iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Репортажи
Концерт-реквием "Исповедники Православия после гибели империи"
27 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Общее духовное наследие

Традиция, которая объединяет православные народы, сохранялась на протяжении столетий и дошла до нас трудами подвижников благочестия, верных Христу по апостольскому слову "даже до смерти". Поэтому так много сил Церковь должна прилагать и прилагает, чтобы память о них была жива в сердцах людей.

Российско-греческая мемориальная акция "От Рождества до Воскресения" знакомит жителей нашей страны с неизвестными для многих святыми новомучениками, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. Инициаторами акции стали не только священнослужители Константинопольской, Русской, Кипрской, Элладской Церквей и дипломаты России, Греции и Кипра, но и члены греческой диаспоры Казахстана, где живут потомки погибших за веру понтийских греков.

На Афоне потомственным иконописцем Иваном Мастеропуло специально была написана икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв. На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, святая новомученица Ирина и исповедник Иоанн Русский.

Этот образ делегация Святой Горы принесла в дар Русской Церкви. Во время передачи иконы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, члены делегации "просили помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви", - рассказал "Журналу Московской Патриархии" сопровождающий святыню монах Симеон (Мaнакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон. "После падения Константинополя многие ромеи погибли, защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие, мы в нем живем и молимся", - рассказал отец Симеон.
Также Святейшему Патриарху Кириллу были переданы аудиокниги рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих. Этот медиапроект был подготовлен Издательством Московской Патриархии совместно со студией "Константинополь". Его реализация началась восемь лет назад по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, именно его памяти посвящена серия дисков. Принимая дары, Святейший Патриарх Кирилл сказал: "С радостью благословляю все действия, направленные на распространение почитания греческих новомучеников в России и русских в Греции, поскольку нет более крепкой духовной связи между Церквами, чем совместное почитание святых".

До революции в России бережно сохранялась память о мужестве православных народов, находившихся под турецким владычеством. Один из организаторов мемориального форума Павел Илларионов, пояснил: "Русская Церковь почитала греческих, сербских и болгарских святых, погибших за веру. Эта память даже во многом определяла восточную политику Российской Империи. Теперь мы возрождаем эту традицию. Инициатором этого являются потомки тех греческих переселенцев, которые сегодня живут в странах бывшего СССР. Это продолжение духовного общения наших православных народов". "Значение подвига своих соотечественников всегда было очень важно для национального самосознания греческого народа. Но оно объединяет не только греков между собой, но и русский и греческий народы в их историческом пути. Именно подвиг за веру, преодоление страха смерти, стал залогом духовного возрождения для обеих наших стран", - подчеркивает Павел Илларионов.

Одним из центральных мероприятий акции стал концерт-реквием "Исповедники Православия после гибели империи", который закрывал XX Рождественские чтения. Сделанное на высоком художественном уровне театрализованное действо не смогло оставить равнодушным никого из зрителей, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя собрались сотни людей из разных епархий, которые приехали в Москву для участия в Рождественских чтениях. В течение вечера прозвучали и аутентичные византийские песнопения в исполнении известного греческого хора "Эргастири Псалтикис", и народные песни, а также современные греческие песни фольклорного понтийского коллектива из Афин "Кёляли", так органично преломляющие национальную традицию, что сами греки считают их народными. Их тексты повествуют о жизни потомков криптохристиан, живущих сейчас в Казахстане и на Кавказе. Ансамбль народных инструментов имени Людмилы Зыкиной исполнил современную греческую музыку из фильма "Щепотка перца", рассказывающего о судьбах греков Константинополя в XX веке. Знаменитые российские актеры декламировали избранные жития новомучеников, а также отрывки из поучений Паисия Святогорца.

Руководитель проекта "Исповедники Православия после гибели империи" режиссер Константин Харалампидис рассказал: "Слава Богу, что кардинально ничего не изменилось за века - предательство по-прежнему пока предательство, а мужество и подвиг способны оценить и наши современники. Именно к ним мы обращаемся по завету старца Паисия Святогорца, который много раз сравнивал мужество прежних времен, решимость святых и слабые безвольные жизни большинства людей сегодня"
"Найти духовное мужество, вернуть народу достоинство и решимость, вновь духовно приблизить современных греков к великим эллинам и ромеям, а русских – к идеалам народа Святой Руси способен один Бог. От нас нужно одно – искреннее стремление и воля. Воля – как раз то, чего нам так не хватает сегодня, но в избытке было у святых, новомучеников и исповедников всего греческого мира. Они духовные наследники великой империи и доказали это своей жизнью", - подчеркнул Константин Харалампидис. "История, которую мы хотим рассказать нашим современникам – это урок того, что самые великие империи падают, когда ее народ в массе своей отказывается от высоких христианских идеалов, а крах империи означает время глубочайших страданий для всех поголовно. Но святые, благодаря тому, что имели веру, волю и решимость, пошли на небо, а те, кто не имел этой силы, оказались на пути падения и гибели", - заключил режиссер.

В мемориальном вечере также участвовали министр иностранных дел Греции Ставрос Димас, Чрезвычайный и Полномочный посол Греции в России Михаил Спиннелис, митрополит Тамассийский и Оринийский Исайя (Кипрская Православная Церковь), президент Межпарламентской ассамблеи Православия, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. К собравшимся обратился главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. "Нас объединяет Святое Православие, нас объединяют новомученики", - сказал он. Отец Владимир отметил интерес, с которым греческий народ относится к подвигу новомучеников Российских, пострадавших в XX веке, и подчеркнул, что "русские должны и хотят знать многовековой подвиг греческого Православия, подвиг новомучеников, которым утверждается Церковь".

Мемориальная акция "От Рождества до Воскресения" проходит в течение всего 2012 года в Москве, Ростове-на-Дону, Алма-Ате и на Святой горе Афон. В ней принимают участие делегация Святой Горы, представители епископата и духовенства Вселенского Патриархата, Элладской и Кипрской Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции и греческой диаспоры Казахстана.

27 января 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00