iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Общество

К 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Обращение Патриарха

Преосвященные Архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!От всего сердца поздравляю вас со знаменательным юбилеем — 60-й годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! Для всех нас это общий и очень дорогой праздник. Бедствие, постигшее отечество в далекие сороковые годы, сплотило наш народ, который в едином порыве стал на защиту Родины. В горниле испытаний очистилась и закалилась душа народная. Как уже много раз бывало в нашей истории, миру были явлены примеры высочайшего самопожертвования и беззаветной преданности отечеству. В трудную годину множество людей обратились к отеческой вере — Святому Православию, почерпнули в его сокровищнице силы и мужество и на деле исполнили завет Христов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

Ратный или трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны стал вершиной воинской славы России. И в прежние века наши воины являли примеры подлинного героизма, мужества и отваги: под предводительством святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, гражданина Минина и князя Пожарского, великих полководцев Суворова и Кутузова, святого праведного воина Феодора Ушакова и адмирала Нахимова русское воинство побеждало могучих врагов, казавшихся непобедимыми. Однако война 1941—1945 годов стала испытанием, доселе невиданным.

На защиту священных рубежей Родины встала вся страна. Война велась не только на фронте — бедами и лишениями, похоронными извещениями и горькими страданиями она вошла в каждый дом, в каждую семью. Победа была завоевана ценой огромных жертв и усилий. Она ковалась не только доблестным ратным подвигом военачальников и воинов, защищавших Родину с оружием в руках, но и подвигом тех, кто под полями и снарядами выносил раненых с поля боя и выхаживал их во фронтовых и тыловых госпиталях; кто, круглые сутки работая на заводах, приближал Победу своим трудом; кто возделывал опаленную войной землю, чтобы не голодали воины, их жены и дети. В дни испытаний, братски сплотившись в единую семью, не думая о национальных, религиозных и мировоззренческих различиях, народы нашей страны явили поразительное единство духа и воли.

Наши воины были объединены высокой целью. Они защищали не только свое Отечество, свои семьи и дома — они защищали весь мир от нависшей над ним смертельной угрозы. Сильный и жестокий враг, вооруженный антихристианской идеологией нацизма, вел войну за мировое господство. В кровопролитной войне за спасение человечества от тоталитарного порабощения мы понесли самые большие потери и ныне низко склоняем головы перед памятью павших в боях на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага, скончавшихся от ран и голода, умерших в блокаду, умученных и убиенных в плену.

Русская Православная Церковь неколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы. По призыву Церкви миллионы верующих приняли участие в сборе средств для создания танковой колонны «Димитрий Донской» и летной эскадрильи «Александр Невский».

В огненном горниле испытаний многие обрели или укрепили свою веру. Немало было воинов, которые, исполнив долг ратного служения Родине, после войны стали служить Богу и своему народу в священном сане.

Дорогие мои! Общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными жертвенного подвига, совершенного нашими отцами и дедами в военные годы. Нельзя забывать о том, какой ценой досталась нам Великая Победа, и о том, что мы завоевали ее, сражаясь плечом к плечу, для того чтобы наши дети и внуки жили в мире и дружбе. Новые поколения должны достойно хранить завещанное нам братство, скрепленное кровью, пролитой на полях сражений Великой Отечественной войны. Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, память об этом должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времен. Призываю нашу молодежь быть достойной памяти своих отцов и дедов и учиться преданности и мужеству у тех, кто вынес все военные тяготы и испытания и завоевал мир для всего мира.

В этот великий день с особым чувством обращаюсь к тем, кто жил и сражался в те далекие огненные годы. Дорогие ветераны! Вы явили великий пример жертвенного служения Отчизне и своему народу. Пусть же Господь дарует вам еще долгие годы, пребывая в крепости сил и добром здравии, радовать своих близких и всех  нас, с благодарностью почитающих ваши подвиги и труды.

9 мая 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00