выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Общество
ЖМП № 4 апрель 2013 /  15 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Новое в законодательстве о религиозном образовании

Религиозное образование в России: основные положения, проблемы и перспективы применения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Новый закон об образовании был принят в декабре прошлого года. За исключением нескольких статей данный нормативно-правовой акт вступает в силу 1 сентября 2013 года. Он содержит целый ряд положений, каса­ющихся религиозного образования и затрагивающих интересы православных образовательных ­организаций. Изменения в законодательстве комментируют руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) и главный юрисконсульт Отдела ­религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Зайчикова.

Принятие закона

Закон «Об образовании в Российской Федерации» был внесен в Государственную думу правительством Российской Федерации. Разработчиком закона является Министерство образования и науки России.

В 2010 году была создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители Министерства образования и различных религиозных организаций. В задачи группы входила разработка и согласование законодательных положений, касающихся религиозного образования и взаимодействия религиозных организаций с государственными образовательными организациями. В 2011 году данные положения законопроекта были одобрены Межрелигиозным советом России.

Однако уже на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в Государственной думе в декабре 2012 года предпринимались попытки их пересмотреть. В частности, первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ, член фракции КПРФ Олег Смолин настаивал на исключении из текста законопроекта всех норм, касающихся взаимодействия религиозных организаций с государственной школой.

Светский характер образования и преподавание религиозной культуры в школе

Правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе светского характера образования во всех государственных организациях, занимающихся образовательной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об образовании»). По сравнению с прежним Законом «Об образовании» от 1992 года список государственных организаций, в которых реализуется этот принцип, в новом законе расширен. Если ранее светский принцип образования устанавливался в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений (п. 4 ст. 2 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1), то теперь он распространяется на «государственные, муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность». Таким образом, он действует не только в отношении государственных школ, но и приютов, медицинских учреждений и т.п.

Принцип светского характера образования в государственной школе долгое время считался серьезным препятствием для преподавания религиозной культуры учащимся государственных и муниципальных школ.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в 2009–2011 годах в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. С сентября 2012 года этот курс преподается в четвертом и пятом классах во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях России.

Теперь практика преподавания ОРКСЭ закреплена на уровне федерального закона. Ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий.

Выбор курса ОРКСЭ

Родители учащихся могут выбирать курс религиозной культуры или альтернативный ему курс светской этики. Однако выбор этот родители должны теперь осуществлять «с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии» (п. 1 ч. 3 ст. 44). Механизм формирования данных комиссий будет определяться Министерством образования и науки Российской Федерации.

Конфессиональная экспертиза

Положение о конфессиональной экспертизе образовательных программ по религиозной культуре и теологии представляет собой новеллу современного российского законодательства в сфере образования.

Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по курсам основ религиозных культур и светской этики (ч. 3 ст. 87). Она будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Министерством образования и науки России. Экспертиза должна определить степень соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению. На общецерковном уровне ее будет проводить Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии (ч. 4 ст. 87).

Определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса (предмета) (ч. 5 ст. 87). К сожалению, в отношении преподавателей курсов религиозной культуры подобного требования законом не предусмотрено.

Централизованные религиозные организации должны привлекаться к учебно-методическому обеспечению курсов по ОРКСЭ и теологии (ч. 6 ст. 87). Вместе с тем порядок и степень их участия в этом процессе законодательно не определены.

Запрет пропаганды

Закон запрещает педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций использовать образовательную деятельность для религиозной или антирелигиозной агитации. Педагогическим работникам запрещается пропагандировать «исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов» (ч. 3 ст. 48). Нарушение данных запретов может привести к увольнению педагога как не прошедшего аттестацию.

Образовательные организации, учрежденные религиозными организациями

Новый закон предусматривает право негосударственных (частных) образовательных организаций на основании представления религиозной организации включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий, историю Церкви и другие предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент образования) (ч. 7 ст. 87).

Частные образовательные организации, созданные религиозными организациями, обязаны включать такие предметы в вариативную часть образовательной программы (ч. 8 ст. 87).

Примерные образовательные программы по Закону Божию и другим предметам, содержащим религиозный компонент, будут утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение таких программ осуществляется централизованной религиозной организацией (ч. 10 ст. 87).

Духовные образовательные организации

Они могут реализовывать, согласно положению ч. 9 ст. 87 закона:

• не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования;

• подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии).

Закон предусматривает право духовных образовательных учреждений и иных образовательных организаций, созданных религиозными организациями, вводить дополнительные, основанные на внутренних установлениях условия приема и отчисления учащихся и их права и обязанности (ч. 11 ст. 87). Данная норма позволяет духовным образовательным учреждениям требовать от абитуриентов предоставления письменной рекомендации духовника, не допускать прием на пастырские отделения лиц женского пола и т.д. Это правоположение особенно важно в связи с тем, что законом декларируется принцип равенства при приеме на обучение в образовательную организацию (ч. 1 ст. 55).

Богословские степени и звания

В законопроекте отсутствовали правовые гарантии учета богословских степеней и званий преподавателей духовных академий и семинарий в ходе аккредитационной экспертизы таких учебных заведений. Заместителю председателя Государственной думы Александру Жукову удалось внести в закон поправку, в силу которой при лицензировании и государственной аккредитации духовных образовательных организаций должны учитываться сведения не только о педагогах, имеющих ученые степени и звания, подтвержденные документами государственного образца, но также сведения о педагогах, имеющих богословские степени и звания (ч. 13 ст. 91, ч. 4 ст. 92). Данная норма является еще одной новеллой российского законодательства в сфере образования.

Общественная аккредитация образовательных организаций и педагогов в централизованных религиозных организациях

В новом законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов в случае реализации (преподавания) ими предметов ОРКСЭ или предметов в области теологии получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в порядке, установленном такими религиозными организациями. При этом государственное финансирование общественной аккредитации запрещено (ч. 12 ст. 87).

Государственное финансирование частных дошкольных и общеобразовательных организаций

Новый закон не декларирует принцип равного государственного финансирования государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, к которым, в частности, относятся общеобразовательные организации, созданные религиозными организациями.

Вместе с тем, согласно нормам п. 3, 6 ч. 1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона, частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным субъектами РФ для муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций и включающим расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Таким образом, закон расширяет перечень затрат частных образовательных организаций, подлежащих финансированию за счет государства. К таким затратам теперь относятся не только расходы на оплату труда педагогов, но и некоторые другие расходы, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации (отдельно для школ, гимназий, лицеев и т.п.) и других критериев, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 2 ст. 99 закона.

Согласно ч. 3 данной статьи, расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации. Исходя из смысла п. 3, 6 ч. 1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона данная норма должна распространять свое действие и на частные образовательные организации. Однако прямого указания на этот счет закон не содержит. Помимо норматива финансирования, предусмотренного п. 3, 6 ч. 1 ст. 8, он вводит понятие «нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг». Порядок определения и финансирования таких затрат закон не устанавливает. Скорее всего, речь идет о некоем дополнительном нормативе финансирования федеральных, региональных и муниципальных образовательных организаций, который будет определяться учредителями таких организаций самостоятельно.

Елена Зайчикова
инокиня Ксения (Чернега)
15 апреля 2013 г.
Ключевые слова: законодательство, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00