![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1
1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
В храме святого Ильи Пророка в Лемешево молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни 13 сентября, в храме святого Ильи Пророка в Лемешево (Подольское благочиние) епископ Видновский, викарий Московской (областной) епархии возглавил торжественное богослужение, приуроченное к двадцатипятилетию возрождения прихода.
13 сентября 2020 г. 20:26
|
![]()
19 марта 2012 г. 01:00
Глушить иль не глушить – вот в чем вопросГосударственная комиссия по радиочастотам поручила Научно-исследовательскому институту радио к осени изучить возможность использования блокираторов сигналов для сотовой связи в закрытых помещениях и на ограниченных территориях. Этот первый, пока еще весьма робкий, шаг государства в области использования "глушилок" для сотовых телефонов уже успел породить волны информационного фона, в том числе в церковной среде. И не случайно: ведь с инициативой разработки "рамочной" методики ограниченного подавления сигнала в Министерство связи и массовых коммуникаций вышли администрации некоторых театров и вузов, а также отдельных приходов Русской Православной Церкви. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, проблема использования "глушилок" имеет четыре основных аспекта: технический, организационный, правовой и нравственный. Пока государство внедряется лишь в первый из них. К 1 сентября ученые совместно с Министерством обороны, другими силовыми ведомствами и уполномоченными службами проведут серию экспериментов в специальной опытной зоне, чтобы определить, какие устройства и как именно можно применять. Организации: первые ласточки С радиотехнической точки зрения все подобные агрегаты делятся на два больших класса: генераторы шума (грубо забивают все радиосигналы в определенном частотном спектре) и "интеллектуальные" блокираторы сотовой связи (входящая в их состав специальная базовая станция не позволяет передавать и принимать звонки за исключением номеров, внесенных в особый "белый" список). И блокираторы, и шумовики уже давно не являются достоянием только лишь спецслужб и широко вошли в нашу жизнь, хотя многие из обывателей об этом не подозревают. Помимо следственных изоляторов, в крупных российских городах с результатом их деятельности уже можно столкнуться как в театрах (во время спектаклей сотовые сигналы в зрительных залах подавляют столичные Большой и Александринский театры), так и в отдельных высших учебных заведениях (в основном в тех аудиториях, где проходят экзамены). Из храмов же на канонической территории Русской Православной Церкви известен лишь один пример ответственного использования "глушилок", да и тот за пределами нашей страны. В Благовещенском приходе казахстанского города Актау очень довольны практикой "вырубания" сигнала на время богослужений и, по словам настоятеля храма протоиерея Игоря Вырикова, пока не получали ни единого нарекания на работу этих устройств. "Система глушения развернута с нашего благословения по инициативе прихожан, - рассказал ЦВ отец Игорь. – Клирики в ее работу не вмешиваются: активисты сами включают питание с началом службы, а в конце, соответственно, отключают. Закупали оборудование в Китае тоже прихожане, храм в этом не участвовал. Лично мне это новшество кажется удобным и разумным. Во время службы посторонние телефонные звонки не смущают молящихся, а ссылки на пропущенные звонки не уместны: все сотовые операторы уже давно автоматически извещают абонентов о том, кто и когда набирал их номер, пока они находились вне зоны доступа". Техника: на грани фантастики Обе разновидности "глушилок" в Москве сегодня продаются десятками Интернет-магазинов, и, как выяснил корреспондент "Церковного Вестника", это также стопроцентно китайская продукция. Максимальный радиус их действия, как правило, простирается в пределах от 7 до 50 метров, а цена варьируется от 8 тысяч (за простенькие модели с сетевым питанием) до 200 тысяч рублей (за универсальные подавители переносных радиоустройств, интегрированные в корпус в виде обычного кейса). Отдельная стезя разработчиков – портативные генераторы помех, внешне имитирующие, как правило, коробку сигарет. Такие "шумовики" можно прикупить за 5 тысяч, но и уверенный радиус подавления сигнала у них, конечно, меньше – до 10 метров. "Не требуется ли разрешения государственных органов на использование таких разработок?" – поинтересовались мы, дозвонившись продавцу одного из сетевых магазинов. "Конечно, нет! – удивились на том конце провода. – Никаких нормативных актов на сей счет в России сегодня не существует, так что заказывайте товар без опасений". "Нынешняя практика глушения сотовой связи в Российской Федерации действительно ничем не регламентируется, - подтверждает заведующий отделом по связям с общественностью Министерства связи и массовых коммуникаций Михаил Гуров. – И подчас люди, заинтересованные в глушении, закупают гораздо более мощные устройства, чем требуется. Но прежде чем что-то запрещать, мы перевели эту проблему в плоскость научного изучения. И только когда ученые выдадут свой вердикт, можно будет переходить к методически обоснованным рекомендациям и к построению правовой и разрешительной базы". Право: время самодеятельности на исходе Действительно, с одной стороны, разрешено все, что не запрещено. "Но представьте такую ситуацию: один из расположенных в Москве храмов на время службы включил "глушилку", а проходящий по тротуару человек из-за этого пропустил важнейший звонок, - рассуждает иерей Сергий Голев, священник из Подмосковья и преподаватель Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского. – Думаю, он не очень порадуется этому. И что