iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Общество
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Сергей Попов: При подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.

Сергей Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:


Работа над законопроектом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» идет в Министерстве экономического развития и торговли достаточно давно. На рабочей группе Правительства он обсуждался уже несколько раз. В декабре мы видели вполне серьезный вариант этого законопроекта. Был сделан целый ряд замечаний, над которыми министерство сейчас ведет активную работу. Пока есть возражения по срокам, которые препятствуют более свободному использованию полученной собственности, по технологии оформления документов. Идет спор, надо ли в законе определить перечень необходимых документов для передачи прав собственности, или предоставить его определение Правительству. Это принципиальный вопрос и не такой простой. Я хотел бы также подчеркнуть, что при подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.


Тем не менее принципиальных возражений против концепции этого законопроекта ни у кого нет. Потому что все понимают, что сегодня продолжать жить только по постановлению Правительства неправильно. Есть базовый Закон о свободе совести, и в развитие его должны быть разработаны конкретные законодательные акты, которые определяют порядок для всех. Сейчас постановление Правительства работает для передачи в собственность или бессрочное пользование объектов, находящихся в федеральной собственности. И для регионов, для субъектов Федерации это постановление носит рекомендательный характер. Да, регионы могут издавать свои законы, но мы таких примеров практически не знаем. С момента принятия постановления Правительства прошло достаточное время, значит, нужен Федеральный закон, который будет носить всеобщий характер, и в этом его принципиальное отличие. Уже вряд ли кто-то сможет говорить «нравится — не нравится», если есть Федеральный закон.


С политической точки зрения очень важный момент: создается общее прозрачное правило, о котором все будут знать. И чиновник уже не сможет просто так отмахнуться от заявки религиозной организации. Более того, у религиозных организаций появляются нормальные рычаги воздействия на чиновников, если будут задержки, проволочки и тому подобное. Будут жестко определены сроки, в которые заявка должна быть рассмотрена, отказ — мотивированный! — может быть только по определенным позициям, и никакие другие, придуманные, причины не могут стать основанием для отказа. Кроме того, законом будет определен порядок обжалования отказов в суде.


Но важно и другое: если религиозная организация получает собственность, она понимает, что получает ее с определенными обременениями. Есть исторические и культурные ценности, которые она обязана сохранять в соответствующем виде, она обязана следить за объектом и внутри и снаружи. Религиозная организация не может использовать объект не по назначению, иначе она может лишиться этой собственности. Государство имеет право забрать ее и передать другому, более надежному собственнику. Закон определяет ответственность всех сторон. К сожалению, сегодня можно встретить «облегченный» взгляд на этот вопрос и со стороны чиновников, и со стороны отдельных представителей религиозных организаций. Когда есть Федеральный закон, и мы договорились, что это общее наше правило, будет очень сложно отказаться от него.


Мне кажется, что никто не будет резко спешить с принятием нового законопроекта, будет проходить достаточно широкое его обсуждение. В Государственной Думе мы недавно проводили круглый стол, на котором обсуждали целый рад новых законопроектов, в том числе и этот, и мы договорились, что как только текст будет готов, мы проведем большие парламентские слушания, пригласим представителей всех конфессий, общественность, специалистов и устроим широкое экспертное обсуждение. Закон должен быть рассмотрен в Общественной палате и других организациях. Все плюсы и минусы мы постараемся выявить до стадии, на которой законопроект поступит в Государственную Думу.


Я считаю, что такой законопроект действительно требует всеобщего внимания, так как это закон для всех, потому что собственность религиозной организации — это частично и собственность каждого прихожанина, который пользуется данным храмом. Соответственно, он должен знать и об ответственности, которая на него будет возложена.


Принятие нового законопроекта, несомненно, послужит развитию церковно-государственных отношений. Потому что целый ряд проблем, по которым сегодня все развивается исключительно на основе личных договоренностей, мы переводим в правовое русло. Это принципиально важно. Нормативное действие сохраняется очень долго, вне зависимости от того, кто сегодня у власти, кто во главе религиозной организации. Это всеобщий порядок. Поэтому, с моей точки зрения, если мы хотим жить в правовом государстве, система отношений Церкви и государства должна строиться на законе. Безусловно, вместе с тем должны соблюдаться и нормальные человеческие отношения, понимание, терпимость. Но, с моей точки зрения, сочетание первого и второго — это самый оптимальный вариант.
 

27 марта 2009 г.
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00