iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Необходим соборный взгляд на миссию учителя

Вот уже почти 17 лет своего существования Собор, по сути, говорит об одном и том же: о возможности применить традиционные ценности, ценностные критерии ко все областям человеческой жизни.

В этом году внимание Собора сосредоточено на проблемах образования, воспитания подрастающего поколения и формирования ответственного общества и целостной личности. Тема не новая, но по-прежнему актуальная. Соборный взгляд на миссию учителя может по-новому осветить проблему: образование как построение личностью подобия Божия, как строительство души.

Поскольку Собор изначально призван стать широким общественным форумом, местом встречи людей разных политических убеждений, разных вероисповеданий, объединенных заботой о будущем России, настроенных на конструктивный диалог и деятельное соработничество, мы верим, что в результате наших обсуждений, а иногда даже и споров, мы найдем самое оптимальное решение проблемы или, по крайней мере, приблизимся к этому.

Миссия учителя, миссия семейного воспитания, права и обязанности ребенка и общества — все это станет предметом детального обсуждения. Будут рассматриваться самые насущные темы: важность гуманитарных предметов — русского языка, литературы и истории для закладки нравственного фундамента личности; поддержка семьи и национальная традиция воспитания. Язык — это душа народа и всей русской культуры, которая основана на традиционных религиозных ценностях. Даже само по себе глубокое приобщение к классической русской словесности способно оздоровить общество. Из этого органично вытекает следующая соборная тема: какой должна быть современная новая школа, какие традиции она вберет в себя и каковы возможные инновации. Естественно, речь пойдет и о введении в учебных заведниях основ религиозной культуры. Об этом немало спорят сейчас — соборное мнение способно несколько успокоить общество.

Отдельные секции будут посвящены важнейшим сегодня темам: межнациональным отношениям в школах и вузах и проблемам семейной педагогики.
В наше время постоянно говорится о правах человека, но для верующего человека большее значение имеют не права, а ответственность. Именно этим измеряется зрелость общества.
На Соборе, как правило, присутствуют представители законодательной и исполнительной властей, творческих союзов, студенчества, Вооруженных сил — весь срез общества. Можно с полной определенностью сказать, что те люди, которые собираются на Соборе, являют собой некую модель нашего сегодняшнего гражданского общества, поэтому решения Собора очень важны. Совместное делание на принципах приоритета нравственных ценностей спасет наш хрупкий мир, будет залогом построения полноценного гражданского общества в России и межцивилизационного диалога и стабильности в мире. Нравственные ценности — это то, что объединяет людей верующих и неверующих — и мусульман, и иудеев, и буддистов, и представителей всех политических партий.

Самая огромная угроза для русской цивилизации — это потеря нравственного фундамента, нравственного базиса, нравственного основания. Я бы сказал — нравственного камертона, который соизмеряет человеческие поступки и жизнь каждого индивидуума в обществе, определяет его сверхзадачу в жизни, цель жизни, какую-то высшую цель. И пока этот нравственный камертон не зазвучит в унисон с волей Божией, с высшим замыслом о человеке и народе, до тех пор народ не будет счастлив.

Олег Ефимов,
ответственный секретарь ВРНС

 

14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00