iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Интервью
игумен Мелхиседек (Артюхин)
ЖМП № 11 ноябрь 2012 /  26 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Игумен Мелхиседек (Артюхин): Молодость воцерковлению не помеха

"Веселись юноша в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих: только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего... и помни Создателя твоего во дни юности твоей".    (Еккл. 11, 9–12. 1)

Церковь нередко воспринимается молодежью как система непонятных запретов на естественные удовольствия и радости жизни, поэтому необходимо, чтобы у юношей и девушек всегда была возможность прийти в храм к священнику как к другу. Игумен Мелхиседек (Артюхин) работе с молодежью уделяет много времени. Наверное, поэтому в его храмы ежегодно приходят всё больше юношей и девушек. Приходят и остаются. Создаются семьи. Рождаются дети. Как жизнь вчерашних любителей социальных сетей, компьютерных игр и молодежных вечеринок становится неотъемлемой частью Церкви и наполняется непреходящим смыслом? Об этом отец Мелхиседек рассуждает в нашей беседе.

 — Отец Мелхиседек, среди ваших прихожан много молодежи. Каким образом молодые люди сегодня приходят в храм? Какие главные духовные скорби и недуги тревожат их?

— Однозначного ответа здесь нет. Как звезды на небе имеют разные названия, так и судьбы людей неповторимы. Бытует мнение, что люди приходят в храм из-за проблем в жизни. Бывает и такое. Но ведь есть еще и путь радости, путь поиска, когда в первую очередь думаешь о том, для чего и ради чего жить, а бытовые вопросы уходят на второй план. На своих приходах я чаще всего сталкиваюсь именно с такими случаями. Молодые люди приходят в храм в поисках истины, смысла. Как приходят? Чаще всего через уже воцерковленных друзей. Например, друг пригласил совершить паломническую поездку или привел в круг своих знакомых неправославных юношу или девушку, и когда они видят не из книг, а в жизни какую-то реальность отношений, отличных от их повседневной жизни, видят другой взгляд на жизнь, другие интересы, некую инаковость, то им начинает это нравиться. Сначала чисто внешне, без содержания, а уже потом они, что называется, втягиваются в церковную жизнь и не представляют, как могли жить без нее раньше.

Бывает, что приход молодых людей в Церковь связан с какими-то глубокими личными переживаниями, потрясениями. Чаще всего это потеря родных и близких, когда человек уже столкнулся со смертью и понял, что это такое. Смерть расставляет всё на свои места. Человек представляет или может представить себя на месте умершего. И это делает его серьезным. Преподобный Исаак Сирин говорил, что дьявол дал бы человеку все сокровища мира, лишь бы только из его головы навсегда убрать помысл о смерти, потому что, как только западет в голову человека этот помысл о конечности бытия, сразу может возникнуть желание и стремление изменить свою жизнь, чему дьявол всячески противится.

Как-то ко мне на исповедь пришел молодой человек и рассказал, что в прошлом употреблял наркотики, в том числе и героин. Я знаю, что это очень тяжелая ситуация, из которой практически невозможно выкарабкаться. Я спросил его, как же ему удалось отойти, на что он ответил: "Когда я стал хоронить друзей и бывать на похоронах одного, другого, третьего, когда я увидел, как убиваются их матери, плача над их гробами, я в один момент представил, что и моя мать будет страдать в точности так же, и мне стало жутко". Мысль о конечности бытия через такую трагедию, через жалость и любовь к матери вывели этого человека из тяжелейшего духовного плена. И такие случаи бывают.

— В каком возрасте молодые люди обычно приходят в храм?

— Как показывает практика, чаще всего на этапе постинститутской жизни. Так однажды сказал знаменитый философ и ученый Блез Паскаль: "Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо". На наших приходах людей в возрасте от 16 до 20 лет практически нет. Может быть, потому, что есть какая-то незрелость эмоционально-чувствительная, пусть даже и физическая, о горнем они еще не помышляют, вроде бы и надобности нет, "Бог на лопатки пока не укладывал".

— Можно ли что-то сделать для того, чтобы привлечь молодежь этого возраста в Церковь?

