выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Репортажи
По мнению нынешнего владельца здания, это и не храм вовсе
15 октября 2012 г. 11:20
версия для печати версия для печати

Продается храм...

Современное российское законодательство не запрещает нецелевое использование находящихся в частной собственности зданий храмов, церквей и других помещений богослужебного назначения. Не предусмотрена и процедура передачи Церкви подобных сооружений, аналогичная подобному алгоритму с находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения. Единственная возможность предотвратить превращение храма в магазин, ресторан или склад – заключить с собственником здания договор купли-продажи, аренды и т.п. В противном случае не исключено повторение истории, которая в настоящее время происходит с храмом Александра Невского в Благовещенском переулке г. Москвы.

Укрепленный на фоне массивной алтарной апсиды храма Александра Невского при бывшем Комиссаровском училище гигантский баннер извещает о... продаже здания. Многие блогеры, Интернет-СМИ, да и просто обычные люди поспешили интерпретировать этот факт как нечто из ряда вон выходящее: мол, продавец — гостиничный комплекс "Дом на Маяковке" совсем потерял совесть. "Церковный Вестник", изучив ситуацию подробнее, не отрицает аморальности вероятной сделки, буде она совершится. Но как вообще подобное оказалось возможным в центре Москвы? И можно ли избежать повторения таких ситуаций?

Интернет-сайт "Дома на Маяковке" позиционирует этот объект как памятник архитектуры середины XIX столетия, построенный для Комиссаровского технического училища. Это верно: техническое училище для мальчиков, названное в честь заслонившего собой от каракозовской пули императора Александра II крестьянина Костромской губернии Осипа Комиссарова, размещалось здесь с 1866 года. В 1891 году по Садовому Кольцу вырос комплекс новых зданий учебного заведения. После революции весь этот ансамбль отошел большевистскому военному ведомству, определившему сюда свою Военно-Политическую академию (ныне — Военный университет Министерства обороны РФ).

Все время, пока в старом корпусе училища размещался военный вуз, объем освященной 26 августа 1871г1. во имя святого Александра Невского домовой церкви использовался под столовую. В 2002 году Министерство обороны РФ, признав эту часть бывшего единого училищного комплекса "непрофильным активом", продало ее частной структуре — Обществу с ограниченной ответственностью "Топ лэвел". И 28 июля 2005г. на свет появляется распоряжение столичного правительства2 о реконструкции объекта в 3,5-летний срок. Несколько позднее с указанной фирмой был заключен инвестиционный контракт3 с обременением в виде обязательного восстановления церкви.

Храм после реализации этого намерения по контрактным условиям в качестве городской доли переходил столичным властям, которые планировали безвозмездно4 передать его священнослужителям для размещения патриаршего подворья. Указом Патриарха Алексия II тогда же был назначен настоятель — клирик храма "Большое Вознесение" протоиерей Владимир Антонов, начала формироваться община.

"Впрочем, заказчик еще до подписания документов официально обещал восстановить бывший домовый храм училища за свой счет, - рассказывает отец Владимир. – Но с началом работ заказчик все тянул и тянул, срывая предписанные сроки, и дотянул в результате до кризиса 2008 года. И тут этот объект оказывается в числе вновь выявленных памятников истории и архитектуры. Двухуровневая подземная парковка, на которую первоначально рассчитывал "Топ лэвел", по закону становится невозможной. По остальным строениям, в том числе и по церкви, работы продолжались. Строители даже в рабочем порядке вполне цивилизованно со мной консультировались, но было понятно: коммерческая заинтересованность в дальнейших инвестициях быстро угасает".

Говоря прямо, инвестор взял свои слова насчет передачи Церкви здания реставрируемого храма обратно. В марте прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин распорядился5 расторгнуть упомянутый инвестиционный контракт с ООО "Топ лэвел" по взаимному соглашению сторон. Застройщику из городского бюджета вернули 68,7 млн. руб, которые он потратил на обновление городской инфраструктуры (в том числе, и обеспечивающей функционирование церковного здания). После этого менеджеры "Топ лэвела", скорее всего, посчитав свою миссию выполненной, уходят с авансцены, и во владение всем отреставрированным комплексом вступает правопреемник — ООО "Виченза".

В главном училищном корпусе владелец поместил резиденцию "Дом на Маяковке" - четырехэтажный гостинично-офисный комплекс. После чего, видимо, задумался, что делать с домовым храмом, а также с примыкающим к нему актовым залом с небольшой пристройкой и подвалом? С подвалом определились быстрее всего: здесь разместилась шоу-рум (демонстрационное помещение) салона модной одежды. Пристройку по ранее заключенной джентльменской договоренности отдали менеджменту "Топ лэвела" (сейчас тот использует ее как съемную квартиру). Актовый зал площадью 260 кв.м пустует. Храм до сих пор не освящен. В нем лишь изредка служат молебны, хотя в алтаре есть и жертвенник, и престол для совершения Божественной литургии, закуплена положенная утварь.

