Отец Василий был педагогом от Бога. Сухие цифры и факты превращались на его занятиях в увлекательный рассказ. Он погружал своих слушателей в давно минувшую эпоху, стараясь привить им любовь к истории вообще, но прежде всего к истории своей страны. Когда речь заходила о военных конфликтах, священник разворачивал карту, реконструировал сражения, рассматривал позицию каждой из сторон. Говоря о тех или иных исторических личностях, он старался показать их внутренний мир, в котором порой самым причудливым образом уживались добро и зло.
Дети и подростки очень его любили. Он часто ездил в детские лагеря, организовывал походы. Каждого ребенка воспринимал как личность, стараясь уделять ему внимание не только на уроке. Дети настолько доверяли ему, что даже самые сложные вопросы в воспитании разрешались при его участии легко и быстро. Так, у одного из учеников Дмитриевской школы в 10-м классе возникли сомнения в вере и обида на Бога, непонимание христианской жизни. Священник много беседовал с юношей, помог ему разобраться в мучивших того вопросах, нашел нужные слова и примеры.

Отец Василий был очень чутким и бесконфликтным человеком. Это чувствовали все, с кем ему приходилось общаться. В спорных вопросах он никогда не пытался склонить собеседника к своей точке зрения, хотя никогда не испытывал нехватки в аргументах — он был прекрасно образован и обладал широким кругозором. Видя, что разговор принимал эмоциональную окраску, он прекращал его. Для священника приоритетом всегда оставались добрые отношения с собеседником. Однако это не было слабостью: отец Василий никогда не изменял своей позиции и при необходимости готов был спокойно, твердо и с уважением к собеседнику ее отстаивать. Он никого не подавлял, но и ни под кого не подстраивался. В его бесконфликтности угадывалась христианская любовь к людям, с которой он относился даже к тем, кто его не понимал. Пастырь лишь старался найти объяснение и причины этому непониманию.

Отец Василий обладал важнейшим качеством священника — смирением. В одном из его интервью есть замечательные слова: «Главный страх, мне кажется, — это боязнь смирения. Да, человек больше всего страшится, что его не заметят, не оценят, чего-то не дадут и он будет среди обделенных, смиренных. Наша общая беда, что мы не можем довериться Богу. Не можем поверить, что есть Тот, Кто нас любит больше всех. Мы вообще не очень-то верим в любовь, но больше в себя, в каких-то людей, какие-то обстоятельства, возможности этого мира, но не в любовь Бога к нам. Поэтому нам бывает очень сложно».

Врожденное чувство такта, отсутствие самомнения, желание всегда идти на контакт позволило ему легко установить добрые отношения с администрацией НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, куда батюшка был назначен в 2002 году. В 2008 году ему удалось договориться о службах в престольные праздники в большом Троицком храме, через год к ним прибавились службы на Пасху и на Рождество, а с 2010 года администрация разрешила служить там уже постоянно. Кроме того, был отреставрирован и маленький Воскресенский храм, в котором в советское время хранился архив рентген-снимков.
Узнав о страшном диагнозе, отец Василий не воспринял его как крест. А только вздохнул — вот теперь придется отложить все попечения. Но потом подумал и сказал: «Нет, нельзя, у меня домашние — матушка, сын, у меня приход. Я не имею права умирать. Я должен лечиться».

Он никогда не жаловался, не показывал признаков того, что ему плохо, тяжело, что он страдает, не терял бодрого настроения. Cвященник до конца верил, что Бог даст ему силы победить эту болезнь, но и к смерти был готов. Однажды он сказал: «Христианин отличается от других людей тем, что готов умереть в любой момент своей жизни и дать ответ Богу. Мы не знаем, когда умрем, мы молимся, чтобы Господь дал нам еще немного времени земной жизни, чтобы мы покаялись во грехах своих, но мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы умереть в любую минуту». Накануне смерти отец Василий был в сознании, исповедался и причастился святых Христовых таин.
На отпевании отца Василия Троицкий храм был полон людей. Митрополит Истринский Арсений зачитал слова соболезнования от Святейшего Патриарха Кирилла всем, кто знал и любил почившего пастыря. «Нельзя не печалиться, особенно тем, для кого отец Василий был отцом, наставником, учителем, поддержкой в жизни, — сказал в своем слове епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Но вместе с тем можно и радоваться, что он прошел этот путь земной и, как мы верим, по любви и милосердию Божиему сейчас находится не в местах мучения, а в местах светлых, радостных».
Однажды отец Василий сказал: «С Богом можно ничего не бояться, даже смерти». Всё так. Потому что для тех, кто всем своим сердцем любит Бога и предан Ему, смерти нет.

протоиерей Алексий Новичков
протоиерей Андрей Постернак
15 марта 2016 г. 16:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00