iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Общество
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Сергей Попов: При подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.

Сергей Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:


Работа над законопроектом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» идет в Министерстве экономического развития и торговли достаточно давно. На рабочей группе Правительства он обсуждался уже несколько раз. В декабре мы видели вполне серьезный вариант этого законопроекта. Был сделан целый ряд замечаний, над которыми министерство сейчас ведет активную работу. Пока есть возражения по срокам, которые препятствуют более свободному использованию полученной собственности, по технологии оформления документов. Идет спор, надо ли в законе определить перечень необходимых документов для передачи прав собственности, или предоставить его определение Правительству. Это принципиальный вопрос и не такой простой. Я хотел бы также подчеркнуть, что при подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.


Тем не менее принципиальных возражений против концепции этого законопроекта ни у кого нет. Потому что все понимают, что сегодня продолжать жить только по постановлению Правительства неправильно. Есть базовый Закон о свободе совести, и в развитие его должны быть разработаны конкретные законодательные акты, которые определяют порядок для всех. Сейчас постановление Правительства работает для передачи в собственность или бессрочное пользование объектов, находящихся в федеральной собственности. И для регионов, для субъектов Федерации это постановление носит рекомендательный характер. Да, регионы могут издавать свои законы, но мы таких примеров практически не знаем. С момента принятия постановления Правительства прошло достаточное время, значит, нужен Федеральный закон, который будет носить всеобщий характер, и в этом его принципиальное отличие. Уже вряд ли кто-то сможет говорить «нравится — не нравится», если есть Федеральный закон.


С политической точки зрения очень важный момент: создается общее прозрачное правило, о котором все будут знать. И чиновник уже не сможет просто так отмахнуться от заявки религиозной организации. Более того, у религиозных организаций появляются нормальные рычаги воздействия на чиновников, если будут задержки, проволочки и тому подобное. Будут жестко определены сроки, в которые заявка должна быть рассмотрена, отказ — мотивированный! — может быть только по определенным позициям, и никакие другие, придуманные, причины не могут стать основанием для отказа. Кроме того, законом будет определен порядок обжалования отказов в суде.


Но важно и другое: если религиозная организация получает собственность, она понимает, что получает ее с определенными обременениями. Есть исторические и культурные ценности, которые она обязана сохранять в соответствующем виде, она обязана следить за объектом и внутри и снаружи. Религиозная организация не может использовать объект не по назначению, иначе она может лишиться этой собственности. Государство имеет право забрать ее и передать другому, более надежному собственнику. Закон определяет ответственность всех сторон. К сожалению, сегодня можно встретить «облегченный» взгляд на этот вопрос и со стороны чиновников, и со стороны отдельных представителей религиозных организаций. Когда есть Федеральный закон, и мы договорились, что это общее наше правило, будет очень сложно отказаться от него.


Мне кажется, что никто не будет резко спешить с принятием нового законопроекта, будет проходить достаточно широкое его обсуждение. В Государственной Думе мы недавно проводили круглый стол, на котором обсуждали целый рад новых законопроектов, в том числе и этот, и мы договорились, что как только текст будет готов, мы проведем большие парламентские слушания, пригласим представителей всех конфессий, общественность, специалистов и устроим широкое экспертное обсуждение. Закон должен быть рассмотрен в Общественной палате и других организациях. Все плюсы и минусы мы постараемся выявить до стадии, на которой законопроект поступит в Государственную Думу.


Я считаю, что такой законопроект действительно требует всеобщего внимания, так как это закон для всех, потому что собственность религиозной организации — это частично и собственность каждого прихожанина, который пользуется данным храмом. Соответственно, он должен знать и об ответственности, которая на него будет возложена.


Принятие нового законопроекта, несомненно, послужит развитию церковно-государственных отношений. Потому что целый ряд проблем, по которым сегодня все развивается исключительно на основе личных договоренностей, мы переводим в правовое русло. Это принципиально важно. Нормативное действие сохраняется очень долго, вне зависимости от того, кто сегодня у власти, кто во главе религиозной организации. Это всеобщий порядок. Поэтому, с моей точки зрения, если мы хотим жить в правовом государстве, система отношений Церкви и государства должна строиться на законе. Безусловно, вместе с тем должны соблюдаться и нормальные человеческие отношения, понимание, терпимость. Но, с моей точки зрения, сочетание первого и второго — это самый оптимальный вариант.
 

27 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи