выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 24 (397) декабрь 2008 /  27 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Новые задачи православной журналистики

Сердечно приветствую всех участников и гостей и благодарю всемилостивого Бога, даровавшего нам новую встречу. Надеюсь, что предстоящие дни будут наполнены общением, и прежде всего — братским общением во Христе.

На фестивалях «Вера и слово» в 2004-м и 2006 годах мы много говорили о тех духовных и нравственных основах, на которых строится деятельность журналиста. Какой шаг нам предстоит сделать теперь? Думаю, пришло время для более предметного разговора о состоянии, в котором находятся церковные СМИ и наше взаимодействие со светскими СМИ и обществом в целом.

О проповеди

«Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9, 16).
Не понизили ли мы сами ту планку, которая должна стоять перед церковными СМИ? Какое место занимает у нас слово о Христе?

Для меня это очень сложный вопрос. Журналистика говорит о современности, о конкретных событиях нашей жизни. Сегодня светские СМИ этим и ограничиваются, они работают не столько над содержанием, сколько над «форматом». Конечно, и такие материалы говорят о ценностях, о духовном состоянии нашего общества.

И здесь, если пользоваться актуальной терминологией, кризис наступил уже давно. Общество постмодерна — это не просто мультикультурная среда. Это мир, который считает, что у каждого есть «своя» правда, которая не больше и не меньше, чем правда другого. Такое общество отказывается различать добро и зло, отказывается искать высшую правду и, как следствие, эстетизирует порок, борется против евангельских ценностей.

Христианин не может встать на эти позиции. Если он журналист и пишет летопись современности, он призван увидеть за событиями вечность, разглядеть Промысл Божий. И открыть — или хотя бы чуть-чуть приоткрыть — его читателю, слушателю или зрителю.

Это трудная задача. Ее не решить только журналистскими средствами. Никакие коммуникационные технологии здесь не помогут. Необходимо особое видение, перемена ума, глубоко личное, сердечное переживание и понимание того, что и сегодня «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

В дни кризиса мир ждет такого слова. Действие такого слова — утешить, укрепить и поддержать человека в трудных, а порой и критических обстоятельствах жизни. Задача обличить или просто «проинформировать» стоит далеко не на первом месте.

Подлинно церковные СМИ призваны быть добрыми. Апостол Павел в Послании к Евреям призывает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). Думаю, наше стремление иметь мир со всеми — одно из важнейших свидетельств о Христе и Его Церкви.

Штампы

К сожалению, в церковной журналистике — и шире, в нашем церковном сознании — возникли штампы, которые во многом утратили реальное содержание и превратились в ритуальную формулу.

За примером далеко ходить не надо. Так, в заклинание превратились наши слова о нравственности. Разговор может строится лишь на конкретных примерах, на образцах нравственного поведения, на личном примере. К сожалению, этот подход мы встречаем нечасто.

Мы интуитивно чувствуем, что сами образцы нравственных поступков, взятые, например, из древних патериков, в журналистском контексте работают далеко не всегда. Нужен пример из жизни наших современников или тех, кто ближе всего к нам по обстоятельствам жизни.

И здесь следует признать, что опыт новомучеников и подвижников ХХ века еще не раскрыт в полной мере. Более того, многие даже не подозревают, насколько это богатый материал.
Для серьезной работы с этим материалом от нас потребуется некоторое мужество. Далеко не всегда жизнь подвижников укладывается в те «удобные» схемы церковной жизни, которые мы себе нарисовали.

Я очень надеюсь, что мы найдем в себе силы прекратить разговоры о христианской нравственности вообще. Сегодня это не работает. Не будет этот подход работать и завтра. Ситуацию меняют не декларации, а поступки. И церковные СМИ призваны стать организаторами таких поступков. Пусть эти поступки будут на первых порах незначительные. Добро не может чисто теоретическим, оно связано с делами, и поэтому я считаю необходимым особо отметить одно мероприятие в программе нашего фестиваля — это мастер-класс «Редакция СМИ как организатор волонтерской работы», который проведет Михаил Агафонов, редактор интернет-сайта «Милосердие.ру».

Журналисты и сотрудники церковных учреждений

Уважительное и внимательное отношение к СМИ сегодня характерно для большинства епархий Московского Патриархата. У нас есть убедительные примеры плодотворного сотрудничества представителей самых разных церковных учреждений с журналистами. К этому не раз призывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, этому способствует и та деятельность, которая ведется в рамках нашего фестиваля.

Вместе с тем, сегодня можно говорить о формировании новой церковной бюрократии — в сане и без — с которой всем, и журналистам в том числе, крайне трудно вести диалог, не говоря уже о сотрудничестве. Умело используя благоговейное отношение мирян к Церкви и священному сану, церковные чиновники не стесняясь применяют известный арсенал бюрократических инструментов: отговорки, ссылки на абстрактные «высшие инстанции», отказ от принятия решений в срок, уклонение от какого бы то ни было общения. Вполне возможно, что основания для такой реакции со стороны трудящихся в Церкви людей действительно могут возникнуть. Однако они всегда и только исключение, они не могут становиться правилом. В прежние годы нередко можно было слышать сетования о поведении женщин, которые стоят за ящиком. Сегодня их своеобразный стиль общения не только не ушел в прошлое, но получил значительно более широкое распространение.