По логике православного христианина, "Вичензе" несказанно повезло. Миллионы россиян мечтают работать в офисе или на предприятии, где располагается хотя бы небольшая часовня – но, увы, пока для нашей страны это, скорее, исключение. А тут под боком – большой домовый храм вместимостью полтысячи человек, да к тому же еще памятник архитектуры (если в нынешнем гостиничном корпусе предметом охраны признаны только фасады, в храме это – помещения церкви и упомянутого примыкающего актового зала). Но тут, похоже, работают люди с какой-то странной логикой. Когда мы со старостой общины Ниной Орешко попросили дежурного администратора "Дома на Маяковке" показать нам храм, тот ответил отказом. Мол, пускать посторонних не велено, ждите управляющего. После того, как мы несолоно хлебавши вернулись на улицу, некоторая нервозность персонала стала понятной: на гостиничном здании красовалось то же самое объявление о продаже, только поменьше.

"Если прежнее руководство не чинило нам препятствий в совершении молебнов и даже советовалось по поводу устройства интерьеров (по сути, убранство в храме Александра Невского только предстоит создавать), то перед днем перенесения мощей святого благоверного Александра Невского учредитель "Вичензы" Александр Флинк официально уведомил Патриарха Кирилла об ограничении количества участников молебна... пятью персонами, - говорит о. Владимир Антонов. – На месте нам, правда, удалось договориться и провести в храм всех, кто собрался у входа. Но получится ли это в следующий раз? И главное, будет ли этот следующий раз?"

Сам Александр Флинк в разговоре с корреспондентом "Церковного Вестника" без обиняков заявил, что он человек неверующий и даже атеист и в жизни никогда ничего никому не дарил (а уж собственную недвижимость – тем более).

Но разве можно придумать вариант для храма логичнее, чем организация здесь регулярных богослужений? Для этого, кстати, не обязательно передавать кому-либо само здание. Однако в ответ на эти размышления вслух собеседник огорошил: "А это и не храм вовсе. Он просто внешне похож на храм, но таковым не является".

Аргумент, если начистоту, не более логичный, чем все поведение "Вичензы". Ведь все, буквально все вышеприведенные документы – от исторического описания до хронологически последнего распоряжения московского правительства – характеризуют домовую церковь в Благовещенском переулке (официальный адрес домовладения Большая Садовая ул., 14 стр. 6) именно как храм. Да и сам Александр Флинк этого не отрицает – в том самом письме на имя Святейшего Патриарха Кирилла6, где ограничивает численность посетителей разовой службы пятью прихожанами (правда, он называет домовую церковь "придомовой"). А когда слышит от меня подобное возражение, предлагает перенести взаимное доказательство правоты в суд.

- Будем реалистами, Александр Леонидович. За заявленную вами цену – 54,4 млн. руб – гостиницу "Дом на Маяковке", пусть и расположенную в центре Москвы, с нагрузкой в виде храма-памятника площадью 336,5 кв.м никто не купит...

- Ну, это уже мое дело. Пока желающих действительно нет. Но не обязательно покупать – можно арендовать...

Случай и в самом деле особый. Но теперь церковное здание, превратившееся в результате серии сделок в чемодан без ручки для своего владельца, может уйти с молотка. Мне же, однако, кажется, что если "Виченза" и дальше будет упорствовать, оно просто будет пустовать. А пока эксперт по проведению Государственной историко-культурной экспертизы Татьяна Кудрявцева в официальном Акте о приемке работ столичного Департамента культурного наследия уже выдвинула массу претензий касательно нынешнего состояния памятника.

А предпринимателям, решившим реставрировать церковные здания, остается посоветовать не браться за гуж, покуда не оценены все коммерческие риски. Старинные здания – объекты особо трудоемкие и дорогие. А если уж пообещали, да еще Патриарху – лучше доводить начатое до конца.

ЦВ будет следить за ситуацией в "Доме на Маяковке" и в прилегающих помещениях.

 

Комментарий протоиерея Владимира Дивакова, благочинного Центрального округа Московской епархии:

Сейчас православная общественность собирает подписи против попыток продать церковное здание или использовать его не по назначению. Мы будем бороться до конца.

Комментарий инокини Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии:

Федеральный закон № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", подписанный Президентом РФ 30 ноября 2010г., не распространяется на имущество религиозного назначения, находящее в частной собственности, поэтому на его основании религиозная организация в собственность вышеупомянутое строение получить не может. Возможно, следует поставить вопрос о применении последствий ничтожной сделки в отношении договора купли-продажи этого объекта в собственность компании, однако, в этом случае есть риск отказа в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности. Как полагает Юридическая служба Московской Патриархии, Управлению Патриархии по г. Москве следует договариваться с собственником объекта и совместно искать компромиссные варианты. В качестве таковых можно предложить, например, выкуп данного объекта в церковную собственность либо получение его в безвозмездное пользование, аренду и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Петр Паламарчук. "Сорок сороков". М.: 1994, Т.2, с. 351-352.

2 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. № 1394-рп "О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ)".

3 Реестровый № 12-119010-5001-0012-00001-05 от 27 декабря 2005г.

4 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. № 1394-рп "О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ)", п.п. 4.1 и 7.

5 Распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2011г. № 210-рп «О мерах по завершению реализации инвестиционного проекта по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6.

6 Письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла № 11/09-12 от 11 сентября 2012г.

15 октября 2012 г. 11:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00