выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Репортажи
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

В Москве завершилась Первая всероссийская олимпиада по основам православной культуры

Накануне финала Первой всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры организаторы рассказали о ее задачах и предварительных итогах. В пресс-конференции в РИА «Новости» приняли участие заместитель председателя оргкомитета олимпиады, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель центральной методической комиссии олимпиады Татьяна Склярова, член оргкомитета олимпиады, проректор Российского государственного социального университета Дмитрий Сумской, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Тараданова, председатель правления Фонда просвещения «Мета» Валентина Сигаева. Вел пресс-конференцию ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин.

Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев положительно оценил первые итоги конкурса и отметил, что «олимпиада выявила много талантливых детей, обнаружила заинтересованность в обществе». В 2009 году этот конкурс впервые включен в перечень предметных олимпиад школьников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Участие в олимпиаде приняли восемь тысяч школьников с 5 по 11 класс из 30 регионов России. Заключительный тур олимпиады в Москве собрал 150 финалистов.
По словам о. Владимира Воробьева, победители получат льготы при поступлении в ряд вузов для обучения по специальностям «теология» и «религиоведение». Представитель Министерства образования и науки Ирина Тараданова уточнила, что каждый вуз, обладающий соответствующей кафедрой, сам определит, какая льгота будет предоставлена: «либо это будет прием абитуриента вообще без вступительных испытаний, либо дополнительные 100 баллов по результатам ЕГЭ, либо льгота, связанная с направлениями творческих испытаний».

Вместе с тем, в ряде случаев олимпиада продемонстрировала недостаточный уровень подготовки преподавателей по основам православной культуры. По мнению проректора РГСУ Дмитрия Сумского, для решения этой проблемы необходимо создание Российского координационно-методического центра по повышению квалификации и переподготовке учителей и методистов по этой дисциплине. Олимпиада должна проводиться ежегодно — таково было общее мнение участников пресс-конференции.
Изучение основ православной культуры в школе — первый шаг к знакомству с фундаментальной областью знаний. Предполагается, что те, кого заинтересует этот предмет, могут получить высшее образование в вузах по специальности «теология» и продолжить заниматься наукой. Однако до сих пор в нашей стране нельзя защитить диссертацию по теологии и получить диплом, утвержденный Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Отвечая на вопрос корреспондента «Церковного вестника» о том, будет ли специальность «теология» включена в перечень ВАК, о. Владимир Воробьев высказал сожаление о том, что до сих пор этот вопрос не решен.

Представители отечественного богословского образования в 2008 году отдали немало сил поискам решения этой проблемы. Святейший Патриарх Алексий II обращался Президенту РФ. К сожалению, преодолеть сопротивление атеистически настроенных педагогических кругов пока не удалось. По словам ректора ПСТГУ, сложившаяся ситуация «нелогична», поскольку уже в течение ряда лет существует государственный стандарт по теологии, есть аспирантура по этой специальности, а защитить диссертацию по ней нельзя.

Ректор ПСТГУ привел статистику, согласно которой сегодня в российских вузах открыты 45 факультетов и кафедр теологии. Из них 38 православных, пять — мусульманских. А один факультет, в Барнауле, — атеистический. Он был создан в начале 90-х годов, когда действовал первый государственный образовательный стандарт, разработанный религиоведами. Позднее появились стандарты второго поколения, и религиозным организациям удалось договориться о разработке поликонфессионального стандарта по теологии.

Несмотря на то, что специальности «теология» нет в официальном перечне, «на самом деле теологи очень востребованы, и в разных областях. В первую очередь, в преподавании основ православной культуры, в СМИ, в музеях, архивах, администрациях. К нам, например, приходят из Администрации Президента и просят организовать специальные семинары. Везде нужны специалисты, знающие религию», — подчеркнул о. Владимир.

Первая всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры проводится на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при поддержке Министерства образования и науки России, Совета ректоров России и Российского государственного социального университета.
 

Анна Курская
30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: олимпиада, ПСТГУ, школа, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00