выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Репортажи
Крестный ход в день памяти св. равноап. вел. княгини Ольги и освобождения Пскова от немецких захватчиков
ЖМП № 2 февраль 2021 /  17 марта 2021 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Наследники Александра Невского

КАК В ВОИНСКОМ ХРАМЕ В ПСКОВЕ ЧТУТ ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ И ПИШУТ НОВУЮ ИСТОРИЮ

Сегодня на территории России действует более 230 православных приходов во имя святого благоверного князя Александра Невского. Среди них — всеми любимая и почитаемая Александро-Невская лавра в Петербурге, где покоятся мощи святого воина; величественные соборы в Челябинске, Новосибирске, Старом Осколе, Краснодаре; небольшие сельские храмы и домовые церкви в воинских частях. В год 800-летия со дня рождения Александра Невского мы будем рассказывать о самых известных храмах, посвященных благоверному князю. PDF-версия.

Начнем с храма Александра Невского в Пскове. Эта древняя земля навсегда связана с именем князя. В 1242 году он освободил город от немцев. В апреле этого же года недалеко от Пскова на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, где были повержены ливонские рыцари. Благодарные псковичи всегда помнили и чтили князя-освободителя. Первую церковь в его честь возвели в Пскове в 1547 году, а в начале XX века в городе насчитывалось уже пять церквей и часовен.

И спустя столетия эти северо-западные земли остаются стратегическим рубежом страны, который надежно охраняется, — Псков является пунктом постоянной дислокации 76-й Гвардейской десантно-штурмовой Черниговской дивизии ВДВ. Храм Александра Невского — храм Псковской дивизии. Его настоятель протоиерей Олег Тэор много лет руководит епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и выполняет обязанности помощника командира дивизии по работе с военнослужащими. Отца Олега часто так и называют — дивизионный батюшка.

Иконостас от Патриарха, колокола от Президента

Храм Александра Невского в псковском районе Завеличье был построен в 1908 году для воинов Омского 96-го пехотного полка, который в конце XIX века расквартировался в этом городе. По боевой славе этот полк не уступал Семеновскому и Преображенскому полкам. Сформированный Кутузовым, полк прославился тем, что во время Отечественной войны 1812 года сумел закрыть для французов дорогу на Псков и Петербург. С началом революционных событий 1917 года полк распался. О его славной истории сегодня напоминают сохранившиеся в Завеличье краснокирпичные здания казарм и штаба и храм Александра Невского.

После революции храм был закрыт. Сначала в нем располагался красноармейский клуб, а затем сюда переехал военный медицинский склад. В начале 1990-х годов городские власти решили вернуть храм верующим. Настоятелем стал протоиерей Олег Тэор.

«Военные не спешили отдавать церковь, — вспоминает отец Олег. — Два года мы служили возле стен храма, обходили его крестным ходом с прихожанами и буквально вымолили его. В 1992 году возобновились богослужения. Сохранились архивные черно-белые фотографии тех лет, на которых видно, в какой разрухе пребывал храм. Благодаря усилиям большого количества людей удалось поднять храм из руин. Президент России Борис Ельцин прислал тогда в дар новые колокола, и это было беспрецедентным случаем — впервые после 1917 года глава государства дарил церкви колокола».

Другой, не менее ценный подарок возрождающийся приход получил от Патриарха Алексия II в 1996 году — иконостас «Житие Александра Нев­ского», выполненный палехскими мастерами. Эта масштабная работа, состоящая из семи икон и пяти вставок, писанных темперой и золотом, и обрамленная в резной оклад, была удосто­ена Государственной премии России в области литературы и искусства. Святыню доставляли из Москвы самолетом командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Евгения Подколзина.

Тонна писчей бумаги для солдатских писем

В 1990-е годы протоиерей Олег Тэор был одним из первых священников, окормлявших военных.

«Когда в 1994 году началась первая чеченская война, к нам в храм стали приходить сначала жены военнослужащих — в тревоге за мужей, сыновей, отправившихся служить в горячую точку, а потом и сами солдаты с офицерами — чтобы помолиться за своих боевых товарищей или перед отъездом в служебную командировку. Надо сказать, что в те годы военные никому особенно не были нужны, их проблемами мало кто интересовался, — объясняет священник. — Псковскую воздушно-десантную дивизию никто не окормлял — вот я и взялся за это дело. На работу с военными меня благословил тогдашний правящий архиерей митрополит Евсевий. Мы с прихожанами сами начали собирать и отсылать в Чечню посылки для псковских десантников: носки, теплые вещи, одежду, средства гигиены, писчую бумагу (около тонны ее закупили), чтобы они могли писать письма родным. К нашему начинанию присоединялись верующие из других регионов. Так наш храм снова стал военным».

