выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 21 (418) ноябрь 2009 /  12 ноября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Рискованный эксперимент

По плану восстановления храма Всех святых на Кулишках предусмотрен его подъем на четыре метра. Таким оригинальным методом авторы проекта планируют вернуть храму его первозданный облик и более гармонично вписать в современный городской ландшафт. Идея нашла своих сторонников, хотя реставраторы против.

О необходимости реставрации храма Всех святых заговорили еще в середине 1990-х годов, когда по зданию пошли трещины, а колокольня из-за строительства метро отклонилась на пять градусов. Уже тогда было понятно, что опасная болезнь угнездилась глубоко под землей — в фундаментах, которые из-за низкого расположения Славянской площади испытывали сильное воздействие грунтовых вод.

Однако в те времена денег на проект не нашлось, и реставрацию отложили на десять лет. Обследование, проведенное в 2006 году, выявило уже столь опасную деформацию фундамента, что возникла угроза разрушения здания. Рабочим проектом усиления фундамента первоначально рассматривался метод инъектирования, то есть закачки цементного раствора непосредственно в существующий фундамент. Но руководитель реставрационных работ на храме Евгений Пашкин предложил новый нестандартный метод его спасения. Суть предложения заключалась в том, что здание храма, в настоящий момент буквально вросшее в асфальт, с помощью современной техники поднимут более чем на четыре метра (нечто подобное уже было опробовано при подъеме здания московского планетария). Автор проекта уверен, что это не только обеспечит сохранность уникального памятника, но и даст возможность увидеть храм в его прежней красоте. Однако оппоненты Пашкина утверждают, что при таком перемещении здание может просто сложиться, как карточный домик.

Храму Всех святых на Кулишках около четырехсот лет. Он возводился в конце XVI — начале XVII века. Колокольня была построена позднее. Изначально церковь была двухэтажной, а сегодня мы видим только ее верхний ярус. Более ранние постройки погружены в землю полностью. Грунт поднялся, и кирпичная кладка стен, которая должна взаимодействовать только с воздушной средой, уже несколько столетий соприкасается с очень агрессивным грунтом, насыщенным влагой. При обследовании внешней части галереи, построенной позже четверика, ученые увидели, что раствор полностью выщелочен и его можно выбирать руками. Авторы проекта подъема храма утверждают, что в аварийном состоянии находится не только фундамент здания, но и стены, которые опустились под землю. Помимо вертикальной нагрузки, на которую они были рассчитаны при строительстве, они испытывают и горизонтальную нагрузку со стороны грунтов.

По словам руководителя проекта, поднятие фундамента храма — один из наиболее корректных методов его сохранения. Правда, есть и другой вариант: можно вырыть вокруг здания котлован глубиной 4,5 метра, как это было сделано при реставрации храма Троицы Живоначальной в Листах на Сухаревской площади. Реализация такого проекта на современной Славянской площади, где стены храма отделяет от проезжей части всего пара метров, — довольно сложное инженерное решение.

По мнению Евгения Пашкина, подвести под храм домкраты — это единственный выход в сложившейся ситуации. «Уже сейчас храм опирается на новый плитный фундамент, который в дальнейшем послужит платформой для подъема здания», — утверждает Е.Пашкин. Именно под руководством Е. Пашкина год назад в храме начались работы по «укреплению несущей конструкции, предотвращающей неравномерную осадку».

Работы по укреплению фундамента тут же вызвали протесты церковной и архитектурной общественности. На одной из встреч активисты заявили, что в ходе работ в храме на Кулишках уничтожаются фундаменты XVI–XVII веков, исчезают белокаменные надгробия и захоронения героев Куликовской битвы. Так, по словам заместителя председателя московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Сергея Сёмкина, вместо ремонта реставраторы просто разрушили белокаменный фундамент XVII века. Сначала нижнее помещение храма очистили от песка, который засыпали туда в 1970-е годы. Там оказался белокаменный пол, который специалисты вскрыли, сложив плиты во дворе храма. В нижнем помещении находились также склепы с останками, и кости просто сложили во дворе.

Безусловно, храм Всех святых на Кулишках — уникальное историческое место Москвы. Это еще раз подтвердили археологические исследования в 1970–1980-х годов, когда были выявлены белокаменные надгробия и саркофаги XVII века. Среди ценнейших находок — «берестяная грамота» XIV века и одна из первых русских монет ручной чеканки князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. По словам главного археолога Москвы Александра Векслера, в то время даже рассматривался проект организации в нижнем этаже храма экспозиции Музея истории и реконструкции столицы. Планировалось ввести подклет храма в систему станции метро «Площадь Ногина» и через стеклянные панели показать горожанам красоту этого старинного храма. Но времена изменились…
Постараемся разобраться в сути уже проведенных и еще только планируемых работ на храме.

Способ, когда ленточный фундамент заменяют плитой, широко применяется при реставрации (еще в 1960-е годы так был изменен фундамент Благовещенского собора Московского Кремля) и, по мнению специалистов, является оптимальным способом обеспечения устойчивости памятников. Так же было сделано и в храме Всех святых на Кулишках. В структуру старой кладки стены на всю ее двухметровую толщину по периметру был введен жесткий железобетонный пояс высотой 60 сантиметров, который опирается на железобетонные сваи, вдавленные с помощью домкратов на глубину шесть метров. Уникальность использованного метода состоит именно в том, что сваи не забивались, а вдавливались. При этом постоянно проводится геодезический мониторинг. В момент начала работ деформации были не более двух миллиметров, после установки свай показатели нулевые. Как считают руководители работ, после завершения всего объема работ по укреплению фундамента можно будет говорить и о подъеме храма.

Концепция восстановления храма, предложенная Евгением Пашкиным, имеет уже много оппонентов. Так, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Сергей Демидов убежден, что «во Всехсвятском храме нет ни малейшей необходимости вырезать фундамент XVII века. Для укрепления фундамента есть тысяча других решений, которые используются в других храмах, вросших в землю».
Эксперт общественного движения «АрхНадзор», журналист Наталья Самовер, утверждает, что в данном случае была нарушена процедура принятия решений, и сейчас инженерные проекты превалируют над реставрационными. По ее словам, ведущая роль здесь должна принадлежать реставраторам и специалистам по архитектурному наследию.

Оппоненты Евгения Пашкина порой используют и не совсем корректные аргументы, утверждая, что целью нынешних работ является не сохранение памятника, а получение дополнительного рабочего этажа… для подземной стоянки. Говорят также о том, что обнаруженные в подвале останки героев Куликовской битвы кощунственно свалены. Однако, как сказал иерей Вячеслав Синельников, к обнаруженным останкам в храме проявляют особо бережное отношение, над ними каждый день совершается панихида. По словам о. Вячеслава, он надеется, «что в ближайшее время останки будут перезахоронены перед алтарем».
Стоит отметить, что у археологов нет точной уверенности, что это останки именно воинов, принимавших участие в Куликовской битве.

Почти все противники Е.Пашкина неизменно приводят главный и, надо признать, пугающий аргумент: они утверждают, что все работы на храме ведутся без санкции органов охраны памятников истории и культуры. Однако член консультативного совета при главном архитекторе Москвы Роман Цеханский утверждает, что специалисты Москомархитектуры в курсе ситуации и что ими была проведена плановая проверка работ в храме. Опираясь на заключения московских экспертов, Росохранкультура — государственная структура, обеспечивающая надзор за охраной памятников истории и культуры — провела экспертизу всей проектной документации по работам на храме в Кулишках и высказала свое одобрение.

По мнению официального представителя этого ведомства Андрея Никифорова, плановые работы не только не исказят памятник, но и помогут обеспечить его долгосрочную защиту. «Мы хотим сохранить храм для будущих поколений, однако более “мягких” альтернативных проектов у нас нет, — утверждает А.Никифоров. — Предлагаемая концепция подъема храма гарантирует от деформации здания. Соблюдение температурно-влажностного режима позволит нам вновь увидеть скрытый с XVII века под землей целый этаж, очистив его от слоев земли, мусора и асфальта, под которыми он погребен».

Трудно понять, почему государственные надзорные органы игнорируют мнение общественности и не объясняют публично свои мотивы при принятии тех или иных решений. Хотя известно, что председатель комитета по культурному наследию Москвы Валерий Шевчук ознакомлен с ситуацией в храме Всех святых на Кулишках, но корреспонденту «ЦВ» так и не удалось узнать официальную позицию его ведомства по этому вопросу. Непонятно также, почему авторы проекта избегают открытой дискуссии, ведь, в конце концов, цель у всех нас одна — спасти храм, обеспечить его сохранение.

И сегодня, когда проект подъема храма является только «предложением», «научной разработкой», которая находится на рассмотрении городских властей, еще не поздно еще раз все внимательно обсудить, рассмотреть все альтернативные варианты и найти пути сохранения храма, обеспечив при этом строжайший контроль. И этот контроль должен осуществляться не только государством, но и профессиональным сообществом, общественными организациями, Православной Церковью, всеми, кому дорога история и культура России.

Елизавета Пападаки
12 ноября 2009 г.
Ключевые слова: Москва, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00