iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Необходим соборный взгляд на миссию учителя

Вот уже почти 17 лет своего существования Собор, по сути, говорит об одном и том же: о возможности применить традиционные ценности, ценностные критерии ко все областям человеческой жизни.

В этом году внимание Собора сосредоточено на проблемах образования, воспитания подрастающего поколения и формирования ответственного общества и целостной личности. Тема не новая, но по-прежнему актуальная. Соборный взгляд на миссию учителя может по-новому осветить проблему: образование как построение личностью подобия Божия, как строительство души.

Поскольку Собор изначально призван стать широким общественным форумом, местом встречи людей разных политических убеждений, разных вероисповеданий, объединенных заботой о будущем России, настроенных на конструктивный диалог и деятельное соработничество, мы верим, что в результате наших обсуждений, а иногда даже и споров, мы найдем самое оптимальное решение проблемы или, по крайней мере, приблизимся к этому.

Миссия учителя, миссия семейного воспитания, права и обязанности ребенка и общества — все это станет предметом детального обсуждения. Будут рассматриваться самые насущные темы: важность гуманитарных предметов — русского языка, литературы и истории для закладки нравственного фундамента личности; поддержка семьи и национальная традиция воспитания. Язык — это душа народа и всей русской культуры, которая основана на традиционных религиозных ценностях. Даже само по себе глубокое приобщение к классической русской словесности способно оздоровить общество. Из этого органично вытекает следующая соборная тема: какой должна быть современная новая школа, какие традиции она вберет в себя и каковы возможные инновации. Естественно, речь пойдет и о введении в учебных заведниях основ религиозной культуры. Об этом немало спорят сейчас — соборное мнение способно несколько успокоить общество.

Отдельные секции будут посвящены важнейшим сегодня темам: межнациональным отношениям в школах и вузах и проблемам семейной педагогики.
В наше время постоянно говорится о правах человека, но для верующего человека большее значение имеют не права, а ответственность. Именно этим измеряется зрелость общества.
На Соборе, как правило, присутствуют представители законодательной и исполнительной властей, творческих союзов, студенчества, Вооруженных сил — весь срез общества. Можно с полной определенностью сказать, что те люди, которые собираются на Соборе, являют собой некую модель нашего сегодняшнего гражданского общества, поэтому решения Собора очень важны. Совместное делание на принципах приоритета нравственных ценностей спасет наш хрупкий мир, будет залогом построения полноценного гражданского общества в России и межцивилизационного диалога и стабильности в мире. Нравственные ценности — это то, что объединяет людей верующих и неверующих — и мусульман, и иудеев, и буддистов, и представителей всех политических партий.

Самая огромная угроза для русской цивилизации — это потеря нравственного фундамента, нравственного базиса, нравственного основания. Я бы сказал — нравственного камертона, который соизмеряет человеческие поступки и жизнь каждого индивидуума в обществе, определяет его сверхзадачу в жизни, цель жизни, какую-то высшую цель. И пока этот нравственный камертон не зазвучит в унисон с волей Божией, с высшим замыслом о человеке и народе, до тех пор народ не будет счастлив.

Олег Ефимов,
ответственный секретарь ВРНС

 

14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00