iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Репортажи
В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора
22 декабря 2014 г. 10:40
версия для печати версия для печати

Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти

В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ

У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля. В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря.

Уникальные премьеры

По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций.

Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, - продолжает Атамуратова. - После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках». Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов.

Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии

Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок. Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской. «Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, - добавляет Татьяна Атамуратова. - После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее».

Но при всей важности перечисленных святынь отнюдь не они первенствуют в экспозиции. Центральное место по праву занимает скромный кожаный поясок, на котором сквозь витринное стекло едва можно разобрать тисненную икону Вознесения Господня. Это - монашеский пояс самой основательницы обители и небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. История его обретения поистине чудесна.

«Когда в 1929 году власти приняли окончательное решение взорвать монастырь, музейным работникам под руководством заведующего отделом памятников Кремля Николая Померанцева удалось перенести саркофаги с захоронениями в подклет Казенного приказа, то есть в помещение непосредственно под этим выставочным залом, - рассказывает куратор экспозиции. - Происходило это весьма буднично, при помощи буквально одной лошадиной силы — на гужевой телеге. А в 2008 году, когда мы отреставрировали в Архангельском соборе придел святого мученика Уара, священноначалие благословило перенести туда мощи преподобной Евфросинии. При переносе и был обнаружен покоившийся на мощах этот пояс».

Домашнее задание архитекторам

Рядом — несколько экспонатов, рассказывающих о буднях и праздниках обители. Здесь можно увидеть части облачений, рукописную книгу 1883 г. о пострижении в монашеский образ, подарки к широко отмечавшемуся в 1907 году пятивековому юбилею монастыря (Евангелия, шитые иконы, вручавшийся участвовавшим в торжествах членам общества хоругвеносцев памятный жетон). На одной из икон — образ Евфросинии Московской с видом Вознесенского монастыря. Возле него нельзя было не поинтересоваться: в какой мере музейные работники готовы содействовать в грядущем воссоздании этой обители?

«Пока окончательное решение о воссоздании не принято, - сказал в ответ Андрей Баталов. - Если государство пойдет на это, мы сделаем все, что сможем. Но работа это будет трудная, даже тяжелая. Дело в том, что «приговоренные» советской властью московские церкви проходили перед сносом тщательные процедуры обмера и фотофиксации. А в Кремле обстановка, видимо, была тяжелее. Реставратору Петру Максимову удалось обмерять лишь собор, и то не полностью. По остальным церквам и вспомогательным постройкам уцелели только предварительные данные обмеров. Отмечу, что по Чудову монастырю не удалось сохранить даже их: рабочие кроки (выполненные от руки черновые эскизы – прим. ред) архитекторы накануне сноса оставили внутри храма. Кроме того, нет более ранних чертежей Вознесенского монастыря. Поэтому если что и получится восстановить, то лишь хронологически позднейший ансамбль, сложившийся к началу ХХ века. До нас не дошла также ни одна фотография внутреннего убранства храмов: где и как именно располагались представленные здесь святыни, мы можем говорить лишь приблизительно».

Но, возможно, ситуация и не столь плачевна. В распоряжении редакции имеются электронные копии подробнейших гидов, хранящихся в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге. Это - словесные описания внутреннего убранства соборов обоих упомянутых монастырей, изданных около века назад и рассчитанных на взыскательных и крайне любознательных паломников того времени. И эти документы, и сама экспозиция могли бы послужить основой при разработке концепции воссоздания Вознесенского монастыря.

Экспозиция открыта ежедневно кроме четверга с 10 до 17 час.

Справка. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля и считался древнейшей женской обителью города. Основан он был на рубеже XIV – XV вв. женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией, которая в 1407 г. заложила первый белокаменный собор обители. Вскоре Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и после кончины была погребена в этом храме. С этого момента в кремлевском Вознесенском соборе до самого переноса столицы в Санкт-Петербург находили место упокоения русские государыни. Здесь покоились жена Ивана III Софья Палеолог, первая жена Ивана IV Грозного Анастасия Романовна, жена царя Федора Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна. Собор несколько раз горел и перестраивался, окончательный облик принял в конце XVI в. при царе Федоре Иоанновиче.

Советская власть упразднила монастырь в 1918 г. после переезда правительства в Москву. В 1929 г. монастырь был снесен. В прошлом году Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности воссоздания Вознесенского и Чудова монастыре на их исторических местах расположения.

22 декабря 2014 г. 10:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40