выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Что мешает создать православную семью?

В разговоре с молодыми православными нередко можно услышать упреки в адрес представителей противоположного пола, которые сводятся к обвинению в незрелости, инфантильности, эгоизме, неумении заботиться о себе и близких, искренне общаться, принимать ответственные решения… Распространенность подобных мнений свидетельствует о том, что православные юноши и девушки испытывают не меньшие, а может быть и большие трудности во взаимоотношениях и при создании семьи, чем их неверующие сверстники.
Последнее время Церковь развернула широкую пропаганду семейных ценностей, обращенную, прежде всего, к православной молодежи. Но одним из тревожных показателей неблагополучия является то, что процент браков в молодежной православной среде не выше, чем у светской молодежи.
Юноши и девушки встречаются с трудностями в отношениях в равной степени, и эти трудности нередко связаны с личностной незрелостью тех и других. Однако можно говорить и об определенной специфике, присущей именно православной молодежи. Попробуем определить, в чем заключаются эти особенности.
1. Очевидно, что подавляющее большинство православной несемейной молодежи — это церковные неофиты. Они как бы одели новую для себя, но пока еще чужую одежду, живут по предложенному «шаблону», по «правилам», и очень часто уверены, что это и есть полнота жизни, пусть даже такая жизнь не совпадает не только с присущими юному возрасту потребностями, но и с их личными запросами. Многим из неофитов не хватает активности, дерзости, искренности, честности с самими собой, не хватает самостоятельной реализации своих вполне оправданных и законных желаний.
Оставаясь по-прежнему инфантильными, как и многие их сверстники, молодые неофиты убеждены, что, начав жить «по вере», они уже всего достигли, что вера компенсировала все их недостатки (кроме личных грехов), и что теперь Бог решит за них многие проблемы, в том числе «пошлет» им идеального мужа (жену). Пребывая в такой иллюзии, эти молодые люди перестают отдавать себе отчет в том, что сами недостаточно развиты психически и эмоционально, неопытны в жизни, боятся раскрыться другому, даже любимому человеку, панически боятся ответственности и самостоятельности в важных жизненных вопросах. И вне Церкви молодежь такая же, но именно в церковной среде все эти проблемы становятся более выпуклыми и наглядными. В немалой степени этому способствует обострившаяся внутрицерковная болезнь ложного «старчества» (когда самозваные наставники порой требуют от человека полного отречения от своей воли) и узко понимаемая православная аскетика (порой уничижающая семейную жизнь как несовместимую с «духовным деланием»).
2. Необходимо отметить, что в последние 20 лет — за время свободного существования Церкви — успела сформироваться православная молодежная субкультура, со своими специфическими мировоззренческими, культурными и бытовыми ориентирами, стереотипами и достаточно жесткими правилами поведения. Для этой субкультуры характерны «узость круга» церковной молодежи, «тесность» социального пространства, малая степень взаимодействия с окружающим миром. Православная молодежь живет собственными интересами, взаимным общением, определившимися местами встреч, досуга, учебы, социального служения. Церковной молодежи даже в Москве не наберется и пяти тысяч человек. Замкнутость этого круга не позволяет ему напитаться идеями современности, осознанно их переработать, противопоставить себя современным формам зла и правильно содействовать укреплению добра.
3. На жизнь православной молодежи очень сильно влияет противоречие между светской культурой и образом жизни и церковной традицией.
И неверующая молодежь, и церковная в любом случае находятся под воздействием современной массовой культуры, ставящей во главу угла романтическую беззаботность, а зачастую и откровенную безответственность и потребительство по отношению к другому человеку. К сожалению, многие православные юноши и девушки с легкостью принимают навязываемые средствами массовой информации стереотипы «свободного поведения». А попытки воспроизведения в современной православной жизни старинных ритуалов и обычаев, в свою очередь, очень специфичны и ограничены книжными, не имеющими образца в реальности «аскетическими» традициями. Перед молодежью стоит жесткий выбор: быть как все или вести образ жизни, приближенный к монашескому.
У нецерковных людей соблюдение тех или иных жизненных «рамок» зависит чаще всего от их собственной доброй воли. Молодые люди, будучи незрелыми, могут и вести себя незрело: не осознавать и, соответственно, не соблюдать границ допустимого в отношениях между полами.
