iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Общество
ЦВ № 21 (418) ноябрь 2009 /  12 ноября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Рискованный эксперимент

По плану восстановления храма Всех святых на Кулишках предусмотрен его подъем на четыре метра. Таким оригинальным методом авторы проекта планируют вернуть храму его первозданный облик и более гармонично вписать в современный городской ландшафт. Идея нашла своих сторонников, хотя реставраторы против.

О необходимости реставрации храма Всех святых заговорили еще в середине 1990-х годов, когда по зданию пошли трещины, а колокольня из-за строительства метро отклонилась на пять градусов. Уже тогда было понятно, что опасная болезнь угнездилась глубоко под землей — в фундаментах, которые из-за низкого расположения Славянской площади испытывали сильное воздействие грунтовых вод.

Однако в те времена денег на проект не нашлось, и реставрацию отложили на десять лет. Обследование, проведенное в 2006 году, выявило уже столь опасную деформацию фундамента, что возникла угроза разрушения здания. Рабочим проектом усиления фундамента первоначально рассматривался метод инъектирования, то есть закачки цементного раствора непосредственно в существующий фундамент. Но руководитель реставрационных работ на храме Евгений Пашкин предложил новый нестандартный метод его спасения. Суть предложения заключалась в том, что здание храма, в настоящий момент буквально вросшее в асфальт, с помощью современной техники поднимут более чем на четыре метра (нечто подобное уже было опробовано при подъеме здания московского планетария). Автор проекта уверен, что это не только обеспечит сохранность уникального памятника, но и даст возможность увидеть храм в его прежней красоте. Однако оппоненты Пашкина утверждают, что при таком перемещении здание может просто сложиться, как карточный домик.

Храму Всех святых на Кулишках около четырехсот лет. Он возводился в конце XVI — начале XVII века. Колокольня была построена позднее. Изначально церковь была двухэтажной, а сегодня мы видим только ее верхний ярус. Более ранние постройки погружены в землю полностью. Грунт поднялся, и кирпичная кладка стен, которая должна взаимодействовать только с воздушной средой, уже несколько столетий соприкасается с очень агрессивным грунтом, насыщенным влагой. При обследовании внешней части галереи, построенной позже четверика, ученые увидели, что раствор полностью выщелочен и его можно выбирать руками. Авторы проекта подъема храма утверждают, что в аварийном состоянии находится не только фундамент здания, но и стены, которые опустились под землю. Помимо вертикальной нагрузки, на которую они были рассчитаны при строительстве, они испытывают и горизонтальную нагрузку со стороны грунтов.

По словам руководителя проекта, поднятие фундамента храма — один из наиболее корректных методов его сохранения. Правда, есть и другой вариант: можно вырыть вокруг здания котлован глубиной 4,5 метра, как это было сделано при реставрации храма Троицы Живоначальной в Листах на Сухаревской площади. Реализация такого проекта на современной Славянской площади, где стены храма отделяет от проезжей части всего пара метров, — довольно сложное инженерное решение.

По мнению Евгения Пашкина, подвести под храм домкраты — это единственный выход в сложившейся ситуации. «Уже сейчас храм опирается на новый плитный фундамент, который в дальнейшем послужит платформой для подъема здания», — утверждает Е.Пашкин. Именно под руководством Е. Пашкина год назад в храме начались работы по «укреплению несущей конструкции, предотвращающей неравномерную осадку».

Работы по укреплению фундамента тут же вызвали протесты церковной и архитектурной общественности. На одной из встреч активисты заявили, что в ходе работ в храме на Кулишках уничтожаются фундаменты XVI–XVII веков, исчезают белокаменные надгробия и захоронения героев Куликовской битвы. Так, по словам заместителя председателя московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Сергея Сёмкина, вместо ремонта реставраторы просто разрушили белокаменный фундамент XVII века. Сначала нижнее помещение храма очистили от песка, который засыпали туда в 1970-е годы. Там оказался белокаменный пол, который специалисты вскрыли, сложив плиты во дворе храма. В нижнем помещении находились также склепы с останками, и кости просто сложили во дворе.

Безусловно, храм Всех святых на Кулишках — уникальное историческое место Москвы. Это еще раз подтвердили археологические исследования в 1970–1980-х годов, когда были выявлены белокаменные надгробия и саркофаги XVII века. Среди ценнейших находок — «берестяная грамота» XIV века и одна из первых русских монет ручной чеканки князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. По словам главного археолога Москвы Александра Векслера, в то время даже рассматривался проект организации в нижнем этаже храма экспозиции Музея истории и реконструкции столицы. Планировалось ввести подклет храма в систему станции метро «Площадь Ногина» и через стеклянные панели показать горожанам красоту этого старинного храма. Но времена изменились…
Постараемся разобраться в сути уже проведенных и еще только планируемых работ на храме.

Способ, когда ленточный фундамент заменяют плитой, широко применяется при реставрации (еще в 1960-е годы так был изменен фундамент Благовещенского собора Московского Кремля) и, по мнению специалистов, является оптимальным способом обеспечения устойчивости памятников. Так же было сделано и в храме Всех святых на Кулишках. В структуру старой кладки стены на всю ее двухметровую толщину по периметру был введен жесткий железобетонный пояс высотой 60 сантиметров, который опирается на железобетонные сваи, вдавленные с помощью домкратов на глубину шесть метров. Уникальность использованного метода состоит именно в том, что сваи не забивались, а вдавливались. При этом постоянно проводится геодезический мониторинг. В момент начала работ деформации были не более двух миллиметров, после установки свай показатели нулевые. Как считают руководители работ, после завершения всего объема работ по укреплению фундамента можно будет говорить и о подъеме храма.

Концепция восстановления храма, предложенная Евгением Пашкиным, имеет уже много оппонентов. Так, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Сергей Демидов убежден, что «во Всехсвятском храме нет ни малейшей необходимости вырезать фундамент XVII века. Для укрепления фундамента есть тысяча других решений, которые используются в других храмах, вросших в землю».
Эксперт общественного движения «АрхНадзор», журналист Наталья Самовер, утверждает, что в данном случае была нарушена процедура принятия решений, и сейчас инженерные проекты превалируют над реставрационными. По ее словам, ведущая роль здесь должна принадлежать реставраторам и специалистам по архитектурному наследию.

Оппоненты Евгения Пашкина порой используют и не совсем корректные аргументы, утверждая, что целью нынешних работ является не сохранение памятника, а получение дополнительного рабочего этажа… для подземной стоянки. Говорят также о том, что обнаруженные в подвале останки героев Куликовской битвы кощунственно свалены. Однако, как сказал иерей Вячеслав Синельников, к обнаруженным останкам в храме проявляют особо бережное отношение, над ними каждый день совершается панихида. По словам о. Вячеслава, он надеется, «что в ближайшее время останки будут перезахоронены перед алтарем».
Стоит отметить, что у археологов нет точной уверенности, что это останки именно воинов, принимавших участие в Куликовской битве.

Почти все противники Е.Пашкина неизменно приводят главный и, надо признать, пугающий аргумент: они утверждают, что все работы на храме ведутся без санкции органов охраны памятников истории и культуры. Однако член консультативного совета при главном архитекторе Москвы Роман Цеханский утверждает, что специалисты Москомархитектуры в курсе ситуации и что ими была проведена плановая проверка работ в храме. Опираясь на заключения московских экспертов, Росохранкультура — государственная структура, обеспечивающая надзор за охраной памятников истории и культуры — провела экспертизу всей проектной документации по работам на храме в Кулишках и высказала свое одобрение.

По мнению официального представителя этого ведомства Андрея Никифорова, плановые работы не только не исказят памятник, но и помогут обеспечить его долгосрочную защиту. «Мы хотим сохранить храм для будущих поколений, однако более “мягких” альтернативных проектов у нас нет, — утверждает А.Никифоров. — Предлагаемая концепция подъема храма гарантирует от деформации здания. Соблюдение температурно-влажностного режима позволит нам вновь увидеть скрытый с XVII века под землей целый этаж, очистив его от слоев земли, мусора и асфальта, под которыми он погребен».

Трудно понять, почему государственные надзорные органы игнорируют мнение общественности и не объясняют публично свои мотивы при принятии тех или иных решений. Хотя известно, что председатель комитета по культурному наследию Москвы Валерий Шевчук ознакомлен с ситуацией в храме Всех святых на Кулишках, но корреспонденту «ЦВ» так и не удалось узнать официальную позицию его ведомства по этому вопросу. Непонятно также, почему авторы проекта избегают открытой дискуссии, ведь, в конце концов, цель у всех нас одна — спасти храм, обеспечить его сохранение.

И сегодня, когда проект подъема храма является только «предложением», «научной разработкой», которая находится на рассмотрении городских властей, еще не поздно еще раз все внимательно обсудить, рассмотреть все альтернативные варианты и найти пути сохранения храма, обеспечив при этом строжайший контроль. И этот контроль должен осуществляться не только государством, но и профессиональным сообществом, общественными организациями, Православной Церковью, всеми, кому дорога история и культура России.

Елизавета Пападаки
12 ноября 2009 г.
Ключевые слова: Москва, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00