выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Наука
Протоиерей Владимир Воробьев
ЖМП № 10 октябрь 2013 /  18 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Какой будет судьба отечественного богословского образования в России?

Министерство образования и науки Российской Федерации вплотную приступило к реформе Перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования. В первой редакции проекта, опубликованной на сайте министерства, не оказалось теологии. И сегодня этот вопрос остается открытым. Какой может быть дальнейшая судьба теологии, рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заместитель председателя, заведующий сектором теологии Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Воробьев.

— Отец Владимир, Министерство образования и науки Российской Федерации проводит реформу Перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы она у вас вызвала.

— Реформа перечня полезна и своевременна. То, что в ее рамках отечественные классификаторы приводятся в соответствие с европейскими и американскими образцами, достойно всяческого одобрения, так как Россия участвует в Болонском процессе и мы стремимся к универсализму в организации высшего образования. Основная идея реформы перечня заключается в том, что образовательные специальности упорядочиваются и объединяются в укрупненные группы специальностей (УГС). При этом оказалось, что в проекте нового перечня образовательное направление «Теология» отсутствует, хотя до сих пор в действовавшем более 20 лет классификаторе теология была отдельным, самостоятельным образовательным направлением и специальностью, по которой министерством были утверждены федеральные поликонфессиональные образовательные стандарты (ФГОСы). На базе этих стандартов министерство выдавало лицензии и свидетельства об аккредитации теологическим факультетам и кафедрам государственных и негосударственных университетов, а после издания в 2008 году ФЗ «Об аккредитации духовных школ» эти стандарты стали основанием для лицензирования и аккредитации духовных семинарий и академий.

Это значит, что в России стало возможным признаваемое государством религиозное образование, верующие в Бога люди получили наконец равные права с неверующими. И вдруг (!) 20-летние труды вычеркиваются из жизни и мы снова скатываемся в ситуацию, близкую к той, что была при советской власти. Это тем более удивляло, что авторы отечественного проекта объявляли: за основу реформированного перечня берутся Общеевропейский образовательный классификатор (OECD) и Международная стандартная классификация образования, подготовленная комиссией ЮНЕСКО (МСКО 2011 года, проект 2013 года). Во взятых за образец классификаторах в числе основных самостоятельных групп специальностей внутри гуманитарных наук находятся «Религия и теология» или по отдельности «Религия» и «Теология», исчезнувшие в проекте перечня, предложенном Министерством образования и науки РФ. Зато в этот проект была добавлена УГС «Сервис и туризм».

— Не могли бы вы пояснить причины подобных изменений?

— Зачем это было сделано, можно только догадываться, и боюсь, что наши рассуждения на эту тему будут очень печальными. Мне кажется, мы столкнулись с пережитками советского атеистического отношения к образованию, культуре и правам человека, также не исключено, что перед нами новый виток атеистического антагонизма, вызванный быстрым развитием религиозного самосознания в России. Во всяком случае объяснить происходящее какой-то здравой логикой я не берусь, просто не вижу никаких доводов в пользу подобного решения.

— Какие шаги были предприняты для исправления ситуации и чего в результате удалось добиться?

— Можно было надеяться только на общественное обсуждение, которое в итоге вылилось в большое количество писем в Министерство образования, обращений к власти как со стороны иерархов нашей Церкви, образовательных и научных организаций, так и от простых верующих людей со всех уголков России. Однако Минобрнауки пошло лишь на минимальную уступку: Теологию согласились присоединить к УГС «Философия, религиоведение, этика», добавив «и теология». Вроде мы должны были быть довольны, что в министерстве вспомнили о богословской науке. Некоторые участники диалога стали спрашивать: «Может быть, действительно этих изменений достаточно?» Но такая точка зрения возможна только для тех людей, которые не понимают сути сегодняшней ситуации с преподаванием теологии.

— Что дает теологии право претендовать на статус отдельной укрупненной группы специальностей?

— Теология была введена в 1992 году, и первый образовательный стандарт был скопирован со стандарта религиоведения, в котором заменили буквально две фразы и поменяли название. Вроде бы непонятно, зачем нужна была такая теология, которая полностью совпадала с религиоведением. Дело в том, что в это время огромная армия преподавателей научного атеизма, которые были задействованы при советской власти во всех вузах и вели схожие идеологические предметы во всех школах, осталась без работы. Как-то надо было этих людей трудоустроить, для этого вместо научного атеизма появилась специальность «религиоведение». Однако было очевидно, что подобное религиоведение не популярно и трудоустроить всех «научных атеистов» таким образом не удастся. А вот теология, которая в течение десятилетий была под запретом, будет привлекательна, поэтому, как это ни парадоксально, инициаторами введения теологии в перечень образовательных специальностей выступили не Церковь, не религиозные организации, а профессиональные «научные атеисты».

Когда стали разрабатываться образовательные стандарты второго поколения, мы обратились в Министерство образования с просьбой привести стандарт «Теология» в соответствие с содержанием этого предмета, ведь невозможно преподавать теологию по атеистическому или агностическому стандарту, в котором о теологии не было ни одного слова. В министерстве с нашим предложением согласились, но сказали: «У нас страна поликонфессиональная, поэтому в вашем стандарте должно быть не только православие, но и ислам, и буддизм, и иудаизм». Мы, естественно, возразили, что в рамках одной теологии это сделать нельзя, в отличие от религиоведения, которое с равноудаленных позиций готово обозревать все религии. Но нам поставили жесткое условие: по теологии должен быть только один стандарт. Тогда мы предложили модель поликонфессионального стандарта, который представляет собой «куст», имеющий в основании гуманитарные предметы, общие для всех гуманитарных стандартов, например история Россия, история философии, иностранный язык, физкультура и многие другие, а дальше следуют блоки дисциплин конфессиональной подготовки, которые представители каждой религии должны написать для себя сами. Таким образом, благодаря общему основанию мы смогли представить единый стандарт, однако с самого начала этот стандарт на деле был укрупненной группой специальностей, куда входили теология православия, теология ислама, теология иудаизма; начали работу над своей программой и буддисты.

— Может быть, отказ министерства сформировать отдельную теологическую укрупненную группу специальностей объясняется тем, что она не пользуется популярностью среди абитуриентов?

— Безусловно, нет! До тех пор пока не было конфессионального стандарта, никто «атеистическую теологию» изучать не хотел. Но, когда министерство утвердило наш поликонфессиональный стандарт, по всей стране стали открываться теологические кафедры, факультеты и даже целые институты теологии, прежде всего православные, но также и мусульманские; заинтересовались стандартом иудеи и буддисты. Кафедры теологии стали получать лицензии, аккредитации, стали выпускать очень хороших, востребованных специалистов. Можно сказать, была достигнута колоссальная победа в борьбе за права человека и соблюдение Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в нашей стране не может быть господствующей идеологии (в частности, не может быть такой идеологией атеизм) и что каждый гражданин имеет право воспитывать своих детей в рамках того мировоззрения, которое он разделяет. И люди готовы пользоваться своими образовательными правами: на данный момент в России более 50 кафедр теологии, а студентов-теологов значительно больше, чем студентов-религиоведов.

Мы предвидели возражения другого рода: теология — одна наука, как же она может быть укрупненной группой? Но это возражение формального характера, ведь при желании можно оформить укрупненную группу «Теологии», в которую вошли бы «Теология православия», «Теология ислама» и т.д. Или другой вариант: озаглавить укрупненную группу так, как это сделано в перечне ЮНЕСКО: «Религия и теология». В проекте перечня есть еще такие группы, где представлена только одна специальность, например юриспруденция.

— Какое значение имело государственное утверждение конфессионального стандарта «Теология» для жизни Церкви?

— Во-первых, важна возможность получать дипломы государственного образца выпускникам религиозных учебных заведений. Многие выпускники кафедр теологии трудятся непосредственно в стенах Церкви, кто-то служит в священном сане, другие работают в области религиозного образования и катехизации, в организации миссионерской, молодежной, социальной деятельности, в работе епархиальных СМИ. Признание их высшего образования со стороны государства имеет большое значение. Важно и то, что, будучи заняты в самых разных сферах общественной, культурной, образовательной деятельности, в государственной администрации, выпускники теологических кафедр могут свидетельствовать о вере, о церковной жизни, опираясь на серьез­ные богословские знания. Получить эти знания было бы негде, если бы не было конфессионального стандарта.

Во-вторых, до сих пор выпускник семинарии юридически считался человеком без высшего образования, что наиболее болезненно отражается на ситуации с преподаванием Основ православной культуры. Руководство школ порой было бы радо пригласить священника вести этот курс, но не имеет права, потому что без высшего образования в школе преподавать нельзя. Также важен вопрос о службе в Вооруженных силах: она может быть полезной для будущего пастыря, но, когда семинариста призывают в армию посреди учебного года, согласитесь, это не может быть признано нормой. Государственный конфессиональный образовательный стандарт «Теология», будучи реализован в духовных семинарии и академии, является юридическим основанием для признания государством выдаваемых ими дипломов о высшем богословском образовании.

— Какие негативные последствия для богословского образования кроются в присоединении теологии к философии и религиоведению?

— Как следует из пояснительной записки Минобрнауки, вскоре образовательные стандарты специальностей будут заменены на образовательные стандарты укрупненных групп специальностей, следовательно, если теология будет присоединена к философии и религиоведению, то не останется отдельного стандарта по теологии, отдельного стандарта по религиоведению, отдельного по этике, но будет один общий стандарт (как теперь уже делается для аспирантуры), который, конечно, уже не может быть конфессиональным. Это означает, что религиозное образование в вузах исчезнет.

Духовные школы не смогут получать лицензии и аккредитации на базе внеконфессионального стандарта. В итоге богословское образование снова будет возвращено в гетто, в котором оно было в годы советской власти, когда богословское образование и наука были приведены в упадок, последствия которого мы не преодолели до сих пор.

Кроме того, как учит история, упадок богословского образования приводит к бурному развитию всевозможных, в том числе экстремистских и агрессивных, сект, которые будут вербовать наших детей и взрослых граждан, подпитывать террористические группировки и т.п. Всё это мы уже видели в 1990-х годах, и подробно объяснять, зачем нужно религиозное образование, нет необходимости.

— Что было сделано для того, чтобы проект Минобрнауки был изменен и теологии был присвоен статус самостоятельной укрупненной группы специальностей?

— Подавляющее большинство населения России — люди верующие. Далеко не все могут разобраться в хитросплетениях образовательных реформ, но на призыв встать на защиту богословского образования и науки был получен широкий отклик. Не только православные, но и представители других традиционных религий высказались в пользу легитимного религиозного образования. В итоге было составлено обращение Межрелигиозного совета России, которое было направлено Президенту Российской Федерации. По прямому указанию Президента в Министерстве образования и науки прошло заседание рабочей группы с участием представителей традиционных религий, на котором было принято решение включить в Перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования укрупненную группу «Теология». Выражая благодарность нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину, мы теперь ожидаем выхода соответствующего приказа министра образования и, если УГС «Теология» займет в перечне подобающее ей место, будем надеяться на утверждение поликонфессионального образовательного стандарта по специальности «теология» для уровня аспирантуры (получившей теперь статус третьего уровня высшего образования), что позволит ей также быть признанной государством.

Беседовал диакон Стахий Колотвин

 

 

18 октября 2013 г.
Ключевые слова: богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00