выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Наука
 Курс «Практическая пастырская психология» для студентов Хабаровской семинарии
30 января 2014 г. 10:05
версия для печати версия для печати

Нужна ли психология будущим священникам

Для чего будущим пастырям изучать психологию и чем она может помочь в их служении? Об этом размышляли участники семинара «Преподавание практической психологии в духовных учебных заведениях», состоявшегося в формате XXII Международных рождественских чтений.

Администрация многих духовных учебных учреждений сомневается в том, нужно ли их студентам преподавать психологию. Такое впечатление сложилось у ректора Хабаровской духовной семинарии и митрополита Хабаровский и Приамурский Игнатия. Почему это так? По мнению архиерея причины две. С одной стороны, психологи не знаю как объяснить архиереям, для чего священникам нужна психология, т. к. не очень ясно понимают специфику служения священника. А с другой, по убеждению известного психолога Бориса Братуся, психология дискредитировала саму себя. На книжных прилавках очень много псевдопсихологической литературы, которая рассказывает как добиться успеха в жизни, решить проблему личной жизни или быстро выучить английский язык. Кроме того, главная задача современной психологии в том, чтобы воспитать успешного человека (в смысле ценностей Западного общества), который достиг самоактуализации, развил и раскрыл все свои способности. Воспитать личность, которая наиболее адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков.

А насколько самоактуализация актуальна для священников и семинаристов, задался вопросом ректор Хабаровский семинарии и для полноты картины провел исследование не только среди священников, но также среди предпринимателей, врачей, воцерковляемых мирян, мирян воцерковленных и семинаристов. Самые высокие показатели "успешности" продемонстрировали предприниматели, а священники заняли последнюю строчку в рейтинге. Чем это объяснить? Разве плохо быть успешным? Отнюдь, но у священников немного другие цели в жизни. «Низкие показатели самоактуализации относятся к человеку смиренному, который может отвергнуть самого себя, пожертвовать самим собой, у которого есть совесть, есть нравственное чувство, который ориентируется не на себя, не на свое мнение и оценки, у которого нет самомнения и самопревозношения», - сделал выводы митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Это не удивительно, потому отношение священника к миру строится на самоотвержении и любви (что по сути тоже является самоотречением). И если предприниматель- это успешный человек, который любым способом идет к успеху, то факт «успешности» священника, если использовать ту же терминологию — это его близость к Богу, считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Но значит ли это, что изучать психологию ему не нужно?

Ведь жили же раньше без психологии. Но проблема в том, что одна из главных задач духовных учебных заведений — это четкая система обучения и воспитания. Понятно, что ее надо выстраивать на основе духовного наследия святых отцов. «Но к сожалению у святых отцов нет четко выстроенной психолого-педагогической системы воспитания человека с того момента, как он пришел в Церковь, до того как он рукоположился и после принятия сана. И нам в семинариях приходится ее создавать»,- отметил выступающий. Также по его глубокому убеждению современная научная и практическая психология, если в ней правильно расставить акценты, может оказать в решении этой задачи большую услугу. В частности, помочь уже на стадии поступления в семинарию отсеять тех ребят, кто не подходит для священнического служения. Или определить семинаристов, страдающих от невроза и во время оказать им помощь.

А что о преподавании им психологии думают сами священники? В 2012 году Общество православных психологов СПб провело опрос священнослужителей на предмет востребованности психологических знаний, рассказала д.психолог.н., проф. Санкт-Петербургской православной духовной академии Лариса Шеховцова. Оказалось, что знать о возрастных индивидуальных особенностях своих чад хотели бы 26% опрошенных, обладать знаниями по коммуникативной культуре психологии общения 18%, владеть технологиями консультирования, необходимыми для душепопечительской практики- 14%, знать психологию семьи -10%. «Священники сами отмечали, что 70% прихожан обращаются к ним с психологическими, душевными проблемами. Это проблемы сложности синтеза мировозрения и поведения, переживания прошлых травм, вины, зависимостей, семейных конфликтов, общение с неверующими родственниками и в том числе проблема взаимоотношений на церковном приходе»,- отметила Лариса Шеховцова. Она убеждена, что пришло время для разработки православной психологии как научной дисциплины. «Православную психологию можно понимать как интеграцию психологического знания с христианским учением и мировозрением,- говорит ученый.- Предметом православной психологии является человек как целостная тримирия- тело-душа-дух, как существо тварное и падшее, но сначала созданное по образу Божьему».

Но пока ученые размышляют о православной психологии как будущей науке, в Хабаровской семинарии в сентябре 2013 года по благословению правящего архиерея прошел первый цикл занятий из курса «Практическая пастырская психология». «Идея курса родилась три года назад, во время проведения семинара «Психологической школы пастыря» в городе Петропавловск-Камчатский. Когда мы разбирали непростые ситуации, многие отцы говорили: «Ах, если бы я это знал в семинарии», ведь от священника всегда ждут многого: совета, наставления, вразумления, утешения, без поправки на возраст и на опыт»,- говорит автор курса, психолог Наталья Скуратовская. Наталья представила на текущем семинаре презентацию своей программы. Для ее написания психологу пришлось прочитать труды святых отцов (в частности Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова и д.р.) до православных психологов наших дней. Но после того, как она организовала несколько тренингов для священников Камчатской епархии, священники стали обращаться к ней за психологической консультацией уже в частном порядке. На основе практики этого общения и был составлен вышеназванный курс. Как же отвечает практический психолог на вопрос, зачем священнику психология?

«Для того, чтобы понять внутренний мир других людей: церковных и нецерковных, расположенных общаться или даже враждебно настроенных,- отвечает Наталья. - Чтобы правильно взаимодействовать в различных ситуациях с разными людьми». Бывает, например, что пастырь сам, не подозревая об этом, может спровоцировать неразрешимые проблемы и обвинять при этом своих прихожан или священноначалие. Психология нужна, чтобы познать себя и эффективно справляться с собственными внутренними сложностями (но и не преувеличивая их). Например, мыслями об оставлении служения. Психология нужна, чтобы продуктивно сотрудничать с психологами, направляя к ним своих чад, не занимаясь вместо духовного окормления психологическим консультированием. «Можно сколько угодно побуждать человека бороться с грехом уныния и утешать, но если у него эндогенная депрессия, которая требует медикаментозного лечения, священник должен понять, что тут проблема не духовная, а психологическая и отправить пасомого к соответсвующему специалисту»,- убеждена Наталья Скуратовскя.

 

 

30 января 2014 г. 10:05
Ключевые слова: психология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи