iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Репортажи
В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора
22 декабря 2014 г. 10:40
версия для печати версия для печати

Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти

В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ

У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля. В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря.

Уникальные премьеры

По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций.

Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, - продолжает Атамуратова. - После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках». Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов.

Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии

Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок. Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской. «Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, - добавляет Татьяна Атамуратова. - После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее».

Но при всей важности перечисленных святынь отнюдь не они первенствуют в экспозиции. Центральное место по праву занимает скромный кожаный поясок, на котором сквозь витринное стекло едва можно разобрать тисненную икону Вознесения Господня. Это - монашеский пояс самой основательницы обители и небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. История его обретения поистине чудесна.

«Когда в 1929 году власти приняли окончательное решение взорвать монастырь, музейным работникам под руководством заведующего отделом памятников Кремля Николая Померанцева удалось перенести саркофаги с захоронениями в подклет Казенного приказа, то есть в помещение непосредственно под этим выставочным залом, - рассказывает куратор экспозиции. - Происходило это весьма буднично, при помощи буквально одной лошадиной силы — на гужевой телеге. А в 2008 году, когда мы отреставрировали в Архангельском соборе придел святого мученика Уара, священноначалие благословило перенести туда мощи преподобной Евфросинии. При переносе и был обнаружен покоившийся на мощах этот пояс».

Домашнее задание архитекторам

Рядом — несколько экспонатов, рассказывающих о буднях и праздниках обители. Здесь можно увидеть части облачений, рукописную книгу 1883 г. о пострижении в монашеский образ, подарки к широко отмечавшемуся в 1907 году пятивековому юбилею монастыря (Евангелия, шитые иконы, вручавшийся участвовавшим в торжествах членам общества хоругвеносцев памятный жетон). На одной из икон — образ Евфросинии Московской с видом Вознесенского монастыря. Возле него нельзя было не поинтересоваться: в какой мере музейные работники готовы содействовать в грядущем воссоздании этой обители?

«Пока окончательное решение о воссоздании не принято, - сказал в ответ Андрей Баталов. - Если государство пойдет на это, мы сделаем все, что сможем. Но работа это будет трудная, даже тяжелая. Дело в том, что «приговоренные» советской властью московские церкви проходили перед сносом тщательные процедуры обмера и фотофиксации. А в Кремле обстановка, видимо, была тяжелее. Реставратору Петру Максимову удалось обмерять лишь собор, и то не полностью. По остальным церквам и вспомогательным постройкам уцелели только предварительные данные обмеров. Отмечу, что по Чудову монастырю не удалось сохранить даже их: рабочие кроки (выполненные от руки черновые эскизы – прим. ред) архитекторы накануне сноса оставили внутри храма. Кроме того, нет более ранних чертежей Вознесенского монастыря. Поэтому если что и получится восстановить, то лишь хронологически позднейший ансамбль, сложившийся к началу ХХ века. До нас не дошла также ни одна фотография внутреннего убранства храмов: где и как именно располагались представленные здесь святыни, мы можем говорить лишь приблизительно».

Но, возможно, ситуация и не столь плачевна. В распоряжении редакции имеются электронные копии подробнейших гидов, хранящихся в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге. Это - словесные описания внутреннего убранства соборов обоих упомянутых монастырей, изданных около века назад и рассчитанных на взыскательных и крайне любознательных паломников того времени. И эти документы, и сама экспозиция могли бы послужить основой при разработке концепции воссоздания Вознесенского монастыря.

Экспозиция открыта ежедневно кроме четверга с 10 до 17 час.

Справка. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля и считался древнейшей женской обителью города. Основан он был на рубеже XIV – XV вв. женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией, которая в 1407 г. заложила первый белокаменный собор обители. Вскоре Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и после кончины была погребена в этом храме. С этого момента в кремлевском Вознесенском соборе до самого переноса столицы в Санкт-Петербург находили место упокоения русские государыни. Здесь покоились жена Ивана III Софья Палеолог, первая жена Ивана IV Грозного Анастасия Романовна, жена царя Федора Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна. Собор несколько раз горел и перестраивался, окончательный облик принял в конце XVI в. при царе Федоре Иоанновиче.

Советская власть упразднила монастырь в 1918 г. после переезда правительства в Москву. В 1929 г. монастырь был снесен. В прошлом году Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности воссоздания Вознесенского и Чудова монастыре на их исторических местах расположения.

22 декабря 2014 г. 10:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00