iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Москве открылся Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета
В гостинице «Даниловская» 26 сентября начал работу VII Восточноевропейский международный симпозиум исследователей Нового Завета, проходящий под названием «История и богословие в евангельских повествованиях». В организованном при содействии Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св.св. Кирилла и Мефодия форуме участвуют несколько десятков библеистов из России, Сербии, Греции, Румынии, Германии, Финляндии, Великобритании, США. До 30 сентября в его рамках состоятся несколько пленарных заседаний, семинаров и тематических дискуссий. В среду, 28 сентября, открытую лекцию «Неканонические Евангелия: историческое влияние и вклад в богословие» с переводом на русский язык в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прочитает профессор Нового Завета Университета Регенсбург (Германия) Тобиас Никлас.  
27 сентября 2016 г. 02:30
Наука
Обнаруженный в маске фрагмент папируса с евангельским отрывком
31 марта 2015 г. 15:20
версия для печати версия для печати

Египетская мумия «помогла» обнаружить фрагмент, возможно, старейшего записанного Евангелия

Сенсационное сообщение опубликовало англоязычное Интернет-СМИ «Новости православного христианства» («Orthodox Christian News»). Со ссылкой на статью на научно-популярном веб-портале LiveScience она утверждает об обнаружении старейшего из известных записанных Евангельских отрывков. Датируемый концом I века фрагмент содержит отрывок Евангелия от Марка.

Автор открытия — канадский профессор священной истории Нового Завета Крэйг Эванс (Craig Evans, Acadia Divinity College, Вулфвилль, Новая Шотландия) — анонсирует предстоящую во второй половине этого года официальную публикацию находки. Описанный Эвансом метод связан с широко распространенной в Египте первых веков по Р.Х. практикой мумификации, в соответствии с которой верхнюю часть забальзамированного трупа оборачивали в специальную маску и в таком виде захоранивали. Высшая знать (тем более фараоны) удостаивалась золотых масок, простолюдины же довольствовались папирусом. Однако даже этот материал в Древнем Египте был достаточно дорог, поэтому для изготовления масок использовали «макулатуру» - сложенный в несколько раз использованный писчий материал, наружные слои которого тщательно проклеивали и затем раскрашивали.

Методика распознавания содержащихся на таких фрагментах архаичных текстов основана на разработанном и опробованном в последние годы безвредном для чернил алгоритме «расклеивания» маски из папируса — растворения клея. Сама маска при этом фактически утрачивается, но ученые получают доступ к достаточно пространным древним записям. «Однако речь ни в коем случае не идет об имеющих историческую либо музейную ценность артефактах, - подчеркивает Эванс. - В некоторых случаях это просто куски картона».

По словам профессора, таким образом удалось обнаружить и идентифицировать сотни фрагментов различных текстов, датируемых I — III в.в. по Р.Х. - фрагментов древнегреческой классики (в т.ч. пересказов Гомера) и иногда снабженной датами деловой и личной переписки. При работе с одной из таких масок и был обнаружен фрагмент Евангелия от Марка. При помощи радиоуглеродного и палеографического (путем сличения типа письма с известными и уверенно датированными образцами данного периода) анализов, а также благодаря датировке других фрагментов в этой же маске он был отнесен к 90-м годам.

КОММЕНТАРИЙ. Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии: «Это открытие может укрепить позиции традиционной датировки записи синоптических Евангелий»

- Эванс — известный исследователь кумранских рукописей и Нового Завета. Его колоссальный авторитет среди библеистов говорит в пользу достоверности найденного папируса. Окончательно о данном открытии судить можно будет только после официальной публикации результатов. Однако уже сейчас можно сказать о важном значении находки для изучения Священного Писания Нового Завета. На протяжении последнего столетия самым древним новозаветным текстом считался элемент 52-го папируса из так называемой библиотеки Райленда (Rylands Library), приобретенный в 1920 г. на египетском рынке Бернардом Гренфеллом. Он содержит фрагмент текста евангелия от Иоанна 18:31-33, 37-38 и датируется около 125 г. На основании папируса 52 можно было однозначно утверждать: Евангелие от Иоанна написано не ранее данного периода. А с учетом того, что в Египте был найден не автограф (оригинал рукописи), а его позднейшая копия, Четвертое Евангелие уверенно датируется рубежом I — II вв., что хорошо согласуется с церковной традицией.

Та же церковная традиция относит написание первых трех (синоптических) Евангелий к периоду до момента разрушения Иерусалима и иерусалимского храма римлянами в 70 г. Такая датировка основана на внутреннем свидетельстве самого евангельского текста (где ничего не говорится о разрушении храма и не столь подробно и ярко, как в Евангелии от Иоанна, излагается полемика Господа Иисуса Христа с религиозными вождями еврейского народа), а также на сведениях авторов Церкви первых веков. Однако в XIX-XXI вв. указанная датировка неоднократно подвергалась сомнению и ревизии западными библеистами. Это происходило в русле скептического богословского движения, отвергавшего церковное отношение к тексту Нового Завета как богодухновенному и имеющему высокую историческую ценность. В случае, если датировка найденного в Египте в маске мумии фрагмента Евангелия от Марка 90-м годом (а в предварительных сообщениях упоминался даже период 80-90-х гг.) подтвердится, это будет означать: оригинал второго Евангелия записан несколькими десятилетиями раньше. Тем самым через археологический артефакт мы получим дополнительное подтверждение не только церковной традиции датировки второго Евангелия, но и основанному на ней традиционному толкованию.

31 марта 2015 г. 15:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00