— В 2011 году мы как раз озадачились этой проблемой. Учащиеся Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, которые являются приписными священниками и проходят у нас практику, вместе со мной пошли в школы. Пошли не с Основами православной культуры, а с простыми, понятными беседами о дружбе, о любви, о вредных привычках, о счастье и о семейных ценностях, понятно, что деликатно вкрапляли слово о Боге, о вере. Каждую неделю мы беседовали с учениками 8–11 классов. Таких школ у нас было четыре, и в каждой из них нас очень хорошо принимали, а для нас очень важно было построить мостик между Церковью и молодежью, разрушить барьер, разделяющий священство и этих ребят, которые до встречи с нами думали, что мы какие-то непонятные люди, "небожители", разговаривающие на странном языке. Мы хотели дать молодежи шанс прийти в Церковь к священнику как к другу.

Расскажу любопытный случай, произошедший в одной из школ, которые мы посещали. Наш священник отец Алексий Ишков шел по коридору школы, а навстречу ему два подростка, один из которых испуганно начал отступать назад. Как выяснилось позднее, из-за простуды этот мальчик не присутствовал на первых двух занятиях, которые мы проводили, а потому появление человека в рясе стало для него полной неожиданностью. Его товарищ, видя неподдельный испуг на лице друга, ободряюще взял его за руку со словами: "Не боись, это свой". Такое отношение, такой взгляд на священника, согласитесь, дорогого стоит.

— А как у вас родилась идея пойти в школу?

— На это меня подвигла одна встреча. Как-то я выходил из братского корпуса храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, и ко мне подошел молодой человек, показавшийся мне знакомым, о чем я ему и сказал. Он ответил: "Вряд ли вы меня запомнили, но вы были у нас в школе десять лет назад и сказали, что если у нас возникнут проблемы, то мы можем прийти к вам в любое время. Вот я и пришел".

Молодой человек не был крещен, а грех, с которым он пришел ко мне, действительно был серьезным. Мы побеседовали, разумеется, таинства исповеди не было, но для него, как он потом признался, это было всё равно что таинство, потому что он впервые вот так встретился со священником. Я понял, как необходимо присутствие священника в светской школе. Этот юноша пришел в храм, пусть даже десять лет спустя, потому что ему было к кому прийти, дорога в храм была открыта.

Наше "школьное служение" я называю попечением о будущем. Я неоднократно слышал выражение, что «попы все одним миром мазаны», и я подумал, что пусть подростки, молодые люди узнают живьем, кто же такие эти попы, и из ста человек, которые когда-нибудь придут разбирать храм по кирпичам, десять из них скажут: "Да это же наши, это свои!" Такая вот пришла практическая мысль, безо всяких высоких целей.

— Давайте теперь поговорим о тех молодых людях, которые уже в лоне Церкви. Многие жалуются на постоянный недостаток времени, в том числе и на молитву. Как научиться молиться мирянину? Что можно посоветовать тому, кого ритм современной жизни делает неспособным достичь хотя бы необходимого внимания и сосредоточенности?

— Есть очень мудрое выражение: "Тот, кто хочет, тот ищет средства, тот, кто не хочет, тот ищет оправдания". К преподобному старцу Силуану Афонскому как-то обратился один из насельников монастыря, посетовав, что не может найти времени на молитву, ведь почти всё оно уходит на послушания. На что старец ответил: "Любить Бога никакие дела не мешают".

Святитель Феофан, затворник Вышенский, говорил: "Когда молодой человек влюбится, то, и работая, и обедая, и читая, у него, как зубная болячка, мысль о любимом человеке, она всегда с ним, он мысленно беседует, и переживает, и представляет, что он или она делает, что он или она думает, потому что он или она любит, и любовь эта связывает их в памяти друг с другом". Когда человек искренне любит Бога, он искренне хочет общаться с Ним, а общение — это и есть молитва. А молитва — это беседа с Богом.

— Как же научиться так любить Бога?

— Дар веры, любви, познания Бога идет от Него Самого. Он видит человеческое сердце, которое взывает: "Хочу верить, Боже, научи, что мне делать?" Мы с вами помним из Евангелия, как апостолы восклицали: верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Они понимали, что вера — это не какое-то напряжение ума, воли, сердца, но непостижимый дар Божий на расположенность души, что его нужно принять и удержать. Когда человек начинает рассуждать о реальности жизни Христа в этом мире, о реальности креста, страданий, когда до глубины души его дойдет, что он жив и существует жертвою Христа в этом мире, что он искуплен Кровью Господней, тогда он искренне желает отблагодарить Бога за эту непостижимую любовь. Так, осознавая ее, разве может он сам не любить Бога?

