выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Репортажи
ЦВ № 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Юные знатоки православия получили награды

В конце апреля завершилась Первая Всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры. Она проходила в несколько этапов, и среди восьми тысяч участников были выбраны 45 призеров — лучших знатоков православной культуры. Десять победителей конкурса получили дипломы из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «основы православной культуры становятся значительной, важной частью знаний, которые сегодня воспринимает наша молодежь».

В этом году олимпиада по основам православия впервые проводилась в общероссийском масштабе. Это стало возможным благодаря поддержке, которую оказали инициативе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российский союз ректоров и Совет олимпиад. В 2008 году Министерство образования и науки РФ включило этот конкурс в перечень всероссийских олимпиад школьников. Олимпиаду организовал и провел Свято-Тихоновский гуманитарный университет при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА». На местах инициаторами проведения олимпиады выступили муниципальные и региональные департаменты образования и епархии Русской Православной Церкви. «Сотрудничество Церкви, государства, общества и бизнеса дало замечательный эффект», — подвел итог заместитель председателя оргкомитета олимпиады, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

Олимпиадное движение сегодня — самый действенный механизм поиска талантливых ребят. Победители получают возможность поступить вне конкурса в любой вуз по профильному направлению. В настоящее время в России действуют 45 кафедр теологии, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Перед призерами олимпиады открыты двери любого из них. По правилам проведения конкурса, вуз сам выбирает одно из возможных преимуществ для призера олимпиады: победа приравнивается к максимальному баллу за ЕГЭ по одному из профильных предметов (в случае с теологией это «история») или, по решению ректора, победители зачисляются в вуз без вступительных экзаменов.

В олимпиаде мог принять участие любой школьник с 5 по 11 класс, интересующийся историей православия, вне зависимости от того, изучает ли он в школе этот предмет. Как сообщил протоиерей Владимир Воробьев, среди участников олимпиады были даже дети из мусульманских семей. В финал они, правда, не вышли, но энтузиазм и заинтересованность проявили.

Первыми на предложение участвовать в олимпиаде откликнулись те области, где основы православной культуры изучают уже давно. «Лидирует Краснодарский край, — отметила председатель Центральной методической комиссии Татьяна Склярова. — В этом регионе очень хорошо поставлено олимпиадное движение. Все города и даже небольшие поселки Краснодарского края участвуют очень активно».

Краснодарский край занимает одно из первых мест среди регионов России по числу школьников, изучающих религиозные дисциплины, согласно данным мониторинга Минобрнауки на август 2008 года. «Уровень проведения олимпиады мы постарались поднять до максимально высокого», — отметили в епархиальном отделе образования. Это принесло свои плоды: в финале школьник из Краснодарского края показал лучший результат среди 10-х классов и получил один из десяти дипломов 1-й степени.

Абсолютной победительницей олимпиады стала школьница из села Чумай Кемеровской области Дарья Фролкина, у которой в школе не преподается предмет «Основы православной культуры». Как считает Даша, залогом ее крепких знаний является семейный уклад, тот нравственный и религиозный багаж, который вложила в своих детей Дашина мама.

Всего в олимпиаде приняли участие 35 регионов России, и это очень хороший итог. Минимум, который определил Минобрнауки для всероссийской олимпиады такого уровня, составляет четыре тысячи участников из 12 регионов. «Результаты олимпиады говорят о том, что у нас действительно есть большие успехи в области изучения основ православной культуры в учебных заведениях России», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл на церемонии закрытии конкурса.
Олимпиада стала своего рода проверкой уровня знаний о православной культуре у современных школьников. На поверхность вышли и сильные стороны, и проблемы преподавания не только ОПК, но и гуманитарных предметов.

Как считают в оргкомитете олимпиады, результаты конкурса должны создать новые ориентиры в преподавании основ православной культуры. Для консолидации усилий педагогов и образовательных учреждений на сайте Всероссийской олимпиады по основам православной культуры (www.pravolimp.ru) планируется создать особый раздел. Здесь будут представлены учебно-методические материалы по православной культуре, истории, искусству, языкознанию, а также создан форум для обсуждения проблем преподавания гуманитарных предметов в школе.

Сейчас в Министерстве образования и науки РФ обсуждается новый общеобразовательный стандарт и место в нем образовательной программы «Духовно-нравственная культура». При министерстве сформирован экспертный совет, который рассматривает проекты стандартов. Программа, по которой в будущем будут учиться российские школьники, может быть разработана любым коллективом учителей или группой вузовских преподавателей. Альтернативные стандарты уже сейчас поступают на экспертизу.

«В ближайшее время мы увидим, воспользовались ли все, кто заинтересован в духовно-нравственной составляющей в стандарте, своим правом влиять на стандарт и его содержание, — говорит начальник отдела общего образования Минобрнауки Ирина Тараданова. — Такое право сейчас есть у всех: это могут быть инициативные заявки или проекты, заказанные министерством в рамках развития целевой программы развития образования».
Сегодня вопрос заключается в том, войдет ли программа «Духовно-нравственная культура» в федеральную составляющую и станет ли, таким образом, обязательной для всех школ России. Святейший Патриарх Кирилл уверен, что это возможно. «В последнее время наметился явный прогресс в церковно-государственных переговорах, в диалоге Церкви с общественными организациями по выработке общеприемлемой модели преподавания основ православной культуры и других знаний о религии в школах, — сказал Патриарх Кирилл, выступая на церемонии закрытия Всероссийской олимпиады по основам православной культуры. — Я думаю, что в ближайшем будущем российские школьники в масштабах всей страны будут иметь возможность свободно выбирать в рамках духовно-нравственного компонента учебных программ те курсы, которые они пожелают».

Однако в этом случае еще острее встанет проблема кадров: кто и как будет преподавать этот предмет. «Нужно, чтобы преподавательские кадры были хорошо подготовлены, чтобы это были специалисты с высоким образовательным уровнем и с педагогическим талантом, — считает заместитель председателя оргкомитета олимпиады протоиерей Владимир Воробьев. — Когда какой-нибудь предмет ведет плохой учитель, ученики этот предмет обычно не любят». Одним из возможных решений этой проблемы может стать дополнительное высшее образование по направлению «Теология». Результаты Всероссийской олимпиады по основам православной культуры свидетельствуют о востребованности этих знаний.

«Важно, чтобы люди проникались пониманием того, что есть вера православная, как можно опираться на нее в решении конкретных жизненных ситуаций, как православная вера может и должна оплодотворять деятельность людей», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

 

19 мая 2009 г.
Ключевые слова: олимпиада, ОПК
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи