выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Общество
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  21 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Нужны новые лидеры

Последствия мирового финансового кризиса в России обещают быть очень серьезными. Уже сегодня разоряются банки и предприятия, увольняются служащие… Однако можно с уверенностью сказать, что этот кризис не коснется деятельности православных молодежных организаций, центров и братств. Эти инициативы основаны как правило на энтузиазме. Большинство лидеров церковных молодежных организаций — добровольцы, они и в отсутствие кризиса работали на общественных началах или получая мизерную зарплату.
Однако и энтузиазм может быть опасен: объединение рискует развалиться после ухода лидера. Выход здесь один — готовить организаторов молодежной работы. Используя опыт признанных лидеров миссионерского и молодежного служения, нужно создать систему, при которой появляются новые кадры.
Десять лет назад, в 1998 году, умер замечательный человек, организатор добровольческого объединения молодежи «Реставросъ» Константин Иванович Козлов. Он был не только организатором, но и идейным вдохновителем молодых людей, которые желали помочь восстановить никому не нужные, заброшенные в глубокой провинции храмы. Казалось, без него «Реставросъ» не поднимется. Однако случилось чудо, до сих пор организация существует и объединяет многих молодых людей, неравнодушных к России.
Система «Реставроса» проста: летом организуется до 10 добровольческих смен (небольшой отряд до 30 человек) в разных уголках нашей страны, у каждой смены — свой командир. Константин был старшим среди таких же командиров, первым среди равных, он руководил сменой в Белозерске. В результате сложилась система, которая не позволила распасться «Реставросу» после ухода Константина Козлова: во главе организации встал один из командиров — Константин Лобачев. Однако этот пример, к сожалению, лишь исключение из правила.
Не могу не вспомнить Вятскую епархию, которую недавно посетил в связи с Трифоновскими чтениями. На молодежной секции было официально открыто Вятское отделение Всероссийского православного молодежного движения. Кирову повезло: кроме активного епархиального молодежного отдела, в городе существует несколько приходов и организаций, ведущих большую молодежную работу. Среди них есть корифеи — краеведческий клуб «Мир» и Архитектурный студенческий центр Вятского государственного университета, существующие более 20 лет и тесно работающие с Вятской епархией. Приведу только одну цифру: в «Мире» за эти годы сыграли уже 56 свадеб. Оба объединения лидерские, оба руководителя как «паровоз» тянут за собой груз ответственности и колоссальных организаторских забот.
Как дальше будут развиваться эти организации и есть ли смена у нынешних руководителей? Ответ не очевиден. Такая же ситуация во многих епархиях Русской Православной Церкви. Нам необходима программа подготовки организаторов молодежного служения, нужны разработанные методики молодежной работы. Энтузиазм очень полезен на первых порах, однако следующим этапом должно стать создание централизованной системы подготовки кадров. Этой системы на данный момент нет. Есть только «частные случаи». Например, Школа молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре и общероссийский православний молодежный лагерь «Феодоровский городок».
Когда в мире бушует финансовый кризис, Церкви стоит еще раз задуматься, насколько разумно вкладывать средства в новое строительство. Главная цель — это люди. И с ними надо работать, иначе есть опасность оказаться в новых, но пустых храмах.
 

Александр Ракитин
21 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00