Светская культура и общество акцентируют в семейной жизни в основном удобства и выгоды, рекомендуя простой «потребительский» сценарий достижения цели: до брака необходимо досконально испытать «партнера» и попробовать совместно пожить. Давно выветрилось понимание брака как акта веры, как «прыжка через пропасть», как события единственно возможного и необратимого, важнейшего личного жизненного выбора. Современная культура предлагает модель поиска, «метод проб и ошибок».
Для молодых христиан все это неприемлемо, поскольку они считают, что отношения между мужчинами и женщинами невозможны без целомудрия, доверия своему избраннику, взаимного восполнения, ответственности, жертвенности, свободы. Но живая, развитая культура таких отношений, в которой они могли бы естественным образом воспитываться, усваивая не пропагандистские, а реальные образцы христианского поведения, сегодня отсутствует.
4. Декларируемые семейные идеалы и ценности в повседневной жизни многих семей воплощаются поверхностно, формально, а порой и искажаются до своей полной противоположности. Дело не в том, что супруги или родители плохие, а в том, что они не находят в своей душе, в своем опыте возможности реализовать эти идеалы соответственно их высокому содержанию. Например, желая привести ребенка в храм и приобщить его к богослужению, родители достигают этого с помощью жестких дисциплинарных требований, системы наказаний, через пренебрежение свободной волей детей. В итоге та молодежь, которая сегодня вступила в брачный возраст, в большинстве своем не видела примеров семейственности, достойных подражания и вдохновляющих на создание собственной семьи, не почувствовала вкуса радостной христианской семейной жизни, и поэтому не может правильно соотнести свой опыт с требованиями окружающего мира.
5. Новообращенные христиане часто не учитывают, что идеалы православия на деле являются не более чем ориентирами, они не задают структуру личности человека и не гарантируют обретение им необходимого опыта. На практике люди живут так, как они живут, и «выше своей головы» мало кто «прыгает». Неофитствующая, увлеченная православием молодежь очень тяжело переживает реалии церковной жизни, в которой, так же как и везде, порой рвутся отношения между любящими, люди могут обманывать друг друга, не оправдывать ожидания, быть неверными и даже изменять друг другу. Желающие создать семью годами ждут, что Сам Господь пошлет им благочестивого «принца/принцессу на белом коне», и перед многими людьми, уже прошедшими этап неофитства, без ответа остается мучительный вопрос: создать семью с нецерковным человеком или остаться без семьи.
6. При неблагоприятном развитии отношений между православными юношей и девушкой нередко также возникают специфические трудности. Случается, что отношения у молодых людей так и не складываются, и они решают расстаться, но один из них в большей степени чувствует себя отверженным, обиженным, страдает. Светский человек в такой ситуации достаточно легко может избежать встречи с тем, кто вызывает болезненный отклик в его душе, просто перестав посещать общих знакомых и общие места досуга. Для церковного же молодого человека сменить среду общения очень трудно из-за невозможности смены храма или прихода, а также в силу ограниченности круга православных «тусовок». И он вынужден, оставаясь в «своем» кругу, вновь и вновь переживать встречи с человеком, отношения с которым составляли для него счастье недавнего прошлого и несбывшегося будущего, и общаться с теми, кто знает о неудачном развитии этих отношений. Поскольку изменить внешние травмирующие обстоятельства невозможно, перед христианином в такой ситуации встает нелегкая задача по преобразованию самого себя, что требует не только смирения, но и творческой силы души.
Вместо выводов. Счастливая семья — одно из самых больших чудес на земле. Семья, как писал протопресвитер Александр Шмеман, «не имеет “цели”, она не “прагматична”. Она источник, она — та жизнь, из которой вырастают цели».
Не бойтесь создавать семьи, проявить инициативу и взять на себя ответственность. При этом очень важно знакомиться не только с богословскими и каноническими учениями о браке, но и со знаниями современной психологии об особенностях мужчин и женщин, возрастных психологических особенностях и закономерностях внутреннего мира человека, об этапах развития отношений, способах преодоления кризисов, конфликтов. Среди них вполне можно найти приемлемые Церковью способы и методы, помогающие молодежи целомудренно развивать отношения и испытывать себя и друг друга.

 

Светлана Малыхина
Юрий Белановский
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова: старчество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00