Думаю, нам предстоит пройди большой путь, для того чтобы подлинно церковное, братское общение стало в Церкви нормой, а не голой цитатой из древних текстов.

Проблема общения в журналистской среде

Два года назад, на втором фестивале «Вера и слово» звучали призывы разработать этический кодекс церковного журналиста. Признаюсь четно, тогда я недооценил остроты проблемы. Действительно, мы встречаемся с примерами вопиющего нарушения норм евангельской нравственности со стороны отдельных журналистов и целых редакционных коллективов. Некоторые из них положили нарушение нравственных норм в основание своей редакционной политики и оправдывают себя ссылками на борьбу за «чистоту» православия.

Впрочем, эти конфликты возникают, как правило, не среди собственно церковных изданий. Мы с вами общаемся без трудностей и недоверия. Проблема в другом — мы стали свидетелями, а порой и участниками, нового противостояния между собственно церковными СМИ и небольшим кругом «православно-ориентированных» и крайне идеологизированных изданий. Первые свидетельствуют о Церкви, а вторые ведут «борьбу», причем «врагами» нередко назначают активных миссионеров, известных богословов, как священников, так и мирян. Рядом стоит проблема использования приемов манипулирования сознанием в статьях некоторых православно-ориентированных изданий. Это, на мой взгляд, блестяще показала и доказала Анна Данилова, главный редактор портала «Православие и мир», в докладе «О границах использования приемов светских СМИ в православном контексте» на журналистской конференции в рамках прошлогодних Рождественских чтений. К сожалению, речь идет о весьма широком наборе приемов, вплоть до умышленного искажения фактов.

Среди прочих проблем следует особо отметить конфликты самого разного характера, связанные с нарушением авторских прав. Как вы знаете, в 2008 году вступили в силу новые правовые нормы в области авторских прав. Знакомство с ними необходимо как редакторам и руководителям церковных СМИ, так и сотрудникам епархиальных пресс-служб.
Эти нормы, с одной стороны, накладывают обязанности, но, с другой, дают реальные права.

И мы вслед за апостолом Павлом в сокрушении можем повторить слова: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19).

О кризисе

Церковь не может отказаться от широкого присутствия в информационном поле России, Украины, Беларуси и других стран, где несут свое спасительное служение Московский Патриархат и входящие в него самоуправляемые Церкви.

В последние годы церковные СМИ развивались достаточно динамично. Каждый год отмечен появлением одного-двух весьма интересных информационных проектов. В итоге у нас сложилась вполне стройная система церковных СМИ. Однако совершенно очевидно, что мы находимся на пороге нового этапа развития. Кризис не может не коснуться и средств массовой информации. Не будут исключением и наши церковные СМИ.
Далеко не все редакции церковных СМИ сумели создать прочную экономическую основу своей деятельности. Наоборот, большинство из нас даже в условиях стабильного развития экономики еле-еле сводили концы с концами.

Наши задачи

На каждом из наших фестивалей мы много говорили о необходимости сотрудничества. И многое в этом направлении уже сделано. Думаю, что сегодня уже не осталось интересных, но неизвестных нашему профессиональному сообществу информационных проектов. Тем не менее знакомство — это лишь необходимое условие сотрудничества, но еще не сотрудничество как таковое.

Мы видим, что в условиях кризиса начинают сворачиваться многие информационные проекты. Это касается не только региональных изданий. Ведущие светские СМИ также испытывают серьезные трудности.

Как сохранить то, что было создано нашими трудами в области церковных СМИ? Ответ на этот вопрос дать непросто. Здесь будут сочетаться разные факторы: насколько это СМИ было интересным? Была ли у него своя редакция, какие тексты они создавали? Только ли на спонсорские деньги существовала редакция?

По всей видимости, нам предстоит оценить, насколько важной и полезной является та информационная деятельность Церкви, которую мы проводили в течение последних лет.
Надеюсь, этот вопрос будет в центре внимания участников нашего фестиваля. Полагаю, нас выручат только более глубокие, более серьезные формы сотрудничества, чем те, которые распространены между нами сегодня.

Я еще раз хочу привести пример Сахалина. Три года назад возник совместный проект московской редакции газеты «Церковный вестник» и Сахалинской епархии. В результате появилось региональное издание «Церковного вестника», которое сохраняет структуру и макет московского издания, но при этом дополнено пятью полосами, подготовленными на местном материале. В результате возникло региональное издание, где сочетаются общецерковные и местные материалы, и тираж печатается непосредственно в Южно-Сахалинске.

Почему бы не задуматься об этом варианте тем, кто размышляет о развитии своих информационных проектов и в то же время озабочен минимизацией расходов.

* * *

Мы высоко подняли планку церковных СМИ. Необходимо ее удержать, несмотря на трудности нашей жизни.

27 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00