выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Общество
Студенты МАРШ представили новую стратегию развития Соловков

Студенты МАРШ: новая стратегия развития Соловков

29 мая в рамках фестиваля АрхМосква студенты Московской архитектурной школы (МАРШ) представили комплексный проект развития Соловецкого архипелага. В течение года они изучали Соловки как место, где сакральное и мирское сосредоточено на небольшой территории и сплетено воедино. Результатом исследования и прогнозирования будущего Соловков стали предложения по стратегии развития архипелага с учетом как интересов Церкви, так и потребностей местных жителей. Учтены и пожелания экспертов по культурному наследию.

На протяжении пяти веков Соловецкий архипелаг силами и трудом монахов и трудников осваивался в гармонии с Богом и природой, с молитвой и в то же время с использованием новейших технологий своего времени. Здесь появилось множество удивительных традиций и ремесел русского Севера. Двадцатый век нанес тяжелейший удар по этому уникальному месту.

Сегодня возрождению Соловецкого архипелага уделяется много внимания как со стороны государства, так и со стороны Русской Православной Церкви. Но в то же время это восстановление сопряжено с целым рядом проблем, о которых «Церковный вестник» писал уже не раз.

Сначала концепция

Сегодня помимо монастыря на архипелаге есть поселок, который появился и сформировался в советское время. Он начался со строительства в 20-х годах лагерных бараков. Затем получил развитие, когда на острове появилась школа Соловецких юнг, и окончательно сформировался застройкой 70-80-х годов, когда на архипелаге возник «Соловецкий музей-заповедник». Очевидно, что план, по которому осуществлялась застройка, не учитывал монастырь как центр духовной жизни. Ему уделялась роль музейно-развлекательного комплекса с гостиницами и ресторанами. Общественным центром поселка была и остается по сей день площадь, окруженная бывшими лагерными бараками. Несмотря на молодой возраст поселка, он выглядит социально неблагополучным: здесь легко заметить признаки неблагополучия, равнодушия и потребительского отношения к уникальной среде, в которой он располагается. Во многом, возможно, это связано с ощущением «неукорененности» у населения, которое, в свою очередь, можно объяснить несколькими факторами:

1.    85 процентов жителей живут в муниципальных многоквартирных домах и не имеют частной собственности на землю, за которую могли бы нести персональную ответственность и, как следствие, видеть свое будущее, связанным с Соловками;
2.    80 процентов трудоспособного населения – госслужащие, преимущественно связанные с непроизводственной сферой.
3.    Поселок появился не вследствие естественных процессов и не в русле традиции, как, к примеру, возникали посады около крупных монастырей, а «по приказу». Власть, устраивая на этом месте поселение, проигнорировала монастырь и нарушила все принципы сакральных пространственных построений, расположив его, например, на территории старого монастырского кладбища и братской могиле расстрелянных узников СЛОНа. В поселке не прослеживается  традиционная пространственная иерархия, он по-прежнему несет в себе генетику лагеря для заключенных.  

Очевидно, что для понимания принципов дальнейшего сосуществования монастыря и поселка, необходимо провести соответствующие исследования, разработать концепцию и подготовить правовое поле для ее реализации. И только после этого можно начинать выпуск соответствующей градостроительной документации, и тем более, застройку.

Застройка не по плану

На деле же все происходит наоборот. Концепция, разрабатываемая ЦНРПМ (Центральные Научные Реставрационные Производственные Мастерские) еще не утверждена, правовая система «Достопримечательного религиозного места» не разработана, а ряд градостроительных документов уже прошли процедуры согласования: Проект охранных зон (в декабре 2013 года) и Генеральный план развития поселка «Соловецкий» (в декабре 2014 года).

Эти документы ни в коей мере не учитывают и не решают вышеозначенных проблем, но дают право на застройку по тем же принципам, которые в свое время и создали негативную и конфликтную среду на острове – недооценка или пренебрежение исторической, природной и духовной значимостью Соловков.

Рассмотрев представленный Генеральный план, Союз Архитекторов России направил губернатору Архангельской области письмо, в котором высказывались замечания и предложения по этому вопросу. 22 декабря 2014 года в Союзе Архитекторов России прошло расширенное заседание с участием представителей руководства Архангельской области и представителей экспертного сообщества, на котором  предложенный генеральный план был подвергнут серьезной и обоснованной критике. И, тем не менее, сегодня этот документ принят без каких-либо изменений. Он позволяет уже сегодня  начать реализацию программы преобразований в поселке «Соловецкий», а проще говоря, его застройку. Какие объекты, как они проектируются и что собой представляют – предмет наибольшей тревоги как специалистов, так и общественности.

Застройка уже началась – в конце 2013 года был принят проект строительства нового здания музея. Необходимость вынести музей с его фондами за стены монастыря давно стояла на повестке дня Соловков. Это одна из наиболее острых проблем поселка и архипелага, так как музей является градообразующим объектом, в нем числится около 170 сотрудников – половина трудоспособного населения острова. Казалось бы – строительство музея – событие в нашей практике редкое, важное и радостное. Тем более – музей Соловков. Но то, каким образом решается эта благая задача, повергает архитекторов в недоумение. Сегодня уже выполнен нулевой цикл нового здания музея.

