iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Общество
Крест над могилами новомучеников
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Крест над могилами новомучеников

Утром 15 сентября 2009 года десяток легковых машин и пара микроавтобусов спешили по пустым лесным дорогам юга Чувашии к маленькому полузаброшенному поселку в Алатырском районе. Еще в царское время в этих местах начали строить двухпутную узкоколейку для вывоза леса, а закончили ее уже в советское время. В тупике этой узкоколейки и возник поселок Первомайский. Но в самом начале своего существования, в середине 30-х, он назывался не так. По документам он проходил как Алатырская исправительно-трудовая колония № 1 НКВД Чувашской АССР, почтовый ящик № 14, а в просторечье просто лагерь.

Только через эту небольшую колонию республиканского значения за время ее существования прошли сотни священнослужителей и монашествующих. В основном это были приходские священники окрестных чувашских сел, монахи и монахини закрытых монастырей. (В колонии тогда содержались и мужчины, и женщины.) В конце 1930-х — начале 40-х они как злостные рецидивисты получали по 5–10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но были здесь заключенные и из других мест Советского Союза. В 1936 году здесь недолгое время находился епископ Орловский Николай (Могилевский; † 1955), который выжил в лагерях и закончил свои дни митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. Ныне митрополит Николай прославлен в лике священноисповедников.

В 1936–1938 годах в Алатырской колонии находился схиархимандрит Игнатий (Лебедев; † 1938), старец московского Высоко-Петровского монастыря, в прошлом — насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, одного из известных до революции центров старчества. В Москве отец Игнатий и единомысленные с ним иноки-«зосимовцы» основали несколько тайных монашеских общин, которые должны были хранить заветы православного монашества и в те страшные годы. Тайных пострижеников было около 200 человек. Отец Игнатий погиб в Алатырской колонии. В 2000 году он был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике преподобномучеников.

Всего в годы сталинских репрессий в Алатырской колонии погибли 80 священников, более 150 церковнослужителей и тысячи мирян. Самой трудной была зима 1941–1942 года: по воспоминаниям старожилов, морозы ниже 40 градусов держались около трех месяцев. Тогда в условиях военного голода и эпидемий дизентерии и гриппа смертность среди узников была как никогда высокой. Почти все священники, находившиеся в колонии, погибли именно той зимой.

В этом году тихим, солнечным осенним утром к месту бывшей колонии спешили родственники и почитатели тех, для кого она оказалась последним земным пристанищем. В этот день епископ Алатырский Савватий освятил поклонный крест на месте захоронения узников Алатырской колонии. На этом торжестве присутствовали более 80 молящихся из разных областей России, духовенство Чебоксарской и Чувашской епархии. Крест, воздвигнутый на месте старого лагерного кладбища, не простой. Это крест-мученик. Кованый стальной крест, украшенный металлическим кружевом, когда-то венчал купол одной из чувашских церквей. Но в 1930-е он был сброшен с вершины закрытого и поруганного храма. Его собирались сдать в металлолом, но случилось иначе. Среди железного хлама он долежал до конца ХХ века, когда его нашли, подобрали, и теперь ему нашлось новое, не менее почетное, чем у его собратьев, украшающих купола уцелевших храмов, призвание.

Сегодня бывшее лагерное кладбище представляет собой узкую полосу, шириной 30–40 метров, тянущуюся вдоль лесного оврага. Могилы вблизи хорошо различимы по многочисленным впадинам грунта: трупы здесь, особенно в военные годы, только присыпали, и земля осела от времени. В 1990е годы прямо по кладбищу, как бы разрезав его на две неравные части, прошла автомобильная дорога, навсегда лишив нас надежды на обретение мощей прославленных святых. А ведь на сегодняшний день четверо из покоящихся здесь узников причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Труды по сохранению памяти пострадавших здесь клириков и мирян в последние годы несет клирик Чебоксарской епархии иеродиакон Иосиф (Ключников). В 2007 году им были проведены раскопки, которые документально подтвердили существование на этом месте массового захоронения 1930–40-х годов. Теперь здесь стоит поклонный крест. В ближайшем будущем речь должна идти о придании кладбищу узников Алатырской колонии статуса мемориального объекта.

 

Алексей Беглов
25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи