iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Общество
ЦВ № 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Феодоровский городок — 2008

Очередной летний молодежный лагерь «Феодоровский городок» прошел с 13 по 20 июля этого года в пансионате Российского государственного социального университета «Доброе». В его работе приняли участие представители 18 епархий Русской Православной Церкви. Вот уже седьмой год «Феодоровский городок» проводится Всероссийским православным молодежным движением, созданным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Темой «Феодоровского городка» на этот раз стала «Православная семья в современном мире». Перед участниками лагеря выступили профессор Московской духовной академии и семинарии А.И. Осипов, сотрудники Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумен Петр (Мещеринов) и Александр Боженов, главный редактор журнала «Наследник» и духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» священник Максим Первозванский, руководитель отдела по работе с молодежью Липецкой и Елецкой епархии священник Димитрий Струев, семейный психолог Ирина Рахимова, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» священник Максим Обухов, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.

Своими впечатлениями и пожеланиями на будущее делятся участники летнего «Феодоровского городка — 2008».

Александр Ракитин,

сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, руководитель «Феодоровского городка»:

В Церкви не так уж много людей, которые работают с молодежью. В большинстве случаев это энтузиасты, которые работают не за деньги, а за идею. С одной стороны, это главная наша беда, а с другой стороны, это большой плюс, потому что по этой причине людей безразличных в молодежном служении практически нет. Если человек этим занимается, то явно от чистого сердца, а не потому, что ищет выгоду.

Что касается развития молодежного служения в регионах, то на примере «Феодоровского городка» можно увидеть, что все больше епархий Русской Православной Церкви включается в эту работу. В то же время, мы вынуждены признать, что это капля в море. У нас есть такая тенденция: раньше на зимний «Феодоровский городок» приезжало очень мало участников. Это было связано с тем, что многие как раз в это время уезжали на Рождественские чтения или на Всемирный русский народный собор. Общее собрание удавалось устроить только летом, когда у священников отпуска, а у молодежи — каникулы. Теперь тенденция меняется: все больше людей выбирает из зимних мероприятий именно «Феодоровский городок». А летом, напротив, в епархиях проводятся свои собственные мероприятия: лагеря, походы, семинары, конференции.

Еще есть такая особенность: когда в епархии только зарождается молодежное движение, «Феодоровский городок» нужен обязательно. Новички приезжают, знакомятся с опытом других епархий, перенимают его, зарабатывают свой «стартовый капитал». А как только епархия начинает обрастать своими мероприятиями, своими лагерями, своими формами работы с молодежью, у людей остается меньше времени для того, чтобы уделять внимание общероссийским проектам. Можно отметить, что сейчас во многих епархиях молодежное движение развивается очень активными темпами. Это очень хорошая тенденция. Но если сравнить это с тем количеством церковной молодежи, которое никакой работой не охвачено, все равно получается, как я уже говорил, капля в море. Например, в Москве далеко не в каждом приходе существует молодежная организация. Даже то, что собрал под своим крылом владыка Амвросий, епископ Бронницкий, это не так много.

Энтузиаст чисто физически не может работать с большим количеством участников. Почему движение «Наши» или «Молодая Гвардия» могут быть многочисленными, работать глобально? Потому что у них есть финансирование. Что же касается индивидуалов-энтузиастов, то они могут работать только с малыми группами. В Церкви это как раз самая востребованная форма работы с молодежью. В Белоруссии, например, во всех крупных приходах действуют молодежные братства, как в Минске, так и в епархиях. Ежегодно они проводят съезд православной молодежи из всех братств. Мы все время говорим о возрождении общинной жизни, а объединение молодежи внутри общины — это тоже важная ее составляющая.

Однажды в Даниловом монастыре на семинаре, посвященном молодежному служению, я высказал такую мысль: хватит нам уже создавать новые и новые молодежные организации. Давайте просто работать на приходах. Конечно, огранизации-гиганты, которые объединяют много приходов, как, например, Всероссийское православное молодежное движение или Патриарший молодежный центр, должны существовать, но в большинстве случае работа должна вестись в конкретном храме. И мы видим: если архиерей назначает руководителем молодежного отдела епархии священника, который является еще и настоятелем храма, то фактически епархиальный отдел по делам молодежи превращается в небольшую группу при приходе, но при этом они работают очень эффективно. Это доказывает, что небольшими приходскими силами можно вести работу даже на епархиальном уровне. Здесь очень показателен пример Смоленской епархии. Руководитель их молодежного отдела отец Святослав Худовеков сначала сформировал при храме вмц. Варвары молодежный приход, а потом из него вырос епархиальный отдел. При этом никакого конфликта с другими приходами там нет.

Недавно прошло собрание Совета православных молодежных организаций Москвы, которым руководит епископ Бронницкий Амвросий. На этом собрании было очень много молодых людей, которые только начинают работу. Когда их спрашивали о том, чем занимается их организация, они отвечали примерно следующее: «Ну, вот мы пока собрались, пьем чай и выясняем, чего мы вообще хотим». А на вопрос, сколько времени вы уже так собираетесь, отвечают: «Ну, год уже так». Это как раз показывает, что все эти люди, безусловно, энтузиасты, и, возможно, лет через пять у них что-нибудь получится, но в Церкви остро не хватает профессионалов, людей, которые обладали бы набором знаний о работе с молодежью и имели ясные цели. И у «Феодоровского городка» есть несколько целей: во-первых, объединяющая, чтобы молодежь общалась, во-вторых — на семинарах дать людям практические знания, которые они потом увезли бы с собой в епархии. Мы стараемся выполнять хотя бы две эти задачи.

Алексей Хайченко,

член клуба «Экклезиаст», Липецк:

Замечательная была смена! Очень интересные лекции А.И. Осипова, отца Максима Первозванского, игумена Петра (Мещеринова) и других. Сама возможность с ними напрямую пообщаться уже дорогого стоит. Порадовало вполне приличное количество времени, отведенного на свободное общение. Это время ценилось оттого, что оно тратилось на общение с людьми из других епархий, уже знакомых или впервые виденных, но не менее замечательных. Ежедневные «Библейские часы» помогали лучше понимать Священное писание, а семинары позволяли это понимание переносить на практику.

Поездка в Троице-Сергиеву лавру тоже оставила самые потрясающие впечатления.

Но самым лучшим для меня все равно останется мое обручение с любимой, которое мы решили совершить именно на этом «Феодоровском городке»!

Михаил Новиков,

Великий Новгород:

Запомнилось и показалось полезным почти все, что происходило в «Городке». С одной стороны, там было много лекций и встреч с интересными людьми. Объявленная тема — «Православная семья в современном мире» — для нас очень актуальная, потому что скоро мы сами обзаведемся своими семьями.

С другой стороны, «Городок» ценен и как лагерь для православной молодежи. Там была достигнута наибольшая концентрация православной молодежи на квадратный километр, как сказал один из его участников. Атмосфера «Городка» очень теплая и доброжелательная. Это был островок добра в холодном и подчас злом современном мире. Спасибо всем за это.

Третий важный момент — это совместные молитвы. И еще «Библейские часы». Это очень ценные беседы, как для понимания Священного Писания, так и просто в качестве совместного действия.

Этим летом я впервые оказался в «Феодоровском городке. Но это самое приятное воспоминание за этот год.

Ольга Гуманова
15 октября 2008 г.
Ключевые слова: летний лагерь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00