iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Общество

К 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Обращение Патриарха

Преосвященные Архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!От всего сердца поздравляю вас со знаменательным юбилеем — 60-й годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! Для всех нас это общий и очень дорогой праздник. Бедствие, постигшее отечество в далекие сороковые годы, сплотило наш народ, который в едином порыве стал на защиту Родины. В горниле испытаний очистилась и закалилась душа народная. Как уже много раз бывало в нашей истории, миру были явлены примеры высочайшего самопожертвования и беззаветной преданности отечеству. В трудную годину множество людей обратились к отеческой вере — Святому Православию, почерпнули в его сокровищнице силы и мужество и на деле исполнили завет Христов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

Ратный или трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны стал вершиной воинской славы России. И в прежние века наши воины являли примеры подлинного героизма, мужества и отваги: под предводительством святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, гражданина Минина и князя Пожарского, великих полководцев Суворова и Кутузова, святого праведного воина Феодора Ушакова и адмирала Нахимова русское воинство побеждало могучих врагов, казавшихся непобедимыми. Однако война 1941—1945 годов стала испытанием, доселе невиданным.

На защиту священных рубежей Родины встала вся страна. Война велась не только на фронте — бедами и лишениями, похоронными извещениями и горькими страданиями она вошла в каждый дом, в каждую семью. Победа была завоевана ценой огромных жертв и усилий. Она ковалась не только доблестным ратным подвигом военачальников и воинов, защищавших Родину с оружием в руках, но и подвигом тех, кто под полями и снарядами выносил раненых с поля боя и выхаживал их во фронтовых и тыловых госпиталях; кто, круглые сутки работая на заводах, приближал Победу своим трудом; кто возделывал опаленную войной землю, чтобы не голодали воины, их жены и дети. В дни испытаний, братски сплотившись в единую семью, не думая о национальных, религиозных и мировоззренческих различиях, народы нашей страны явили поразительное единство духа и воли.

Наши воины были объединены высокой целью. Они защищали не только свое Отечество, свои семьи и дома — они защищали весь мир от нависшей над ним смертельной угрозы. Сильный и жестокий враг, вооруженный антихристианской идеологией нацизма, вел войну за мировое господство. В кровопролитной войне за спасение человечества от тоталитарного порабощения мы понесли самые большие потери и ныне низко склоняем головы перед памятью павших в боях на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага, скончавшихся от ран и голода, умерших в блокаду, умученных и убиенных в плену.

Русская Православная Церковь неколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы. По призыву Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для создания танковой колонны «Димитрий Донской» и летной эскадрильи «Александр Невский».

В огненном горниле испытаний многие обрели или укрепили свою веру. Немало было воинов, которые, исполнив долг ратного служения Родине, после войны стали служить Богу и своему народу в священном сане.

Дорогие мои! Общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными жертвенного подвига, совершенного нашими отцами и дедами в военные годы. Нельзя забывать о том, какой ценой досталась нам Великая Победа, и о том, что мы завоевали ее, сражаясь плечом к плечу, для того чтобы наши дети и внуки жили в мире и дружбе. Новые поколения должны достойно хранить завещанное нам братство, скрепленное кровью, пролитой на полях сражений Великой Отечественной войны. Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, память об этом должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времен. Призываю нашу молодежь быть достойной памяти своих отцов и дедов и учиться преданности и мужеству у тех, кто вынес все военные тяготы и испытания и завоевал мир для всего мира.

В этот великий день с особым чувством обращаюсь к тем, кто жил и сражался в те далекие огненные годы. Дорогие ветераны! Вы явили великий пример жертвенного служения Отчизне и своему народу. Пусть же Господь дарует вам еще долгие годы, пребывая в крепости сил и добром здравии, радовать своих близких и всех  нас, с благодарностью почитающих ваши подвиги и труды.

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00