iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Репортажи
Храм Богоявления. Село Запсковье. Фото Льва Савинова.
ЖМП № 9 сентябрь 2020 /  16 декабря 2020 г. 14:17
версия для печати версия для печати

Псковский ренессанс

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ПО РЕСТАВРАЦИИ ВОЙДУТ ВСЕ ДРЕВНИЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В Псковской области, наряду с Владимир­ской, Смоленской и Новгородской, сохранилось больше всего древнейших православных каменных храмов. В этом году 10 шедевров псковского архитектурного зодчества включены в Cписок Всемирного наследия ЮНЕСКО1. На реставрацию памятников культуры Псковщины, в том числе и на храмы, планируется выделить около 12 млрд руб. О том, какие работы планируется провести, что делать с руинированными храмами в вымерших деревнях и как уберечь действующие храмы от пожаров, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал древлехранитель Псковской епархии монах Антоний (Воеводин). PDF-версия.

«Старина старинная»

В пределах Псковской митрополии выявили и поставили на учет 325 храмов, относящихся к объектам культурного наследия (ОКН) Российской Федерации (см. справку). Из них 200 расположены непосредственно в Псковской епархии, остальные — в Великолукской. Условно их можно разделить на четыре группы.

К первой относятся древние храмы и монастыри XII–XVI веков. Это «золотой фонд» древне­русского зодчества, видовые объекты особого значения, тот духовный фундамент, на котором формировались русская культура и государство. Именно они в первую очередь привлекают на Псковскую землю паломников и туристов. Это, например, Троицкий собор Псковского кремля (памятник регионального значения), Снетогорский и Мирожский монастыри, храм Рождества Христова в Малах, Псково-Печерский и Святогорский монастыри (здесь похоронен Александр Пушкин) и другие. Эти объекты стоят в числе первых в программе по реставрации, на которую государством выделено из средств внебюджетного финансирования около 12 млрд руб. Некоторые из этих храмов стоят не сами по себе, а расположены в монастырях и вкупе с остальными монастырскими объектами входят в комплексы памятников.

На первый взгляд, состояние этих храмов не вызывает беспокойства. Но если внимательно осмотреть фундаменты, стены, крыши, то станет очевидно, что памятники требуют комплексной реставрации. Например, в районе, где расположен Успенский Псково-Печерский монастырь, почва состоит из известняка и плитняка. Воздействие грунтовых вод создает угрозу разрушения 22 объектов культурного наследия, которые находятся на территории обители. Чтобы не допустить разрушения этих памятников, в прошлом году начались работы по укреплению аварийных склонов над пещерами.

Преображенскому собору Мирожского монастыря регулярно угрожают подтопления. Бывает, что во время сильных паводков вода в реке Великая поднимается на 1,5 м выше уровня пола собора. Избыточная влажность разрушает и сам храм, и фрески XII века.

Снетогорский монастырь расположен на берегу излучины реки Великой. Берег, состо­ящий из известковых пород, осыпается, и одна из монастырских башен буквально повисла над рекой. То же самое может случиться и с другими строениями обители. Под угрозой в том числе оказался собор Рождества Богородицы, в котором сохранились фрески XIV века и который относится к объектам Всемирного наследия.

Всеми реставрационными работами в Псковской области занимаются местные власти, Псковская митрополия и автономная некоммерческая организации «Возрождение объектов культурного наследия Пскова и Псковской области» (далее — АНО «Возрождение»). В ее планах провести перво­очередные противоаварийные работы (по своему объему это целая программа), включающие консервацию и укрепление стен, фундаментов, сделать отмостку по периметру объекта, ремонт кровли, а также привести в порядок внутренние и внешние инженерные сети (электричество, отопление и водопровод) и восстановить монументальные росписи.

Эти работы складываются из трех этапов и рассчитаны на 5–10 лет. Они включают, в частности, реставрацию 16 комплексов памятников (примерно 90 объектов, см. справку). Первый этап уже завершен: среди проектировщиков был проведен тендер на составление проектной документации реставрационных работ. Вторым этапом планируется составить проекты, третьим — провести ремонтно-реставрационные работы.

В зависимости от состояния объекта проектировочные работы по его восстановлению могут проводиться от трех месяцев до полутора лет.

Под эту программу АНО «Возрождение» попадает и фактически полностью руинированная церковь Вознесения Господня с колокольней, находившаяся в Снетогорском монастыре. В 1936–1938 годах ее взорвали. То, что сохранилось сегодня, едва превышает фундамент. Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области при участии Минкультуры РФ планирует законсервировать эти руины, а над ними воссоздать и колокольню, и храм. Колокольня была исторически значимым видовым объектом — таким же, как Троицкий собор Псковского кремля.

