выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
Cчастье - это талант жить для другого
18 апреля 2013 г. 17:10
версия для печати версия для печати

Игумен Мелхиседек (Артюхин): Зачем нужно жениться?

Духовник православного молодежного объединения «Покров» игумен Мелхиседек (Артюхин) рассказал молодежи о трех составляющих любви, как найти своего близкого человека и что лежит в основе счастливой семьи. На встречу с отцом Мелхиседеком, известным своими беседами на духовные темы на телеканале «Союз», в Культурном центре «Вдохновение» в Ясенево собралось около 300 молодых людей. Встреча длилась более трех часов и включала в себя показ фильмов, выступление батюшки, его ответы на волнующие аудиторию вопросы.

Отец Мелхиседек начал свой монолог с истории про пятилетнего мальчугана, которого спросили, нужна ли семья, нужно ли жениться и для чего нужна жена. «Если б не было семьи и меня не было, — ответил ребенок. — Хочешь-не хочешь, а жениться придется. И жена нужна. Она что-нибудь, да принесет». По сути, все последующее выступление священника строилось на том, чтобы доказать слушателям обратное. Жена или муж нужны не для того, чтобы что-то «приносить», а для того, чтобы служить друг другу. Для того, чтобы стремиться сделать счастливыми своего спутника. И что в основе семейного счастья лежит жертвенность. Почему же тогда в России на 100 браков приходится 70 разводов? Потому что люди выходят замуж и женятся совсем с другими целями и не хотят совершенствоваться в любви в семейной жизни.

Вступление отца Мелхиседека было наполнено яркими примерами, евангельскими и святоотеческими изречениями, зал ни раз взрывался смехом и слушал батюшку затаив дыхание.

«У греков слово „любовь“ имеет три составляющих, — напомнил выступающий. — Первая — эрос, плоская, физическая близость, привязанность и влечение. Но у человека есть и душа. И когда появляется интерес к душе другого человека, общие интересы, взгляды, планы, вера, книги — это единство не по телу, а по душе. Такая дружеская любовь именуется словом филео. И наконец высшее проявление любви — это духовная форма любви — агапэ. Возвышенная, жертвенная любовь». Когда все эти три составляющие объединятся, тогда и можно говорить о настоящей любви. По мнению священника, человеку проще обрести семейное счастье, если он ищет того, кому может что-то отдать, того, кому может себя посвятить. Счастье — это талант жить для другого. А в 90% разводов главная причина — эгоизм.

Семейное счастье не дается как данность, оно выращивается собственным трудом на протяжении всей жизни. В качестве примера священник привел такую историю. Одной женщине приснился сон, будто бы она оказалась в небесном магазине. Там она увидела двух ангелов, которые спросили, что она хочет? Женщина перечислила все от здоровья и хорошего мужа до материальных благ. Ей вынесли небольшую коробочку. В ответ на ее удивление, ангелы сказали: «А разве вы не знаете, что здесь мы выдаем только семена. Вся жизнь человека уходит на то, чтобы все это поливать и взращивать».

То есть для счастливой семейной жизни нужны предпосылки, нужен фундамент. Как, например, в фундамент дома закладывается треть его стоимости. И от качества этого фундамента зависит и вся дальнейшая совместная жизнь. Игумен Мелхседек перечислил основные из составляющих фундамента счастливой семейной жизни.

Первое — это уважение к супругу. Многие женщины хотят быть первыми в семье, однако Богом в заложена другая иерархия. Основная ответственность за семью возложена на мужа. Поэтому жена должна уважать его мнение и прислушиваться к нему.

Второе. В жизни нужно учиться уступать друг другу («кто уступает, тот больше приобретает», Амвросий Оптинский). Умение найти в себе ошибку при конфликте в семье — это беспроигрышный вариант. Слабый ищет виноватого, сильный ищет Бога. Третье — это доброта. Умение благодарить за то доброе, что делают тебе твои близкие люди: сначала мама, бабушка, другие родственники, а затем — твой муж или жена. Нужно понять, что любовь (например, родительская) — это не долг, а жертва. «Иногда слышу, как жена сетует о своем супруге — какой он все-таки черствый. Никогда не похвалит за вкусный обед или не оценит мою новую кофточку, — отметил отец Мелхиседек. — Один из мудрых людей как-то сказал: доброта такое явление, которое слышит глухой и видит слепой». Четвертое — это долготерпение. И на это нужно настраиваться заранее, если хотите, чтобы в семье были мир и счастье. И, наконец, пятое — доверие и верность. Отец Мелхиседек привел в пример двух женщин: жену Грибоедова — Нину Чавчавадзе и жену генерала Тучкова. Первая вышла замуж в 15 лет и в 17 лет стала вдовой. Вторая стала вдовой в 30 лет, а на месте гибели мужа построила женский монастырь. Обе до конца жизни остались верны своим мужьям. "Я бы посоветовал искать себе мужа и жену не глазами, а слезами«,- заключил отец Мелхиседек, пояснив, что готового супруга не бывает, что такими становятся в процессе совместной жизни, что его или ее нужно вымаливать у Бога.

Он так же добавил, что проще всего найти свою пару в каких-то совместных проектах, например в паломнических и миссионерских поездках, в служении ближним в детских или психо-неврологических интернатах, в помощи заключенным, в театральной студии. Все эти проекты реализует православная молодежная организация «Покров», которая действует при храме в честь святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе. К слову, за 10 лет его существования в Центре «Покров» сложилось 33 семейные пары.

Читайте также: Игумен Мелхиседек (Артюхин): Молодость воцерковлению не помеха

 

18 апреля 2013 г. 17:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00