Отец Олег и сам лично не раз возил гуманитарную помощь в Чеченскую Республику, бывал в горячих точках в Сербии, как духовник участ­вовал в миротворческой российской миссии в Сирии.

Все, кто хоть раз бывал в Александро-Невском храме Пскова, помнит установленные между иконами памятные доски с именами погибших воинов Псковского гарнизона. Первая была установлена в память десантников 6-й роты, героически погибших в марте 2000 года. Ребята из этой роты были прихожанами храма.

«Я узнал о гибели роты от военных, — вспоминает те страшные дни отец Олег. — В начале марта в наш храм привезли отпевать разведчиков из спецназа. Сопровождающие сказали: "Скоро привезут ваших, из Псковской дивизии". Стало понятно, что с ребятами случилось что-то страшное. Позже мы узнали, что они вступили в схватку с крупным отрядом чеченских боевиков. Сражались до последнего, почти все погибли. Когда прибыл самолет с телами, мы поехали в аэропорт, отслужили панихиду. Отпевали бойцов в Троицком кафедральном соборе. Помню, во время службы возле алтаря стоял образ царя-мученика Николая II. Государь еще не был прославлен в то время, но как-то все соединилось. Мы провожали лучших воинов России, а царь их встречал».

Память о героической 6-й роте входит в молитвенную жизнь прихода. За каждой Литур­гией (она служится в этом храме ежедневно) идет поминовение всех 84 не вернувшихся из боя воинов. Как только пришло известие о трагедии в Аргунском ущелье, прихожане стали составлять списки погибших десантников и вывешивать их в храме. Родные десантников узнавали, нет ли в списке имен близких. По благословению отца-настоятеля издательский отдел храма начал собирать подробные материалы про каждого погибшего в Аргунском ущелье: прихожане вели переписку с родственниками из разных регионов страны, искали фотографии. Вся эта информация легла в основу первого мемориала 6-й роты. Тогда же зародились близкие отношения с родными погибших десантников, которые до сих пор поддерживаются. Каждый год 1 марта они приезжают в Псков на панихиду в храме Александра Невского и поминальный обед в воинской части. 12 сентября 2019 года, в престольный праздник храма Александра Невского, возле храмового музея появилась Аллея памяти героев 6-й роты.

Детские слезы радости

Свой опыт духовного воспитания воинов отец Олег Тэор передает молодым священникам, которые служат вместе с ним в храме Александра Невского и также становятся военными священниками. Как, например, иерей Александр Цыганов. Он вспоминает, что после окончания Самарской духовной семинарии приехал в Псков навестить родных, познакомился здесь со ­своей будущей женой. Тогда же владыка Евсевий предложил ему послужить в Псковской епархии. Вскоре его рукоположили в диаконы. Из Пскова диакон Александр отправился служить в армию и после окончания срочной службы вернулся в храм Александра Невского, где был рукоположен в сан священника.

«Военный священник — это особое призвание, — объясняет отец Александр. — У нас в храме, бывает, участвует в службе до 400 человек десантников, и надо суметь найти слова, которые смогли бы поддержать каждого служащего в армии. Помню, отец Олег брал меня с собой на беседы с военнослужащими, где он рассказывал о своем духовном опыте, о встрече с Богом. И я видел, что этот личный опыт лучше всяких красивых и, может быть, очень умных фраз о вере заставляет людей задуматься о вечности в их жизни. Еще меня тогда поразило в нашем батюшке, как всякий раз, когда ему какой-то человек рассказывал простые истории, которые свидетельствовали о действии Господа среди людей, на его глазах появлялись слезы. Искренние слезы радости, как у ребенка».

Этот опыт духовничества помогает отцу Александру в его служении помощником командира 234-го десантно-штурмового полка по работе с военнослужащими.

Бесценная школа клироса

Особая гордость храма Александра Невского — это его хор. Один из его регентов Ирина Семенова объясняет, что большой хор подразделяется на несколько меньших и ими руководят несколько регентов. Есть большой, праздничный хор, который поет на воскресных и праздничных службах, есть хор алтарников, молодежный и детский хоры. Недавно появился хор казаков. Таким разнообразием певчих не всякий московский храм может похвастаться.

«Батюшка всегда хорошо понимал, какое значение имеет для богослужения клирос и чтецы, — замечает Ян Осин. — Ему удалось тогда собрать у себя в храме лучших певцов города Пскова. Вскоре регентом стала пришедшая из Дмитровского храма Ольга Владимировна Лопатникова, очень сильный музыкант. И с ней пришли несколько замечательных вокалистов, вместе с которыми мы составили основу хора. Также пришли певцы из светских коллективов, некоторых я и сам приглашал, поскольку уже начинал выступать на профессиональной сцене. И собрался такой хор, который сразу же составил конкуренцию хору Троицкого кафедрального собора. Мы стали выступать с концертами и у нас в Пскове, и за границу ездили на гастроли».

Ян Осин, заслуженный артист России, много лет пел в хоре храма Александра Невского и уверен, что для певчих это стало хорошей школой, которая помогла им в дальнейшей карьере. Он вспоминает слова Федора Шаляпина, который говорил, что все выдающиеся русские певцы начинали свою деятельность на клиросе.

«И я согласен, это лучшая школа для певца. И за возможность пройти эту школу низкий поклон батюшке, который был вдохновителем даже в самые непростые — 1990-е годы. Тогда трудно было найти даже малые деньги на зарплату людям, чтобы они могли просто выжить, а тут батюшка заботился о существовании не только прихода, но и клироса, да еще такого большого. И все это помнят прекрасно, поскольку для многих это был важный этап в жизни. Каждый раз, когда приезжаю в Псков, обязательно прихожу на службу в храм Александра Невского, чтобы петь в родном хоре».

Исторические изыскания в честь святого князя

В мае этого года в Пскове пройдут ХII Международные Александро-Невские чтения, на которые по традиции (если будут сняты ограничения в связи с пандемией) съедутся участники не только из России, но и из Прибалтики, Польши, Германии и других стран. Эта ежегодная конференция проводится по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона при поддержке областной и городской администрации, а придумал ее 12 лет назад отец Олег Тэор. И все эти годы прихожане Александро-Невского храма во главе со своим настоятелем организуют и проводят эти чтения.

«Наш батюшка исходил пешком весь Псковский край, и он один из лучших знатоков его истории и святынь, — рассказывает Вера Громова, принимающая непосредственное участие в проведении чтений. — Он собрал уникальную библиотеку — более 40 тыс. книг на духовные и исторические темы. Вместе со своим приходом организовал при храме музей, где хранятся сотни реликвий, среди которых личный Ветхий Завет императора Николая II и ряса святого Иоанна Кронштадтского. Александро-Невские чтения стали прямым продолжением историко-краеведческой деятельности нашего храма».

Начинались чтения в небольшом зале приходской библиотеки, но уже много лет проходят на самых крупных площадках города. Каждый год чтения открываются Литургией и молебном в храме Александра Невского, затем все едут на Соколиху, где установлен известный всем памятник Александру Невскому и его дружине. Завершается день концертом духовной музыки в Пушкинском драматическом театре. Помимо взрослых заседаний, в которых принимают участие историки, краеведы, архитекторы, учителя, военнослужащие, общественные деятели, есть детская секция, где ребята делают доклады, читают свои стихи, поют и где проходит выставка их рисунков.

«Я очень люблю бывать на их выступлениях, — замечает Вера Александровна. — Это не только, как говорится, радует глаз, но и очень познавательно. Дети делают интересные доклады. Мне запомнился рассказ одного мальчика о том, что у российской императорской семьи хранилась икона Божией Матери, которая когда-то принадлежала князю Александру Невскому и переходила по наследству от одного царя к другому. Удивительно ведь!»

В этой статье упомянуты не все начинания прихода храма Александра Невского. Можно рассказать еще о том, как протоиерей Олег Тэор вместе со своими прихожанами возродил в Пскове морской храм Святителя Климента Римского, сегодня занимается восстановлением древнего монастыря Пантелеимона Целителя и исторических зданий Омского полка, где откроется духовно-просветительский центр. В 12 км от города находится село Выбуты — родина княгини Ольги. Местный храм Ильи Пророка и все памятные места, связанные со святой княгиней, также возрождены александро-невским приходом, который не забывает призывать к себе в помощники псковских десантников, ведь они прихожане этого храма. Так и получается, что и в мирных делах, и в ратных — всегда с молитвой, всегда с Божиим благословением все готовы прийти на помощь друг другу. Как когда-то их великий предок святой благоверный князь Александр Невский.

 

17 марта 2021 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00