выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Необходим соборный взгляд на миссию учителя

Вот уже почти 17 лет своего существования Собор, по сути, говорит об одном и том же: о возможности применить традиционные ценности, ценностные критерии ко все областям человеческой жизни.

В этом году внимание Собора сосредоточено на проблемах образования, воспитания подрастающего поколения и формирования ответственного общества и целостной личности. Тема не новая, но по-прежнему актуальная. Соборный взгляд на миссию учителя может по-новому осветить проблему: образование как построение личностью подобия Божия, как строительство души.

Поскольку Собор изначально призван стать широким общественным форумом, местом встречи людей разных политических убеждений, разных вероисповеданий, объединенных заботой о будущем России, настроенных на конструктивный диалог и деятельное соработничество, мы верим, что в результате наших обсуждений, а иногда даже и споров, мы найдем самое оптимальное решение проблемы или, по крайней мере, приблизимся к этому.

Миссия учителя, миссия семейного воспитания, права и обязанности ребенка и общества — все это станет предметом детального обсуждения. Будут рассматриваться самые насущные темы: важность гуманитарных предметов — русского языка, литературы и истории для закладки нравственного фундамента личности; поддержка семьи и национальная традиция воспитания. Язык — это душа народа и всей русской культуры, которая основана на традиционных религиозных ценностях. Даже само по себе глубокое приобщение к классической русской словесности способно оздоровить общество. Из этого органично вытекает следующая соборная тема: какой должна быть современная новая школа, какие традиции она вберет в себя и каковы возможные инновации. Естественно, речь пойдет и о введении в учебных заведниях основ религиозной культуры. Об этом немало спорят сейчас — соборное мнение способно несколько успокоить общество.

Отдельные секции будут посвящены важнейшим сегодня темам: межнациональным отношениям в школах и вузах и проблемам семейной педагогики.
В наше время постоянно говорится о правах человека, но для верующего человека большее значение имеют не права, а ответственность. Именно этим измеряется зрелость общества.
На Соборе, как правило, присутствуют представители законодательной и исполнительной властей, творческих союзов, студенчества, Вооруженных сил — весь срез общества. Можно с полной определенностью сказать, что те люди, которые собираются на Соборе, являют собой некую модель нашего сегодняшнего гражданского общества, поэтому решения Собора очень важны. Совместное делание на принципах приоритета нравственных ценностей спасет наш хрупкий мир, будет залогом построения полноценного гражданского общества в России и межцивилизационного диалога и стабильности в мире. Нравственные ценности — это то, что объединяет людей верующих и неверующих — и мусульман, и иудеев, и буддистов, и представителей всех политических партий.

Самая огромная угроза для русской цивилизации — это потеря нравственного фундамента, нравственного базиса, нравственного основания. Я бы сказал — нравственного камертона, который соизмеряет человеческие поступки и жизнь каждого индивидуума в обществе, определяет его сверхзадачу в жизни, цель жизни, какую-то высшую цель. И пока этот нравственный камертон не зазвучит в унисон с волей Божией, с высшим замыслом о человеке и народе, до тех пор народ не будет счастлив.

Олег Ефимов,
ответственный секретарь ВРНС

 

14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00