В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ
У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля. В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря.
Уникальные премьеры
По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций.
Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».
Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, - продолжает Атамуратова. - После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках». Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов.
Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии
Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок. Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской. «Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, - добавляет Татьяна Атамуратова. - После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее».
Но при всей важности перечисленных святынь отнюдь не они первенствуют в экспозиции. Центральное место по праву занимает скромный кожаный поясок, на котором сквозь витринное стекло едва можно разобрать тисненную икону Вознесения Господня. Это - монашеский пояс самой основательницы обители и небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. История его обретения поистине чудесна.
«Когда в 1929 году власти приняли окончательное решение взорвать монастырь, музейным работникам под руководством заведующего отделом памятников Кремля Николая Померанцева удалось перенести саркофаги с захоронениями в подклет Казенного приказа, то есть в помещение непосредственно под этим выставочным залом, - рассказывает куратор экспозиции. - Происходило это весьма буднично, при помощи буквально одной лошадиной силы — на гужевой телеге. А в 2008 году, когда мы отреставрировали в Архангельском соборе придел святого мученика Уара, священноначалие благословило перенести туда мощи преподобной Евфросинии. При переносе и был обнаружен покоившийся на мощах этот пояс».
Домашнее задание архитекторам
Рядом — несколько экспонатов, рассказывающих о буднях и праздниках обители. Здесь можно увидеть части облачений, рукописную книгу 1883 г. о пострижении в монашеский образ, подарки к широко отмечавшемуся в 1907 году пятивековому юбилею монастыря (Евангелия, шитые иконы, вручавшийся участвовавшим в торжествах членам общества хоругвеносцев памятный жетон). На одной из икон — образ Евфросинии Московской с видом Вознесенского монастыря. Возле него нельзя было не поинтересоваться: в какой мере музейные работники готовы содействовать в грядущем воссоздании этой обители?
«Пока окончательное решение о воссоздании не принято, - сказал в ответ Андрей Баталов. - Если государство пойдет на это, мы сделаем все, что сможем. Но работа это будет трудная, даже тяжелая. Дело в том, что «приговоренные» советской властью московские церкви проходили перед сносом тщательные процедуры обмера и фотофиксации. А в Кремле обстановка, видимо, была тяжелее. Реставратору Петру Максимову удалось обмерять лишь собор, и то не полностью. По остальным церквам и вспомогательным постройкам уцелели только предварительные данные обмеров. Отмечу, что по Чудову монастырю не удалось сохранить даже их: рабочие кроки (выполненные от руки черновые эскизы – прим. ред) архитекторы накануне сноса оставили внутри храма. Кроме того, нет более ранних чертежей Вознесенского монастыря. Поэтому если что и получится восстановить, то лишь хронологически позднейший ансамбль, сложившийся к началу ХХ века. До нас не дошла также ни одна фотография внутреннего убранства храмов: где и как именно располагались представленные здесь святыни, мы можем говорить лишь приблизительно».
Но, возможно, ситуация и не столь плачевна. В распоряжении редакции имеются электронные копии подробнейших гидов, хранящихся в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге. Это - словесные описания внутреннего убранства соборов обоих упомянутых монастырей, изданных около века назад и рассчитанных на взыскательных и крайне любознательных паломников того времени. И эти документы, и сама экспозиция могли бы послужить основой при разработке концепции воссоздания Вознесенского монастыря.
Экспозиция открыта ежедневно кроме четверга с 10 до 17 час.
Справка. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля и считался древнейшей женской обителью города. Основан он был на рубеже XIV – XV вв. женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией, которая в 1407 г. заложила первый белокаменный собор обители. Вскоре Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и после кончины была погребена в этом храме. С этого момента в кремлевском Вознесенском соборе до самого переноса столицы в Санкт-Петербург находили место упокоения русские государыни. Здесь покоились жена Ивана III Софья Палеолог, первая жена Ивана IV Грозного Анастасия Романовна, жена царя Федора Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна. Собор несколько раз горел и перестраивался, окончательный облик принял в конце XVI в. при царе Федоре Иоанновиче.
Советская власть упразднила монастырь в 1918 г. после переезда правительства в Москву. В 1929 г. монастырь был снесен. В прошлом году Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности воссоздания Вознесенского и Чудова монастыре на их исторических местах расположения.