выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Репортажи
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

История Русского православия на Аляске

15 января в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги митрополита Калужского и Боровского Климента «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Эта книга стала итогом более чем 20-летних исследований автора, посвященных истории Русской Церкви на североамериканском континенте. Открывает книгу обращение Святейшего Патриарха Алексия II.

«Мой интерес к истории Православия в США и, в частности, на Аляске возник давно», — рассказал журналистам митрополит Климент. По его словам, с этой темой он впервые познакомился в конце 70-х годов, когда был преподавателем курса общей церковной истории в Московской духовной академии и семинарии. Тогда же он начал собирать материалы о деятельности русских миссионеров на Аляске, их трудах и подвижническом служении.

В 1982 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Климент был назначен управляющим Патриаршими приходами в США. На этом служении он находился восемь лет, и за это время смог провести более глубокое исследование. «Там появилась возможность изучать архивные документы и дореволюционные периодические издания, — продолжил свой рассказ митрополит Климент, — и, самое главное, побывать на самой Аляске. Меня увлекло не только обилие малодоступного в России материала, я нашел совсем неизвестные до того факты».

Находясь в Америке, владыка Климент начал систематически собирать материалы по теме и делать наброски будущей книги. Там же была опубликована его первая статья о Русской миссии. «По возвращении из Америки работа была продолжена, — рассказал митрополит Климент, — но из-за большой загруженности подготовка настоящего труда заняла достаточно много времени. За этот немалый срок мне удалось найти многие первоисточники в наших отечественных архивных фондах и библиотеках, что позволило детально проработать уже известные и впервые описать неисследованные страницы истории».

В своем выступлении митрополит Климент подчеркнул, что в последние годы тема истории Аляски стала весьма популярной и актуальной. Это, безусловно, неотъемлемая часть нашей отечественной истории. Но это еще и история нашей отечественной культуры, причем история долговременная, не закончившаяся с продажей Аляски Соединенным Штатам в 1867 году.

«Даже сейчас, спустя 140 лет после того, как Аляска стала частью США, чувствуется приобщенность местного населения к русской духовной культуре, — подчеркнул митрополит Климент. — И сегодня в православных храмах на Аляске верующие возносят молитвы на нескольких языках. Кроме английского и своего родного еще сохраняется в употреблении церковнославянский язык, а детям при крещении дают русские имена».

Русская духовная культура не прекратила свое существование на Аляске во многом благодаря тому, что Русская Церковь продолжила свою деятельность на ее территории и после продажи Аляски Соединенным Штатам Америки. Однако изучением церковной истории на Аляске в ее американский период еще никто серьезно не занимался. Следует отметить, что численность российского духовенства на Аляске к концу XIX века почти в два раза превосходила количество священников в период расцвета миссии в Русской Америке. В то время и внутриприходская жизнь там была намного более развитой по сравнению с русским периодом.

В книге митрополита Климента представлено исследование распространения и утверждения православной веры и церковной традиции среди коренных жителей Аляски, соприкоснувшихся в той или иной мере с русской культурой. Особое внимание уделено малоизученному «американскому» периоду. Книга является первым опытом изучения этой церковной эпохи в данном регионе.

В основе исследования лежат многочисленные свидетельства современников, сотни архивных документов, публикации миссионерских журналов, путевые записки путешественников и статьи о церковной жизни на Аляске, а также письма и книги святителя Иннокентия (Вениаминова) и других миссионеров.

«Главным итогом более чем вековой деятельности Русской Православной Церкви на Аляске стала верность ее коренных жителей Православию. Данная книга отвечает на ключевой вопрос, каким образом русская цивилизация смогла оставить столь глубокий след на Североамериканском континенте в совершенно другом народе», — сказал в заключение митрополит Климент.

Со своей рецензией на книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» перед журналистами выступил Валерий Тишков, член-корреспонден РАН. Он отметил, что митрополит Климент в своей работе привел много ярких и драматических моментов из истории Русской Америки. Валерий Тишков также подчеркнул, что в монографии владыки широко и полно описана деятельность выдающего русского миссионера — святителя Иннокентия (Вениаминова), который в значительной мере способствовал созданию системы русской миссии на Аляске.



 

Евгения Арсеньева
22 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Святитель Лука в Переславле-Залесском
Биография святителя Луки, особо почитаемого святого нового времени, охватывает разные регионы России и сопредельных государств. Она словно суровой нитью связывает Архангельск и Ташкент, Тамбов и Читу, Красноярск и Керчь. Переславль-­Залесский — ближайшее к Москве место жительства и врачебной деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Благодаря исследованиям последних десятилетий выявилась особая значимость переславского периода в жизни святителя Луки. Неслучайно в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского в 2023 году открылся музей святителя Луки. Директор музея Екатерина Игоревна Каликинская, кандидат биологических наук, член Общества православных врачей, член Союза писателей России, рассказывает о вновь открывшихся фактах в биографии святителя. PDF-версия.    
22 мая 2025 г. 16:30