Простой пример. Автокатастрофа. Человек попадает в реанимацию, и ему требуется переливание крови. У него первая группа, а, как известно, первой группе подходит только первая. Врачи срочно ищут донора, и помочь соглашается молодой человек. Предельный забор донорской крови — 400 мл, но пострадавшему нужно больше. Донору объясняют, что, если он согласится отдать столько крови, сколько нужно, может оказаться так, что он не выживет. Молодой человек принимает решение помочь, так как уже знает, что у пострадавшего двое маленьких детей и больная мама. Пострадавшего удается спасти. И как он теперь будет жить, что чувствовать, зная, что абсолютно незнакомый человек отдал за него свою жизнь? Разве не будет он чувствовать бесконечную благодарность? Разве может он отнестись к этому равнодушно? С какой любовью он будет вспоминать своего спасителя!

Христос отдал жизнь и кровь за нас и вместо нас. Он говорил, что "тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет". Искреннее стремление выполнить Его заповеди и есть любовь, благодарная память. Когда человек об этом помнит или когда до него дойдет вся глубина духовной жертвы Христовой, тогда ни молиться, ни беседовать, ни благодарить, ни посвятить свою жизнь Богу для него не будет чем-то совершенно невозможным.

Евангелие — это ведь не сборник очень хороших рассказов, не просто заповеди, эта целая история взаимоотношений Бога с человеком, поток жизни, в который мы вплетены. Это реальность. А вот как мы реагируем на эту реальность — свободный выбор воли каждого из нас. Нам выбирать — принять эту евангельскую историю с благодарностью, с посвященностью Богу всего, что есть в нашей жизни, в меру наших сил и возможностей или делать что-то "из-под палки". Однако невольник не богомольник. Тот же, кто любит, найдет время для общения с предметом своей любви.

— Но молодым людям, наверное, сложно это понять. Ведь они и жизни толком не знают, да и любовь в юном возрасте — понятие скорее прозаичное…

— Молодость воцерковлению не помеха, как, впрочем, и старость. Я слышал одну историю. На сельский приход приехал священник, он знал, что на много километров вокруг этот храм, в котором он служит, — единственный, и приходят к нему на службу из соседних сел и стар, и млад. Каждое воскресенье он видел, как какая-то бабушка на костылях всегда приходит первой. Как-то он спросил ее о том, не тяжело ли ей ходить в храм, ведь путь неблизкий, три километра в одну сторону. Старенькая прихожанка ответила: "Очень тяжело, батюшка, но, прежде чем моим больным ногам пойти в храм, вперед туда идет мое сердце". Когда есть искреннее желание научиться любить Бога, быть в Церкви, расти — найдется и время, и возможности, и силы.

— На ваших приходах молодые люди, даже регулярно посещающие храм, часто без особого оптимизма относятся к тому, что вы призываете выключить телевизор, не использовать Интернет, но как современному человеку можно жить без этих, уже привычных вещей?

— Здесь нужно понимать, что я имею в виду, когда говорю это. Не сам телевизор или компьютер является препятствием для общения между Богом и человеком. У древних было такое понятие — "ничего сверх", а святой Исаак Сирин говорил, что "всё красит мера". Ножиком можно отрезать хлеб и колбасу или почистить картошку, а можно отрезать палец — по неосторожности свой, а специально — чужой. Мы живем в информационном поле, но важно не превратить его в болото. И трезвый человек, и человек управляющий, а не управляемый, найдет время и возможность грамотного использования технических средств, чтобы не компьютер или телевизор управляли им, а он управлял ими. Верующий человек всеми средствами старается управлять своим временем, телевизором и компьютером. Мне нужна информация, к примеру новости, — я ее получаю, но всецелого погружения в мир, скажем, социальных сетей у меня нет. Я делаю свой выбор — либо я раб, либо я свободный человек. Христос сказал: "Я пришел для того, чтобы вы стали свободными". От чего? От греха. А любая привязанность сверх меры есть грех, и всякий, творящий грех, есть раб греха.

Молодежи понять это, конечно, намного сложнее, чем взрослым людям. Но то, что время за сериалами, время бесконечного общения в социальных сетях — это безвозвратно потерянные моменты жизни, им понятно. Они понимают, что теряют этот день, потому что обсуждение жизни есть, а нет самой жизни. Можно ведь утонуть в компьютере и никогда не увидеть Бога.

