выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  21 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Молодые семьи нуждаются в общецерковной поддержке

Круглый стол на тему «Молодая православная семья в современном мире» прошел 11 ноября в рамках выставки-форума «Православная Русь». В нем приняли участие сотрудники Синодального отдела по работе с молодежью, Издательского Совета Русской Православной Церкви, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и других организаций. Мы приводим наиболее яркие отрывки из прозвучавших выступлений.

Иеромонах Димитрий (Першин),                                                                                                                                                                                                 руководитель информационно-издательского управления                                                                                                                                                     Синодального отдела по делам молодежи:                                                                                                                                                                                         Тема молодой семьи почти не звучит ни в проповедях, ни в различных выступлениях. Почему так? Потому что у нас нет традиции работы с молодой семьей. Даже в XIX веке уже начиналась работа с молодежью. Семьями тогда не занимались просто потому, что это был естественный ритм жизни: создать семью, родить детей... XX век — это время ломки парадигм. В результате, многие культурные алгоритмы просто исчезли. В XIX веке, например, было понятно, как купцу выдать замуж свою дочь, как крестьянину женить сына, как дворянам знакомиться друг с другом на балах. Были культурные «сценарии», которые помогали людям, желающим создать семью, найти друг друга. Сейчас их нет, они утрачены. С другой стороны, желание плодиться и размножаться — это первое благословение, которое дал людям Бог. Оно действует в каждом сердце, люди ищут друг друга. И здесь начинают эксплуатировать это желание те, кто хочет на нем нажиться. Так появляются безнравственные сайты знакомств, порносайты и т.д.
Есть ли новые решения у Церкви, которые могли бы помочь нашим ребятам найти свою вторую половину?
Очевидно, что идея семьи закладывается в детстве, в опыте собственной семьи. Одна из проблем заключается в том, что наши семьи малодетны. Девочки и мальчики, вырастая либо в неполных, либо в малодетных и однодетных семьях, не вынянчивают младших братьев и сестер. И поскольку они никогда не держали младенцев в руках, вступив в брак, они не готовы рожать.
Еще одна очень большая проблема — миссионерская. Очень часто мы приходим к детям, молодежи, студентам и сразу начинаем ругаться: «Не делайте абортов, не занимайтесь развратом, не ходите на порносайты...» Но работу с молодежью надо начинать не с того, что плохо, а с того сокровища, которое можно предложить взамен. Чтобы молодежь его увидела и поняла, что именно мы защищаем своим протестом.
К сожалению, хорошие книги о православной семье, которые стоило бы рекомендовать молодежи, можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь я бы отметил книгу Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Это очень светлая и честная автобиография матушки, написанная без всяких иллюзий. Второе — это письма священноисповедника Сергия Фуделя. Далее — книга отца Глеба Каледы «Домашняя церковь» и творения митрополита Антония Сурожского.
Вся русская литература — она по большей части о том, как не надо жить в семье, потому что норма была всем очевидна. Сейчас ситуация перевернулась — нет нормы, и людям не на что опереться.
В заключение хотелось бы отметить проблему, с которой я сталкиваюсь как духовник. К сожалению, наши прихожане часто воспринимают православие как монастырь. Они думают, что после венчания должны 250 дней в году отказываться от супружеского общения, потому что у нас посты, подготовка к причастию и очень своеобразные представления о том, что такое благочестие супружеской жизни. Для меня большим открытием стала статья священника Даниила Сысоева «Пост и супружеские отношения», впервые опубликованная на сайте «Матроны.ру» и широко разошедшаяся в Интернете. Оказывается, каноны древней Церкви давно и однозначно разрешили этот вопрос: обязательно только евхаристическое благочестие. В день перед причастием — строгий пост. Все остальные посты — это личное дело супругов по взаимному согласию.
Юрий Белановский,
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей
и молодежи при Даниловом монастыре:

Если говорить о вкладе Церкви в прошедший Год семьи, то очень важным я считаю переиздание книги Софии Куломзиной «Наша Церковь и наши дети». Ее не переиздавали уже 15 лет.
Отец Димитрий уже говорил о знакомствах, и я хочу продолжить эту тему. Сейчас очень популярной стала тема знакомства между «мирами» мужчин и женщин. Ее развили психологи в популярной литературе, как качественной, так и низкопробной. Тем не менее ее нельзя просто отвергнуть, потому что для многих людей она стала ключом к проблеме. Считается, что если мы поймем, чем мужчина отличается от женщины — не только физиологически, но психологически и духовно, — это поможет эффективно решать многие проблемы, связанные с отношениями полов. Этот подход был активно подхвачен и Католической Церковью, и протестантами, и созданная ими литература на эту тему очень качественная. Я не утверждаю, что ее нужно немедленно брать и переиздавать. Но если такие попытки уже присутствуют, то над этой темой стоит по крайней мере задуматься, осмыслить ее в свете православной антропологии.
Александр Боженов,
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей
и молодежи при Даниловом монастыре:

Сегодня существует очень мало мест, куда может прийти молодой православный человек, чтобы провести время среди единомышленников. Есть огромное количество коммерческих проектов, ночных клубов. Мы бы не хотели, чтобы наши молодые люди проводили время там, где наркотики, разврат. Но альтернативы, к сожалению, мы пока предложить не можем. Если мы не будем создавать очаги своей культуры — приходские, епархиальные, где молодежи будут предлагать участвовать в чем-то полезном для души, тела и духа, — то все наши разговоры ни к чему не приведут.
Часто наша молодежь, даже церковная и имеющая высокие идеалы, просто не готова к браку. Браки часто распадаются. Возможно, происходит это в силу отсутствия традиции, инфантильности. Я считаю, что нужны курсы подготовки к семейной жизни, где преподавались бы основы женской и мужской психологии, умение найти общий язык. Чтобы люди, прожившие счастливо в браке 20, 30 лет могли поделиться своим опытом.
Священник
Игорь Смертин,
клирик храма Покрова Божией Матери в селе Акулово Московской области, отец семерых детей:

В такой семье, как у нас, некогда отдыхать. Тут все время говорится о праздниках. На опыте наших лагерей и воскресной школы я считаю, что лучше всего молодежь объединяет совместный труд. Отдыхать дети научатся и без нас. Когда мы решили организовать свой лагерь, у нас не было подобного опыта, и мы решили перенять его у одного священника из Краснодара. У него такое видение — ребенка необходимо загружать на целый день. Они занимаются скалолазанием, ребенок целый день лазает по горе. Священник служит, ребенок чуть-чуть касается богослужения, а в целом очень похоже на советский лагерь. Мы устраиваем семейный палаточный лагерь, вывозим детей и взрослых в открытое пространство, стараемся отключить их от агрессивной среды. В последний раз я вывез 150 человек. И эти две-три недели мы ждем только одного чуда — соприкосновения сердца с благодатью Божией.
 

21 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00