Аварийный фонд

Ко второй группе относятся аварийные и остроаварийные храмы (это еще не руины, но служить там небезопасно), расположенные в селениях, где постоянно живут люди. Они востребованы у местных жителей, в некоторых из храмов сложились приходы. Епархии закрепили за этими церквями священников, которые регулярно проводят там молебны. Некоторые приходы уже юридически оформлены — только в этом случае храмы можно включить в программу АНО «Возрождение», а где-то эта работа еще продолжается.

Типичный пример — храм в честь Всемилостивого Спаса в деревне Волышово, в усадьбе Строгановых3. На него уже оформлены все документы. Пока храм пребывает в аварийном состоянии, но Псково-Печерский монастырь взял на себя попечение о нем и включил в списки программы АНО «Возрождение», где он в числе первых. В настоящее время готовится проектная документация.

Когда с реставрационными работами очень торопятся, часто важные моменты выпадают из поля зрения, и смета увеличивается в несколько раз. Например, в спешке могут не учесть, что грунт возле храма из-за известняка и грунтовых вод «ползет» на глубину до 5 м. В этом случае фундамент надо укреплять уже на 10 м в глубину, иначе за год-два все строение опять превратится в руины.

Третья группа — это храмы, которые пострадали по разным обстоятельствам и срочно требуют ремонта. Чаще всего причиной бывает пожар, возникающий при нарушении правил противопожарной безопасности.

Например, от огня пострадал храм Архангела Михаила, построенный в XIX веке в деревне Мельницы. Если не починить сгоревшую крышу, через пять лет от храма останутся руины. Приход начал сбор средств на реставрацию, готовится проектная документация. В сбор средств внесла весомый вклад программа «Вернем жизнь храму» на телеканале «Спас».

Пожар в Мельницах произошел по нелепой случайности — от печной искры, которая через трубу попала на крышу (у нас все храмы с печным отоплением). Ведь каменные только стены, а крыши, барабаны, обрешетка на крыше — деревянные. По требованиям ГОСТа расстояние от камня до деревянной поверхности должно составлять не менее 40 см. К сожалению, подобные правила часто нарушаются, поэтому епархиальный древлехранитель периодически навещает служащих в таких храмах священников и инструктирует их. У всех есть контакты древлехранителя, к нему всегда можно обратиться по вопросам противопожарной безопасности и эксплуатации храма. В ближайшее время Псковская епархия планирует издать наглядное пособие с объяснениями, как устроена электропроводка, печка, какие меры безопасности необходимо соблюдать.

И наконец, четвертая группа, самая сложная. Это руинированные храмы преимущественно XVII — начала ХХ века в вымерших населенных пунктах. В Псковской епархии их около 10 % от общего числа. Например, храмы Спаса Преображения в деревне Слобода, Ильи Пророка в деревне Конечек (оба XVI века). У некоторых храмов сохранились даже стены и своды, хотя немало и просто остатков фундамента, которые не найдешь без предварительной работы в архивах. К счастью, епархии в этом помогают энтузиасты — любители истории, которые время от времени выявляют остатки этих храмов, фотографируют, а затем выкладывают фото и координаты храма в соцсетях.

Объект без исторической значимости

Чем можно помочь этим храмам сегодня? В деревне Посолодино стоит храм Входа Господня во Иерусалим — один из самых больших в Псковской области. Он был освящен в 1901 году. От трех деревень, жители которых построили этот храм, сегодня осталось четыре дома, прихода у храма нет. Это уникальный по архитектуре памятник регионального значения. Но кто в нем будет служить и молиться, если его восстановить? В перспективе в программу АНО «Возрождение» он должен войти во вторую или третью очередь. Спасти такие храмы для будущих поколений может только консервация — это менее затратно. Здесь востребована помощь добровольцев. Например, в прошлом году Псковская епархия уже привлекала их в программу «Волонтеры культуры» (см. справку).

Кроме того, очень трудно начать восстановительные работы, если не определена форма собственности храма. В Псковской епархии около 20 бесхозных храмов. Муниципалитет и Псковский музей4 не спешат брать их на свой баланс. По их мнению, привлечь туда туристов даже после реставрации будет непросто.

Конечно, о них могла бы позаботиться епархия. Пока идет поиск ресурсов для консервации, сотрудникам епархии удалось сделать обмеры и составить реестр таких храмов. Вселяет надежду то, что находятся неравнодушные люди, которые собираются на молитву в руинированных храмах. Ставят крест на месте алтаря и служат акафист святому, в честь которого построен храм, а на большие праздники даже приглашают священника совершить там Литургию. Таких мест в епархии около 20.

Подобные инициативы поддерживает и мит­рополит Псковский и Порховский Тихон. Например, в этом году владыка отслужил две Божественные литургии — на Троицу и в праздник Собора Псковских святых — на руинах Довмонтова города5, который находится в границах Псковского кремля. Когда-то в этом месте на небольшом пространстве стояло с десяток храмов, сейчас от них остался только фундамент.

Служба на этом месте не совершалась 350 лет. Во время Северной войны Псков оказался в зоне военных действий, и Петр I превратил эти храмы в фортификационные сооружения. В 1950–1960-е годы Псков восстанавливался после разрушений, в Довмонтове городе работала группа археологов из Эрмитажа. Ученые нашли редкие фрески с оригинальным псковским письмом из этих храмов. Фрески очень хорошо сохранились и сегодня находятся в хранилищах Эрмитажа.


Примечания

1 Храмы Псковской области, вошедшие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО:

∎ собор Святого пророка Иоанна Предтечи;

∎ ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор;

∎ ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Пресвятой Богородицы;

∎ церковь Михаила Архангела с колокольней;

∎ церковь Покрова от Пролома;

∎ церковь Космы и Дамиана с Примостья;

∎ церковь Георгия со Взвоза; 

∎ церковь Богоявления со звонницей;

∎ церковь Николая со Усохи;

∎ церковь Василия на Горке.

2 Из презентации помощника древлехранителя Псковской епархии Л. А. Громовой на XXVIII Рождественских чтениях

3 Усадьба принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову (1818–1864) — флигель-адъютанту, действительному статскому советнику, коллекционеру, одному из основателей Санкт-Петербургского археологического общества истории и древностей российских.

4 ГБУК «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

5 Довмонтов город — каменная постройка XIII в., сделанная для дополнительной защиты городского посада Пскова. Название дано по имени псковского князя Довмонта (в крещении Тимофея). В XV–XVI вв. на территории Довмонтова города находилось 17 храмов. Многие из них потеряли свое значение и были снесены на рубеже XVI–XVII вв.

СПРАВКА
В 1917 году в Псковской епархии действовало 554 церкви, 969 часовен, 5 мужских ,5 женских монастырей, 3 женских общины.


На территории Псковской области расположено 325 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ религиозного назначения, включенных в Единый государственный реестр. В федеральной собственности находится 105 объектов,собственности Псковской области — 33,муниципальной собственности — 19,собственности местных религиозных организаций — 5,собственник отсутствует — у 163.Из этих объектов 50 сельских храмов находятся в руинированном либо аварийном состоянии.После 1988 года Псковской епархии было передано 60 объектов религиозного назначения — и почти все в аварийном состо­янии. Восстанавливалось по федеральным целевым программам только 7 объектов. 53 объекта восстанавливали настоятели — за счет средств благотворителей и прихожан2.


Список ОКН, вошедших в программу АНО «Возрождение»: Троицкий собор Псковского кремля, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, церковь Одигитрии, подворье Псково-Печерского монастыря, Успенский Святогорский монастырь в Пушкинских Горах, церковь Рождества Христова в Малах, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, усадьба Строгановых в Волышово, остров Залит, Талабские острова. Подробнее см. «Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации “Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)” для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Псковской области» от 24 июля 2020 года № 054‑10‑2020‑008 / 1.


Пилотный проект «Волонтеры культуры» реализуется по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, при поддержке Псковской епархии и губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. Планируется, что проект продлится шесть лет. В 2019 году в нем приняло участие около 1 600 добровольцев из 49 регионов страны. Молодые люди провели работы в исторической части Печор, Изборской крепости, Снетогорском и Елизаровском монастырях. В Успенском Псково-Печерском монастыре ребята пропалывали клумбы, выравнивали почву, чистили металлический забор от старой краски, очищали от мха стены, благоустраивали и благоукрашали территорию монастыря. В 2020 году планируемые работы не состоялись.

Справка об авторе

Монах Антоний (Воеводин), насельник Псково-Печерского монастыря. Родился в 1984 г. в г. Уварово Тамбовской области. В 2019 г. закончил Псковский государственный университет, исторический факультет. В 2018 г. принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 2020 г. назначен на должность епархиального древлехранителя Псковской епархии.

16 декабря 2020 г. 14:17
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00