ему тогда посоветовать – в суд подавать?" В Роскомнадзоре "Церковному Вестнику" не смогли четко назвать количество судебных исков, поданных по факту ненадлежащего глушения сотовой связи, и даже не вспомнили, были ли подобные прецеденты. Зато в административном порядке, по словам Наума Мардера, предупреждения несколько раз выносились. Сейчас же этому ведомству поставлена задача до конца года выдать проект нормативно-правового акта, который бы легализовал радиоблокираторы, ограничив самодеятельность хозяйствующих субъектов. Что касается операторов сотовой связи, они, понятное дело, не очень обрадовались этим намерениям, но и в панику впадать не поспешили. - Известны примеры, когда абоненты ставят репитеры в надежде улучшить качество своего сигнала, а в результате падает качество приема у их соседей, - прокомментировала "Церковному Вестнику" проблему пресс-секретарь компании "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") Анна Айбашева. – Мы же как оператор сети общего пользования заинтересованы в оказании услуг широкому кругу потребителей без ограничений. Если устройства, о которых идет речь, получат законодательное закрепление, использоваться должны исключительно сертифицированные средства подавления. Нравственность: совесть – лучший этикет Однако, как известно, не существует цензора сильнее собственной совести, и в этом смысле никакой блокиратор не пересилит самосознания церковного человека, понимающего, что посторонними звуками во время богослужения в храме он как минимум проявляет неуважение к окружающим (ведь не случайно в последние годы даже в светской культуре возник специальный термин "мобильный этикет"), не говоря уж о более высоких материях. Как у нас дело обстоит с этим? Если начистоту – не очень. Сегодня в храмах Москвы или другого крупного российского города редко найдешь входные двери без перечеркнутого красной косой чертой изображения мобильного телефона. И все равно трезвон, причем отнюдь не колокольный, разносится в самые неподобающие моменты. Настоятель домового храма Святой Мученицы Татианы Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов, однажды устав взывать к совести "забывчивых", решил воспитывать прихожан, из сумок которых во время Евхаристического Канона раз за разом раздавались телефонные трели, следующим образом. По окончании Божественной Литургии он прилюдно предлагал виновным такую альтернативу: либо вы добровольно отдаете ваш телефон за свечной ящик, и тот поступает в распоряжение храма, либо встаете у двери на выходе и просите прощения у всех, кому мешали сегодня молиться. Сказать, что жесткая дисциплинарная мера действия не возымела, нельзя (отключать телефоны с началом службы люди стали гораздо чаще), но полностью проблемы все же не решила. Резюме: универсального рецепта пока нет Главный собор крупного подмосковного райцентра. Один из пономарей во время великопостной вечерни усердно строчит сообщения на ай-фоне. Как ни странно прозвучит, у него такое послушание. Если выразиться точнее, при помощи навороченного средства связи он помогает четкому отправлению богослужения. "Отключить сотовый сигнал во время службы? – округляются от удивления глаза церковнослужителя. – Это сильно бы повлияло на общую организацию нашей работы. Ведь управление звукоусилением и связь со звонарем на колокольне у нас сейчас осуществляются по линиям и протоколам мобильной связи. Правда, скоро мы перейдем на радиостанции, но при особо торжественных или архиерейских службах, когда нужно быстро связываться со многими людьми, от мобильников отказаться не сможем". Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский перспективу размещения "глушилок" оценивает положительно: "Думаю, большинство священнослужителей будет за, так как звонки мобильных телефонов во время богослужений мешают молиться". Но далеко не все священники поддерживают столь категоричную позицию. "Вопрос о разумности использования глушилок во время служб дискуссионный, думаю, его следует оставить в юрисдикции приходских советов конкретных храмов, - считает иерей Сергий Матюшин, сотрудник синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. – Согласен: неуместным звонком можно сбить проповедника, пустив насмарку всю его подготовку. Но это, скорее, вопрос общей культуры, и без воспитания людей его не решить. Если же мы в административном порядке введем некоторые обязательные требования глушения сигналов для всех храмов, это ляжет дополнительной нагрузкой на их бюджеты. Что не совсем правильно: все-таки подобное оснащение должно приобретаться за счет меценатских взносов". "Лично я свой телефон, даже в алтаре, всегда держу включенным в виброрежиме, - признается иерей Филипп Ильяшенко, замдекана исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Это принципиальный момент, и не только потому, что знакомому священнику в любой момент могут позвонить люди с неотложной просьбой. Я – сторонник сильного государства, последовательно выступаю за возвращение в Россию монархического строя, но при этом считаю, что полицейскую компоненту нашим властям усиливать не нужно. Вместо глушения сотовых телефонов гораздо плодотворнее, к примеру, избавить некоторые социальные сети от нецензурной брани. Да и потом, во всем мире для гражданских лиц радиочастот выделяется гораздо больше, чем для военных, а у нас наоборот. И мне кажется, было бы лучше, если бы власти озаботились бы именно этим перекосом, а не выяснением, кто правильно глушит сигналы, а кто неправильно".
19 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова:
законодательство, права человека
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
17 марта 2021 г. 14:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
|