Эксперты обеспокоились этим проектом с того момента, когда он был представлен на официальных информационных порталах. Его созданию и утверждению не предшествовал ни творческий конкурс, ни рассмотрение Федеральным Научно-методическим Советом Министерства Культуры и экспертами ЮНЕСКО. Иными словами, проект не прошел всех необходимых бюрократических и профессиональных процедур, соответствующих статусу места. В результате, в нем оказалось множество важных недостатков: он не имеет четкой экспозиционной концепции, несомасштабен традиционной застройке, вторичен по эстетике, расположен в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря, искажая тем самым панораму Святого озера. Да и зачем строить новое здание, если несколько десятков объектов культуры в поселке стоят бесхозными на грани исчезновения?

"Необходимо переработать"

На протяжении 2014 года экспертами и профессиональной общественностью были предприняты большие усилия, направленные на то, чтобы внести изменения в сложившуюся ситуацию. Еще в конце 2013 года Союз Архитектор России опубликовал открытое письмо по этой проблеме. Весной в Общественной Палате прошли слушания, проведено совещание экспертов в Институте Наследия им. Лихачева. В начале июня остров посетила группа экспертов совместно с представителями Общественной Палаты и Союза Архитекторов России, по результатам которого было направлено письмо министру культуры  В.Мединскому. В результате по распоряжению министра осенью 2014 года проведено заседание Федерального научно-методического совета министерства культуры.

В протоколе заседания звучит важное признание: «Проект впечатляющего нового строительства на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО вызвал единодушное неприятие специалистов». Исключительную обеспокоенность они выразили именно по поводу музея: «Если здание будет построено согласно представленному проекту, то своими габаритами, масштабами, протяженностью фронта, не традиционным для Соловков архитектурным решением неизбежно войдет в недопустимую визуальную конфронтацию с монастырем, радикально трансформирует историческую объемно-пространственную композицию ансамбля, нанесет невосполнимый ущерб уникальному культурному ландшафту острова. Изменение исторических панорам архитектурного ансамбля и Святого озера может нанести ущерб выдающейся универсальной ценности памятника, сохранение которой является особым требованием, предъявляемым к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО».

Вердикт экспертов однозначен: «Необходимо переработать архитектурно-градостроительное решение нового здания, то есть предусмотреть уменьшение его наземных объемов, высотности, масштаба и протяженности фронта и придать ему дискретный характер с соблюдением типологически характерной для островной застройки объемно-пространственной композиции и планировочной организации». После переработки проект должен быть вынесен на рассмотрение всего ФНМС. Его эксперты предлагают также «проработать возможность размещения основного экспозиционного комплекса музея-заповедника в другом месте», то есть в уже существующих зданиях, подлежащих реставрации.

Специалисты настаивают: «Необходимо откорректировать по рекомендациям ФНМС проект Охранных зон и привести  Генеральный план в соответствие с проектом охранных зон, рекомендациями САР и экспертов».

Представители миссии ЮНЕСКО тоже обеспокоены ситуацией на Соловках. По их мнению, которое также было внесено в протокол заседания, «строительство здания нового музея и реализация Генерального плана могут нанести непоправимый ущерб универсальным ценностям Соловецкого архипелага и стать причиной лишения  Соловков статуса «Объекта всемирного наследия».

Сакральное-Мирское-Соловки

В то время как эксперты пытаются повлиять на решения Министерства культуры и Администрации Архангельской области, в Московской Архитектурной Школе группа студентов под руководством преподавателей Наринэ Тютчевой и Антона Петухова попыталась в рамках магистерской дипломной работы провести независимое исследование и предложить новый комплексный проект развития поселка «Соловецкий».

Традиционно такие исследования базируются на принятых официальных регламентирующих документах. Но в данном случае, поскольку действующая документация подвержена серьезной справедливой критике экспертов и не нацелена ни на решение социальных проблем поселения, ни на сохранение объекта всемирного наследия, студенты вместе с преподавателями решили формировать стратегию развития, опираясь на традиции и универсальную ценность этого уникального места. Так появилась работа  «Сакральное – Мирское – Соловки».

Такой нестандартный подход, то есть рассмотрение всех составляющих жизнедеятельности архипелага через призму «сакральное-мирское», позволил увидеть целый ряд проблем. Стало очевидным - привычное «рисование» генерального плана -  это совсем не тот путь, который возможен на Соловках. И самое главное – новое строительство, каким бы оно не было «современным», не сохранит для будущих поколений тех Соловков, которые так дороги России и всему миру.

Руководство Архангельской области и наместник Спасо-Преображенского монастыря проявили интерес к работе студентов и во многом ей содействовали: давали необходимые комментарии и предоставляли материалы для работы, помогли организовать две поездки на остров. Предварительные результаты исследования в марте были представлены студентами на открытом заседании у губернатора Архангельской области Игоря Орлова и на общественном обсуждении на Соловках. Работа была принята очень позитивно.

«Церковный вестник» будет внимательно следить за дальнейшей судьбой этого уникального проекта.

29 мая 2015 г.
Ключевые слова: архитектура, Соловки
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00