iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Некрологи
Профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексей Иванович Сидоров
ЖМП № 2 февраль 2021 /  22 марта 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Стремление к святости — необходимое условие решения проблем

27.11.1944 - 23.02.2020

Год назад, 23 февраля 2020 года, на 76 году жизни после непродолжительной болезни отошел ко Господу выдающейся ученый нашего времени, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексей Иванович Сидоров. В научном сообществе он известен как ведущий ученый патролог современной России, церковный историк, талантливый педагог и переводчик.  PDF-версия.

Алексей Иванович Сидоров родился 27 ноября 1944 года в поселке Салтыковка Московской области и прошел нелегкий путь становления в послевоенные годы. По его рассказам о детстве, во время стрельбы на улице он с любопытством выглянул из окна второго этажа барака, в котором жил, и увидел, как какой-то человек резко направил в его сторону дуло пистолета. И хотя выстрела не прозвучало, но на год или на два мальчик от испытанного страха онемел, а потом еще долго заикался.

После окончания средней школы в 1962 году Алексей работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963–1966) в воздушно-десантных войсках. После армии работал сначала токарем, затем механиком и инженером (1966–1969).

В 1969 году А. И. Сидоров поступил на исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который закончил в 1975 году по кафедре истории Древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета он работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории Российской академии наук (РАН). Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры».

С середины 1980-х годов А. И. Сидоров под влиянием своей супруги Светланы Викторовны воцерковился, окормляясь у известных (ныне отошедших ко Господу) старцев-духовников — архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Венедикта (Пенькова) и Наума (Байбородина). По благословению этих старцев он, по его словам, обратился к изучению наследия святых отцов Церкви, которому и посвятил всю оставшуюся жизнь. Ученый глубоко погрузился в историю Древней Церкви. В 1988 году его пригласили преподавать церковную историю, а затем и патрологию в Московскую духовную семинарию и академию, которые он закончил экстерном в 1990 и 1991 годах соответственно, получив ученую степень кандидата богословия.

С 1993 по 2008 год А. И. Сидоров работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.С 1994 по 2005 год преподавал также в Российском православном университете святого Иоанна Богослова и Православном Свято-Тихоновском богословском институте, а с 2008 года — в Сретенской духовной семинарии, читая там курсы патрологии и церковной истории.

В 1991 году ему было присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии, а в 1997 году он стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году А. И. Сидоров защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках». Но решением Специализированного Ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого совета утвердил Пат­риарх Московский и всея Руси Алексий II.

За свою долгую научно-церковную деятельность А. И. Сидоров стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница».

В последние годы Алексей Иванович трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», в которой вышло уже девять объемных томов и готовится к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том этой серии, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница». Это «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017). Добавим, что к изданию готовится еще два тома в этой серии.

В последние годы на кафедре богословия МДА А.И. Сидоров создал и возглавлял научную школу Патрологических исследований. В память о любимом учителе, его ученики организуют вечера памяти и научные конференции, которые носят его имя: «Сидоровские чтения». Он также стал одним из ­учредителей ­научно-богословского журнала «Диакрисис», первый номер которого вышел в ноябре 2020 ­года.

Для Алексея Ивановича Сидорова было неприемлемо всякое уклонение от Святого Православия — вероучительное или нравственное. У него всегда было благоговейное отношение к святым отцам. Он не раз говорил, что для понимания мысли конкретного святого отца, нужно думать о нем и молиться ему. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко натуралистичные и прямые. Далеко не все любили его за эту прямоту, но уважали очень многие. Так, в одном из своих интервью о святых отцах и их творениях Алексей Иванович, в частности, сказал, что видение святыми отцами существовавших в их время проблем «для нас насущны и важны, потому, что отцы постоянно устремлялись к святости и богоподобию, что является необходимым условием решения любых проблем. Тут главное — не обманывать себя, желая во что бы то ни стало жить не по духовному закону, а по закону наслаждения. Тогда и все проблемы будут вполне решаемы».

В изучении святоотеческих творений А. И. Сидоров активно привлекал материалы дореволюционной патрологической и богословской на­уки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической преемственности.

Вечная память почившему рабу Божию Алексию! Будем хранить его светлый образ в наших сердцах, изучать его труды, молиться о нем и надеяться, что Господь вселит его душу в светлые обители, где он, став собеседником любимых, чтимых и изучаемых им в земной жизни святых отцов, откроет для себя тайны жизни небесной, над разгадкой которых он постоянно размышлял в своей земной жизни.

 

Павел Доброцветов,

доцент Московской духовной академиии Сретенской духовной семинарии,

профессор Перервинской семинарии

 

Научные труды и монографии А. И. Сидорова

1) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1: Богослов­ские и аскетические трактаты / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидо­рова. М.: Мартис, 1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника / [Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А. И. Сидорова]. М.: Паломникъ, 2004);

2) Творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. Т. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I–LV / пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993;

3) Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты / Пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова; [ред. Лега В. П., Троицкая Е. А.; Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького Рос. АН]. М.: Мартис, 1994;

4) Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: С прибавлением «О божественной любви» / Блаженный Феодорит Кирский; вступ. ст. и новый пер. А. И. Сидорова. М.: Паломник, 1996 (переизд: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: повествование о святых подвижниках христианского Востока / Блаженный Феодорит Кирский; пер., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2012);

5) Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [учеб. пособие] / А. И. Сидоров. М.: Рус. огни, 1996;

6) Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997 (переизд.: Творения древних отцов-подвижников / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. 2-е изд. М.: Сибирская Благозвонница, 2012);

7) Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. М. : Правосл. паломник, 1998;

8) У истоков культуры святости: Памятники древнецерков. аскет. и монаш. письменности / Вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Паломникъ [и др.], 2002;

9) Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломникъ, 2003. При участии М. В. Никифорова;

10) Феолипт Филадельфийский, свт. Аскетические творения. Послания / Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова; при участии свящ. Александра Пржегорлинского. М.: Сибирская Благозвонница, 2018.

11) «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» под ред. А. И. Сидорова. 9 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2007–2020.

12) А. И. Сидоров. «Святоотеческое наследие и церковные древности», 5 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017.

13) А. И. Сидоров, П. К. Доброцветов, А. Р. Фокин. Патрология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода. Учебник бакалавра теологии. / Под общей редакцией А. И. Сидорова. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019.

14) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А. Р. Фокин. — М.: Обще­церковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 384 с.

15) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А. Р. Фокин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 720 с.

22 марта 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи