![]()
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
О Евхаристии в службе Великого Четвертка Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. PDF-версия.
11 апреля 2023 г. 18:30
Первенство как политический институт Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек. Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Николай Кавасила и его богословское наследие Праведный Николай Кавасила — представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист. Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческим мировоззрением, диалог, в котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение о человеке, созданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образа, к обожению, жизни во Христе, обретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенному опыту Церкви. PDF-версия.
14 октября 2022 г. 13:00
Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания В этом году Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Первые литературные памятники, посвященные святому, вышли вскоре после его кончины из-под пера его ученика инока Епифания, талантливого древнерусского книжника, получившего прозвище Премудрый. Как создавалось Житие преподобного чудотворца Сергия Радонежского, к каким источникам обращался Епифаний в ходе работы над текстом «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Александра Духанина. PDF-версия.
8 октября 2022 г. 20:00
Таинство единства На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.
23 сентября 2022 г. 16:00
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Великому Четвергу воспеваю великую песнь Преподобный Косма Маюмский входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью». Особое место среди творений прп. Космы занимает цикл песнопений, написанный им для Страстной седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-версия.
20 апреля 2022 г. 14:30
|
![]()
ЖМП № 2 февраль 2021 /
22 марта 2021 г. 15:00
Стремление к святости — необходимое условие решения проблем27.11.1944 - 23.02.2020 Год назад, 23 февраля 2020 года, на 76 году жизни после непродолжительной болезни отошел ко Господу выдающейся ученый нашего времени, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексей Иванович Сидоров. В научном сообществе он известен как ведущий ученый патролог современной России, церковный историк, талантливый педагог и переводчик. PDF-версия. Алексей Иванович Сидоров родился 27 ноября 1944 года в поселке Салтыковка Московской области и прошел нелегкий путь становления в послевоенные годы. По его рассказам о детстве, во время стрельбы на улице он с любопытством выглянул из окна второго этажа барака, в котором жил, и увидел, как какой-то человек резко направил в его сторону дуло пистолета. И хотя выстрела не прозвучало, но на год или на два мальчик от испытанного страха онемел, а потом еще долго заикался. После окончания средней школы в 1962 году Алексей работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963–1966) в воздушно-десантных войсках. После армии работал сначала токарем, затем механиком и инженером (1966–1969). В 1969 году А. И. Сидоров поступил на исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который закончил в 1975 году по кафедре истории Древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета он работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории Российской академии наук (РАН). Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С середины 1980-х годов А. И. Сидоров под влиянием своей супруги Светланы Викторовны воцерковился, окормляясь у известных (ныне отошедших ко Господу) старцев-духовников — архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Венедикта (Пенькова) и Наума (Байбородина). По благословению этих старцев он, по его словам, обратился к изучению наследия святых отцов Церкви, которому и посвятил всю оставшуюся жизнь. Ученый глубоко погрузился в историю Древней Церкви. В 1988 году его пригласили преподавать церковную историю, а затем и патрологию в Московскую духовную семинарию и академию, которые он закончил экстерном в 1990 и 1991 годах соответственно, получив ученую степень кандидата богословия. С 1993 по 2008 год А. И. Сидоров работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.С 1994 по 2005 год преподавал также в Российском православном университете святого Иоанна Богослова и Православном Свято-Тихоновском богословском институте, а с 2008 года — в Сретенской духовной семинарии, читая там курсы патрологии и церковной истории. В 1991 году ему было присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии, а в 1997 году он стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 году А. И. Сидоров защитил в Православном Свято-Тихоновском богословском институте магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках». Но решением Специализированного Ученого совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого совета утвердил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За свою долгую научно-церковную деятельность А. И. Сидоров стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница». В последние годы Алексей Иванович трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», в которой вышло уже девять объемных томов и готовится к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том этой серии, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов в издательстве «Сибирская Благозвонница». Это «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017). Добавим, что к изданию готовится еще два тома в этой серии. В последние годы на кафедре богословия МДА А.И. Сидоров создал и возглавлял научную школу Патрологических исследований. В память о любимом учителе, его ученики организуют вечера памяти и научные конференции, которые носят его имя: «Сидоровские чтения». Он также стал одним из учредителей научно-богословского журнала «Диакрисис», первый номер которого вышел в ноябре 2020 года. Для Алексея Ивановича Сидорова было неприемлемо всякое уклонение от Святого Православия — вероучительное или нравственное. У него всегда было благоговейное отношение к святым отцам. Он не раз говорил, что для понимания мысли конкретного святого отца, нужно думать о нем и молиться ему. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко натуралистичные и прямые. Далеко не все любили его за эту прямоту, но уважали очень многие. Так, в одном из своих интервью о святых отцах и их творениях Алексей Иванович, в частности, сказал, что видение святыми отцами существовавших в их время проблем «для нас насущны и важны, потому, что отцы постоянно устремлялись к святости и богоподобию, что является необходимым условием решения любых проблем. Тут главное — не обманывать себя, желая во что бы то ни стало жить не по духовному закону, а по закону наслаждения. Тогда и все проблемы будут вполне решаемы». В изучении святоотеческих творений А. И. Сидоров активно привлекал материалы дореволюционной патрологической и богословской науки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической преемственности. Вечная память почившему рабу Божию Алексию! Будем хранить его светлый образ в наших сердцах, изучать его труды, молиться о нем и надеяться, что Господь вселит его душу в светлые обители, где он, став собеседником любимых, чтимых и изучаемых им в земной жизни святых отцов, откроет для себя тайны жизни небесной, над разгадкой которых он постоянно размышлял в своей земной жизни.
Павел Доброцветов, доцент Московской духовной академиии Сретенской духовной семинарии, профессор Перервинской семинарии
Научные труды и монографии А. И. Сидорова 1) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1: Богословские и аскетические трактаты / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника / [Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А. И. Сидорова]. М.: Паломникъ, 2004); 2) Творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. Т. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I–LV / пер. и коммент. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993; 3) Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты / Пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова; [ред. Лега В. П., Троицкая Е. А.; Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького Рос. АН]. М.: Мартис, 1994; 4) Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: С прибавлением «О божественной любви» / Блаженный Феодорит Кирский; вступ. ст. и новый пер. А. И. Сидорова. М.: Паломник, 1996 (переизд: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: повествование о святых подвижниках христианского Востока / Блаженный Феодорит Кирский; пер., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 5) Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [учеб. пособие] / А. И. Сидоров. М.: Рус. огни, 1996; 6) Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997 (переизд.: Творения древних отцов-подвижников / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. 2-е изд. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 7) Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А. И. Сидоров. М. : Правосл. паломник, 1998; 8) У истоков культуры святости: Памятники древнецерков. аскет. и монаш. письменности / Вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Паломникъ [и др.], 2002; 9) Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломникъ, 2003. При участии М. В. Никифорова; 10) Феолипт Филадельфийский, свт. Аскетические творения. Послания / Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова; при участии свящ. Александра Пржегорлинского. М.: Сибирская Благозвонница, 2018. 11) «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» под ред. А. И. Сидорова. 9 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2007–2020. 12) А. И. Сидоров. «Святоотеческое наследие и церковные древности», 5 томов. М.: Сибирская Благозвонница, 2011–2017. 13) А. И. Сидоров, П. К. Доброцветов, А. Р. Фокин. Патрология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода. Учебник бакалавра теологии. / Под общей редакцией А. И. Сидорова. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019. 14) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А. Р. Фокин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 384 с. 15) Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. Научный редактор А. Р. Фокин. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017. — 720 с.
22 марта 2021 г. 15:00
Ключевые слова:
Московская духовная академия, Сретенская духовная семинария
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|