Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
|
30 января 2014 г. 10:05
Нужна ли психология будущим священникамДля чего будущим пастырям изучать психологию и чем она может помочь в их служении? Об этом размышляли участники семинара «Преподавание практической психологии в духовных учебных заведениях», состоявшегося в формате XXII Международных рождественских чтений. Администрация многих духовных учебных учреждений сомневается в том, нужно ли их студентам преподавать психологию. Такое впечатление сложилось у ректора Хабаровской духовной семинарии и митрополита Хабаровский и Приамурский Игнатия. Почему это так? По мнению архиерея причины две. С одной стороны, психологи не знаю как объяснить архиереям, для чего священникам нужна психология, т. к. не очень ясно понимают специфику служения священника. А с другой, по убеждению известного психолога Бориса Братуся, психология дискредитировала саму себя. На книжных прилавках очень много псевдопсихологической литературы, которая рассказывает как добиться успеха в жизни, решить проблему личной жизни или быстро выучить английский язык. Кроме того, главная задача современной психологии в том, чтобы воспитать успешного человека (в смысле ценностей Западного общества), который достиг самоактуализации, развил и раскрыл все свои способности. Воспитать личность, которая наиболее адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков. А насколько самоактуализация актуальна для священников и семинаристов, задался вопросом ректор Хабаровский семинарии и для полноты картины провел исследование не только среди священников, но также среди предпринимателей, врачей, воцерковляемых мирян, мирян воцерковленных и семинаристов. Самые высокие показатели "успешности" продемонстрировали предприниматели, а священники заняли последнюю строчку в рейтинге. Чем это объяснить? Разве плохо быть успешным? Отнюдь, но у священников немного другие цели в жизни. «Низкие показатели самоактуализации относятся к человеку смиренному, который может отвергнуть самого себя, пожертвовать самим собой, у которого есть совесть, есть нравственное чувство, который ориентируется не на себя, не на свое мнение и оценки, у которого нет самомнения и самопревозношения», - сделал выводы митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Это не удивительно, потому отношение священника к миру строится на самоотвержении и любви (что по сути тоже является самоотречением). И если предприниматель- это успешный человек, который любым способом идет к успеху, то факт «успешности» священника, если использовать ту же терминологию — это его близость к Богу, считает митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Но значит ли это, что изучать психологию ему не нужно? Ведь жили же раньше без психологии. Но проблема в том, что одна из главных задач духовных учебных заведений — это четкая система обучения и воспитания. Понятно, что ее надо выстраивать на основе духовного наследия святых отцов. «Но к сожалению у святых отцов нет четко выстроенной психолого-педагогической системы воспитания человека с того момента, как он пришел в Церковь, до того как он рукоположился и после принятия сана. И нам в семинариях приходится ее создавать»,- отметил выступающий. Также по его глубокому убеждению современная научная и практическая психология, если в ней правильно расставить акценты, может оказать в решении этой задачи большую услугу. В частности, помочь уже на стадии поступления в семинарию отсеять тех ребят, кто не подходит для священнического служения. Или определить семинаристов, страдающих от невроза и во время оказать им помощь. А что о преподавании им психологии думают сами священники? В 2012 году Общество православных психологов СПб провело опрос священнослужителей на предмет востребованности психологических знаний, рассказала д.психолог.н., проф. Санкт-Петербургской православной духовной академии Лариса Шеховцова. Оказалось, что знать о возрастных индивидуальных особенностях своих чад хотели бы 26% опрошенных, обладать знаниями по коммуникативной культуре психологии общения 18%, владеть технологиями консультирования, необходимыми для душепопечительской практики- 14%, знать психологию семьи -10%. «Священники сами отмечали, что 70% прихожан обращаются к ним с психологическими, душевными проблемами. Это проблемы сложности синтеза мировозрения и поведения, переживания прошлых травм, вины, зависимостей, семейных конфликтов, общение с неверующими родственниками и в том числе проблема взаимоотношений на церковном приходе»,- отметила Лариса Шеховцова. Она убеждена, что пришло время для разработки православной психологии как научной дисциплины. «Православную психологию можно понимать как интеграцию психологического знания с христианским учением и мировозрением,- говорит ученый.- Предметом православной психологии является человек как целостная тримирия- тело-душа-дух, как существо тварное и падшее, но сначала созданное по образу Божьему». Но пока ученые размышляют о православной психологии как будущей науке, в Хабаровской семинарии в сентябре 2013 года по благословению правящего архиерея прошел первый цикл занятий из курса «Практическая пастырская психология». «Идея курса родилась три года назад, во время проведения семинара «Психологической школы пастыря» в городе Петропавловск-Камчатский. Когда мы разбирали непростые ситуации, многие отцы говорили: «Ах, если бы я это знал в семинарии», ведь от священника всегда ждут многого: совета, наставления, вразумления, утешения, без поправки на возраст и на опыт»,- говорит автор курса, психолог Наталья Скуратовская. Наталья представила на текущем семинаре презентацию своей программы. Для ее написания психологу пришлось прочитать труды святых отцов (в частности Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова и д.р.) до православных психологов наших дней. Но после того, как она организовала несколько тренингов для священников Камчатской епархии, священники стали обращаться к ней за психологической консультацией уже в частном порядке. На основе практики этого общения и был составлен вышеназванный курс. Как же отвечает практический психолог на вопрос, зачем священнику психология? «Для того, чтобы понять внутренний мир других людей: церковных и нецерковных, расположенных общаться или даже враждебно настроенных,- отвечает Наталья. - Чтобы правильно взаимодействовать в различных ситуациях с разными людьми». Бывает, например, что пастырь сам, не подозревая об этом, может спровоцировать неразрешимые проблемы и обвинять при этом своих прихожан или священноначалие. Психология нужна, чтобы познать себя и эффективно справляться с собственными внутренними сложностями (но и не преувеличивая их). Например, мыслями об оставлении служения. Психология нужна, чтобы продуктивно сотрудничать с психологами, направляя к ним своих чад, не занимаясь вместо духовного окормления психологическим консультированием. «Можно сколько угодно побуждать человека бороться с грехом уныния и утешать, но если у него эндогенная депрессия, которая требует медикаментозного лечения, священник должен понять, что тут проблема не духовная, а психологическая и отправить пасомого к соответсвующему специалисту»,- убеждена Наталья Скуратовскя.
30 января 2014 г. 10:05
Ключевые слова:
психология, семинария
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|