iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Репортажи
торжества на Васильевском спуске
25 мая 2011 г. 15:03
версия для печати версия для печати

Единство языка – единство культуры. Торжества, посвященные Дням славянской письменности в Москве

24 мая на Васильевском спуске в Москве состоялась официальная церемония открытия Дней славянской письменности и культуры. Праздник, совпадающий с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, отмечается в России уже 25 лет.

Они перевели на славянский Библию

Несмотря на пасмурное утро, к началу праздника небо над Москвой очистилось от туч и выглянуло по-летнему жаркое солнце. Васильевский спуск быстро заполнялся молодыми людьми. Они появились у храма Василия Блаженного еще до того, как из Успенского собора Московского Кремля после Божественной литургии вышел крестный ход. В руках студентов развевались флаги их учебных заведений: Государственный университет управления, Московский экономический институт, Российский православный университет, Российский государственный социальный университет, а также молодежных движений «Вера и слово», «Георгиевцы»...

А кто-то пришел с плакатами, на которых можно было прочитать: «За чистоту русского языка», «Единство духа — единство культуры», «Сегодня День единства славянских народов». Молодые лица, разноцветные флаги, льющаяся с эстрады музыка и майское небо в белоснежных облаках создавали праздничное настроение. Молодежь пританцовывала и подпевала песням Андрея Селиванова, Ольги Арефьевой и Стаса Бартенева.

«Что для вас значит этот день?» — интересуюсь у двух девушек, скромно стоящих в стороне. Серафима и Наталья учатся в ПСТГУ, утром у них нет занятий, и они решили прийти сюда, чтобы послушать проповедь Патриарха и посмотреть концерт.
«Это праздник святых, которые подарили славянским народам азбуку. Для меня это очень важно, потому что я русская и православная», — говорит Серафима.
«Они перевели на славянский язык Библию, и благодаря им на Руси распространилось христианство», — добавляет Наталья. «Я часто бываю на Китай-городе, вижу памятник и вспоминаю о них. Здорово, что существует такой праздник. Потому что нашу культуру необходимо возрождать и поддерживать», — считает Серафима.

По словам Александра, который учится на пятом курсе Перервинской духовной семинарии, святые Кирилл и Мефодий заложили основу духовного развития Российского государства. «Я всё время молюсь им, чтобы они помогали мне в учебе, и они помогают», — признается он.

Галине 65 лет. Она каждый год приходит в этот день на молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, с ними ее связывает нечто личное.
«У меня сын поступил в институт, и ему очень сложно было выступать перед людьми. А этого требовала его будущая профессия. И я постоянно молилась святым Мефодию и Кириллу, чтобы они помогли ему эту скованность преодолеть», - рассказывает женщина. В итоге сын успешно закончил институт, аспирантуру и сегодня уже сам преподает.
Галина уверена, что в этом помогала ее молитва: «Когда человек искренне обращается к святым, они также искренне отвечают на его просьбы и молитвы, особенно материнские. Я до сих пор удивляюсь, что он преодолел в себе природную робость».

Немцы здесь, «русские» там

Такие общенациональные праздники, объединяющие всех, кто считает русский язык своим родным, иногда дарят удивительные встречи. Так случилось и в этот раз. Худенькая фигурка в монашеском облачении привлекла мое внимание... Матушка Амвросия - насельница монастыря святых Царственных страстотерпцев в Дании. Только вчера сошла с трапа самолета. «Я там на послушании уже несколько лет, — рассказывает она, — и каждый раз прилетаю в Москву на этот чудесный праздник».
Матушка рассказывает, что жизнь их монастыря строится вокруг паломников, число которых в последние годы значительно увеличилось. Со всех концов Европы приезжают в монастырь бывшие граждане СССР и России. Среди них много русских немцев.
«В России они ощущали себя немцами, а в Германии — русскими. Многие приняли крещение, воцерковились и стали прихожанами наших православных храмов, — матушка Амвросия оглядывается по сторонам. — Знаете, что мне обидно? Что в такой день мы не носим свою национальную одежду».

Похожие праздники отмечают в Скандинавских странах, в частности в Дании и Норвегии. Эти дни выходные. В Дании День национального единства — 17 мая. Все надевают свои национальные костюмы. Эта традиция передается из поколения в поколение.
«Весь город преображается. Народ становится совсем другим, люди по-другому себя чувствуют. И сразу как-то всё очищается вокруг. Одежда ведь тоже влияет на человека. Может быть, мы больше в храмах должны рассказывать людям о том, что за праздник День святых Кирилла и Мефодия. Напоминать, что и у нас есть национальная одежда, которая преображает человека», — размышляет моя собеседница.

Праздники не только для того, чтобы помнить прошлое

Разговор прерывает колокольный звон. Звонят не только колокола собора Василия Блаженного, но и била, установленные на сцене. Приближается крестный ход из Спасских ворот Кремля. Святейший Патриарх Кирилл служит молебен на стилобате Покровского собора, благословляя всех крестом.
«Ой, девчонки, смотрите, он нас крестит!» — удивленно восклицает одна из молоденьких зрительниц. «А что нам теперь делать?» — говорит ее подружка.

И вот Предстоятель Русской Церкви уже на сцене в окружении государственных мужей. Руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин открывает торжественную часть приветствием Дмитрия Медведева: «Этот праздник напоминает нам об общих истоках славянских языков. Азбука, созданная великими святыми Кириллом и Мефодием, открыла путь просвещению и развитию многогранной славянской культуры, объединила многие народы на протяжении веков. Уверен, что этот праздник и дальше будет служить поводом приобщения молодежи к ценностям родной культуры, воспитания уважительного отношения к своему языку». В том же контексте звучат и выступления вице-премьера  РФ Александра Жукова и мэра Москвы Сергея Собянина.
        
«Праздники существуют не только для того, чтобы помнить прошлое, а чтобы ясно понимать, куда мы идем, и иметь представление о своем будущем как народ и как страна», — начинает свою проповедь Святейший Патриарх Кирилл. Он рассказывает, что недавно рядом с его домом упала огромная 200-летняя сосна, у которой на полметра от земли сгнил ствол. Остальная же часть ствола была очень крепкой. Это - образ того, что происходит с человеком, с семьей, народом, государством, если обрывается связь с корнями. В этом случае не нужно никаких природных катастроф, великая страна развалится за несколько дней, как это было в 90-е годы.
«Для того чтобы не рухнуть как человеку, личности, чтобы не разделиться семье, сохранить народ и государство, нужно сохранять не только плодоносящие ветви и собирать плоды, — продолжает Святейший Патриарх, — не только любоваться мощным стволом, но и заботиться о корнях. Потому что корни удерживают дерево, фундамент, в том числе и жизни человека, жизни государства».

Святые Кирилл и Мефодий создали корневую систему нашей нации. Они поняли, что проповедовать о Христе нужно на родном языке народа, среди которого звучит эта проповедь. Ведь письменной речи у славян не было, только устная. И они создали азбуку. И перевели на славянский язык Евангелие.

«Там и есть наш корень. И если мы забудем об этих корнях, если значительная часть населения России не откроет Евангелия и не подумает над тем, что там сказано Богом, то вряд ли мы сможем сохранить наше могучее древо нерушимым», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

После окончания официальной части начался концерт симфонического оркестра и хора, который прерывался знакомыми многим строками стихов Анны Ахматовой и Ивана Тургенева. Вечером состоялся еще один концерт, но уже в Кремле, в котором приняли участие творческие хоровые коллективы, ансамбли и артисты с Украины, из Греции, Болгарии, Сербии, Белоруссии и России.

25 мая 2011 г. 15:03
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00