— Один из самых популярных вопросов, с которым к духовникам приходят молодые люди, — это поиск второй половины. Это является немалым испытанием для пастыря, особенно для монаха. Как следует поступать монаху, служащему на приходе, в этом случае?

— Дело в том, что эта наша пастырская, священническая жизнь. Будь то священник мирской или священник монашествующий. У нас одни и те же обязанности, общее дело: помочь людям, подсказать и, вместе помолившись, что-то посоветовать. Когда молодые люди приходят с такими проблемами, я обращаю их внимание на то, что у нас в стране сейчас на три брака два развода. Спрашивается, почему такая катастрофическая цифра? Брак должен быть о Господе. Если люди строят свой дом без фундамента, без основания, то он и разрушается и половинок таких оказывается множество. Фундамент же религиозная мотивация. В браке следует искать не удовольствия, но служения. Следует жить не категорией "я", а категорией "мы". Брак не только права, но и обязанности, поэтому у вступающего в брак прав становится вдвое меньше, а обязанностей — вдвое больше.

Сейчас общество наслаждения не может понести этот крест, крест служения, распятия своего эгоизма, но без взаимного уважения, долготерпения, евангельского служения построить семью невозможно. Мы не говорим про светское отношение к браку и семье, когда людей ничего почти не удерживает от принципа верности, единственности и неповторимости брака. В семье у людей верующих тоже масса проблем, потому что даже само венчание и религиозная мотивация порой не удерживают людей в единстве семейной жизни. Но шансов у религиозного человека гораздо больше. И я молодым людям говорю: "У нас душа одноразового пользования". Одна встреча — часть души ушла, другая — часть души ушла невосполнимо.

И привожу им такой пример. Посмотрите на мои руки, на каждой из них по пять пальцев. Отношения мужчины и женщины — это как крепко сцепленные вместе руки. Но каждые новые отношения — это отрезанный палец. Со своей половинкой ты должен был зацепиться пятью пальцами, а ты цепляешься двумя или… сколько там осталось. Поэтому я говорю: не растрачивайте себя, не распыляйтесь, не расплескивайте тот душевный сосуд, который, я еще раз повторяю, "одноразового пользования". Этот сосуд надо пронести до конца, чтобы подарить его одному человеку, который такой же сосуд подарит вам.

Когда ко мне приходят девушки и говорят, что если они не будут придерживаться принципов, которые сегодня навязывает светское общество, то они будут никому не нужны, я отвечаю: "Был бы огонек, а мотыльки налетят. Будешь иметь огонек чистоты, веры, любви и целомудрия — и мотыльки налетят соответствующие. Подобное прилепляется к подобному".

— А как вы относитесь к православным службам знакомств и клубам православной молодежи?

— К православным службам знакомств отношусь положительно. В моей практике было три случая, когда молодые люди создали семью, познакомившись через Интернет. Мы же понимаем, что, живя в режиме "работа — магазин — храм", очень трудно отыскать вторую половинку…

Что касается клубов православной молодежи, то я о таких не слышал. У нас при подворье уже восемь лет действует молодежное движение "Покров". За это время сложилось сорок семейных пар. Хорошие, крепкие семьи.

Молодежное движение дает возможность живого участия, что, мне думается, куда лучше интернет-общения. К нам люди иногда заходят прямо с улицы, никто никого не заставляет участвовать в молебнах, мы просто общаемся, проводим тематические вечера, ездим в паломнические поездки и рассказываем о них, проводим дни рождения, праздники. И у любого человека в нашем движении есть шанс для нахождения не только новых друзей, но и своей ниши, своего "я".

Когда мы задумывали это движение, цель была душевно-практическая — помочь молодым православным людям под покровом Церкви найти свою половинку, чтобы на приходе стало больше, хотя бы на одну, христианских семей.

— Не возникает ли у молодежи соблазна оставить церковную жизнь после того, как уже найден супруг, то есть главная "цель" участия в жизни молодежной общины уже достигнута?

— Бывает и такое. Бывает, что люди лишь делают вид, что церковная жизнь им интересна, и все это только для того, чтобы найти супруга или супругу. Но всегда есть надежда, что так называемый ген христианства, носящий в себе духовную информацию, все-таки сильнее, чем гены, носящие информацию поверхностную. Человек, имеющий христианскую веру и христианское мировоззрение, знает всё то же, что и человек неверующий или невоцерковленный, но он также знает еще что-то. И вот это самое "что-то" — его шанс заполнить пустоту, царящую в душе человека без Бога. Преподобный Иоанн Лествичник, к примеру, говорил, что в монастырь иногда приходили люди с недобрыми намерениями, но потом не совсем доброе начало выливалось в благие последствия, то есть в крепкие отношения с Богом.

— Вы так много времени посвящаете работе с молодежью, миссионерству и проповеди в миру. Сейчас, когда живая монашеская традиция в России только возрождается, одной из важных проблем ее устроения является служение монаха миру. Как вы решаете для себя лично эту проблему?

— Монах служит не миру. Цель монашеской жизни — служение Богу. А если я оказался на монастырском подворье, то у меня есть священнические, пастырские обязанности, и мое монашество этим обязанностям может придать определенную свободу. Ведь я не обременен семьей и детьми, а значит, возможностей для служения у меня намного больше. Тяжело ли это? Да, непросто, но если монах — священник, то он больше будет отвечать за свое священство, чем за свое монашество. Ведь как монах я вообще не должен выходить из кельи, а как священник, наоборот, в этой келье должен быть редко. Без келейной жизни невозможно служение, а без служения невозможна келейная жизнь. Монашеская жизнь дает подпитку служению священническому. Это как два весла одной лодки: с одной стороны, стремление жить строгой монашеской жизнью, а с другой — служить в миру и для мира. Всё красит золотая середина.

— Отец Мелхиседек, вам довелось общаться с опытными духовниками Оптиной пустыни. Можете ли вы сейчас, спустя годы после вашего общения с праведниками XX века, назвать основы, на которых строятся общение учителя и ученика, передача опыта?

— Третьего июня 1988 года в Оптиной пустыни высадился первый "духовный десант" — пять человек из Троице-Сергиевой лавры, которые стали насельниками Оптиной пустыни. Через год к нам приехал отец Илий (схиархимандрит Илий (Ноздрин)). Я много общался с ним и с иеромонахом Евлогием, который сейчас уже архиепископ Владимирский и Суздальский. К нам часто приезжал схиархимандрит Христофор (Никольский), духовник Тульской епархии. Господь судил мне лично быть знакомым и иметь общение с отцом Иоанном (Крестьянкиным), псковским старцем, с отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит, с епископом Василием (Родзянко), со схимонахиней Сепфорой, с блаженной петербуржской странницей Любушкой Сусанинской, со старцем Паисием Афонским Господь сподобил меня встретиться единственный раз.

Как происходила передача опыта? Не знаю, стоит ли так ставить вопрос. Я наблюдал, как они молились, общались с людьми, выслушивал их суждения по тому или иному вопросу, той или иной духовной практике. И для меня это были не просто слова. Потом они были проверены опытом и временем, подтверждены, засвидетельствованы. Это опытное познание пользы жизни по совету и по благословению, опытное знание самой жизни через этих людей приводило к еще большему уважению и доверию, и порой не надо было спрашивать, как и почему нужно что-то делать. Всё строилось на вере и уважении к духовному опыту, тому образу жизни, который имел каждый из этих людей. Любое общение, тем более с духоносными людьми, строится на вере и уважении и со временем перерастает в любовь.

Для меня эти люди были примером доброты, любви, смирения, снисходительности, обходительности, духовной радости. Знаете, есть такое понятие "присно унывающий", а есть — "присно радующийся", именно такими и были эти люди. Их всегдашнее благодушие, наполненность Богом передавались людям. Общаясь с ними, я говорил себе: "Так должны жить люди, которые любят Господа. Вот перед тобой конкретный пример жизни во Христе, и надо этому примеру следовать".

Справка: 

Игумен Мелхиседек (в миру Павел Дмитриевич Артюхин) родился 2 мая 1962 г. в Москве.

В 1988 г. закончил Московскую духовную семинарию. 29 ноября 1986 г. архимандритом Алексием (Кутеповым), наместником Свято-Троице-Сергиевой лавры, пострижен в монашество с именем Мелхиседек.

19 декабря 1987 г. архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеромонаха. С 1988 г. — в Оптиной пустыне.

В 1997 г. назначен настоятелем в храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе г. Москвы, где с декабря 1999 г. образовано подворье монастыря Оптина пустынь.

В настоящее время также является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и домового храма Воскресения Христова при пансионате № 6 ветеранов труда.

26 ноября 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовничество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи