выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Общество
Соловки,памятник жертвам политрепрессий, фото автора
3 июля 2013 г. 18:50
версия для печати версия для печати

Новомученники российские должны быть включены в пантеон национальных героев, считает российский ученый

Современное Российское общество подошло к историческому моменту, когда его дальнейшее развитие зависит от выбора новой парадигмы, являющейся основой сознания его граждан и государственной идеологии. Она должна строиться на достоверных фактах и исторической памяти, охватывающих весь период развития России, а не только ХХ век. В то же время, вся информация о преступлениях советского государства в отношении своих граждан должна быть доступна всем, а память безвинно пострадавших увековечена, чтобы не допустить новых преступлений. Так считают участники пресс-конференции, состоявшейся в РИА «Новости» и представившие доклад «Историческая память ­– основа национальной идентичности», а также концепцию федеральной целевой программы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий» и сайт «Историческая память: XX век»

«Более 20 лет, которые прошли с момента крушения советского строя, наше общество не занималось самым главным — изучением самого себя. Господствующей общественной идеологией сегодня является «зверский индивидуализм», выращенный в ХХ веке. Но способно ли общество нормально развиваться с такой идеологией?», - обратился к журналистам с риторическим вопросом ведущий пресс-конференции, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая Школа Экономики» Сергей Караганов.

Патриотически настроенную личность, деятельного патриота, который живет и трудится для общего блага нельзя воспитать, если в основе обучения не положена достоверная историческая информация, из которой человек может получить ответы на неоднозначные вопросы истории своей страны, размышляет Алексей Миллер, доктор исторических наук, автор доклада «Политика исторической памяти», ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН. Но для этого вся информация, в том числе и архивная должна быть открыта. «Давайте спросим себя, кого мы хотим воспитать- солдата или гражданина. Если солдата, то до сих пор действующая концепция, построенная на сплошных победах нашего оружия вполне подходит. Но как она соотносится с мирным временем? Как ее применить в наших условиях, когда не менее важен не только военный, но и гражданский патриотизм,- заметил ученый. - Для этого необходимо выстраивание последовательной политики памяти, в том числе целостной концепции прошлого России, отвечающей стратегическим задачам развития общества и государства».

В пантеоне исторических личностей, которыми каждый из нас может гордится должны быть не только известные полководцы и государственные деятели высшего ранга, но и ученые, предприниматели, поэты, музыканты (не только Пушкин и Чайковский), изобретатели, меценаты прошлого. Отдельное место тут должны занять и новомученники российские, которые «часто платя за это своей жизнью, продолжали отстаивать свои убеждения, свою веру, помогая другим и предпочли страдания и смерть, но не отреклись от веры во Христа»,- добавил Алексей Миллер.

Между тем, у нас нет в календаре дня, когда бы все, в том числе первые лица государства, участвовали в поминовении трагического периода нашей истории- когда миллионы людей стали жертвами советского режима. И политика памяти не может опираться только на государство, в этой работе должно активно участвовать и общество. Необходимо обязательно открыть архивы, потому что доступ к ним по прежнему ограничен. «Нам говорят, что очень большой объем документов, который надо рассекретить. Но тогда поменяйте механизм, дайте два-три года на то, чтобы специальные комиссии быстро и в рамках 10% засекретили то, что почему то должно быть засекречено и дайте время российским историкам- до 5 лет, чтобы они имели преимущество изучить интересующие их документы и проблема будет решена»,- предлагает ученый.

В рамках мероприятия советник министра культуры РФ Александр Протасевич, рассказал о концепции федеральной целевой программы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий», которая будет представлена общественности в сентябре этого года. Ее выполнение рассчитано на период 2014-2018 гг. и включает в себя три раздела.

«Первый- это текстовая часть, которая обосновывает целеполагание, описывает историю вопроса, дает информацию и цифры, формирует алгоритм действий»,- отметил чиновник. По его мнению, общество входит в третий период реабилитации жертв репрессий, которому предшествовали еще два - 1953-63 годы (хрущевская оттепель), 1987-97 годы (принятие базовых законов, в частности о реабилитации народов, открытие архивных материалов и т.д.).

Второй раздел программы включает в себя индикаторы, которые позволяют дать эффективность оценки вложенных в программу целевых средств.

И наконец, третья часть — это предварительные затраты бюджета. Они разбиты на на четыре направления: мемориальное (создание новых и модернизация существующих музейных мемориальных комплексов, создание новых в местах захоронения жертв политических репрессий). Это информационно-просветительское направление и научно-архивное направление. Много архивов в настоящее время находятся в разных ведомствах и необходимо объединить их работу для воссоздание объективной картины минувших событий. И наконец- образовательное направление. «Нужно понимание, как донести до подрастающих поколений эту трагичную, противоречивую и психологически тяжелую информацию»,- заключил Александр Протасевич.

По мнению члена Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Сергея Кривенко мемориалы памяти жертв политических репрессий должны быть в каждом регионе России. «Данная государственная программа позволит сократить разрыв между федеральной и местной властью в деле увековечивания исторической памяти,- отметил он.- Несколько тысяч памятных знаков, которые сегодня существуют по всей стране, были поставлены либо по инициативе общественности, либо финансировались региональными органами власти».

Очень важно создать информационную сеть, благодаря которой любой желающий мог бы получить всю необходимую информацию о таких мемориалах, добавил Сергей Караганов: «И мне очень горько, что в Москве нет памятника этому трагическому периоду, хотя они, например, есть и в Киеве и в Астане»,- добавил он.

Однако работа по созданию сети, объединяющей информацию трагической истории России ХХ века уже началась. Об этом рассказала Ирина Мячина, разработчик и администратор сайта «Историческая память: XX век». Ее сайт ставит перед собой решение таких задач как распространение информации о политических репрессиях в СССР и сохранение памяти об них. На ресурсе собраны ссылки на информационные сетевые источники, разрабатывающие эту же тему. Сайт является дискуссионной площадкой, которая объединяет экспертов- историков, сотрудников музеев, правозащитников. Любой желающий найдет тут видеоматериалы, архивные документы, описание мемориальных музеев. Ведется ежедневный мониторинг публикаций по вопросам репрессий, а наиболее спорные вопросы комментируются экспертами сайта.

Таким образом, возвращение исторической памяти нашему обществу и объективная оценка минувших, в том числе и трагических событий, поможет, по мнению участников мероприятия, в воспитании нравственных основ, без которых дальнейшее поступательное общественное развитии невозможно.



 

3 июля 2013 г. 18:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00