выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мораль для робота
Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Общество
(c) Институт социологии Российской академии наук
30 января 2015 г. 17:00
версия для печати версия для печати

По мнению россиян, вероисповедание не оказывает существенного влияния на позиционирование человека в «Русском мире»

При поддержке Российского научного фонда Институт социологии Российской академии наук предпринял масштабное исследование «Российское общество в контексте новых реалий», посвященное «коллективному самочувствию» населения в первой фазе нового финансово-экономического кризиса (осень прошлого года). Знакомим читателей с основными выводами работы, касающимися восприятия согражданами так называемого «Русского мира».

Применительно к модели позиционирования страны державники в нашем обществе по-прежнему сильно преобладают над либералами (см. иллюстрацию). Наиболее сильно среди частных профилей подобного рассмотрения доминирует позиция «нынешняя власть в России все-таки заслуживает поддержки» - по сравнению с суждением «нынешняя власть должна быть заменена во что бы то ни стало» (соотношение ответов 84:16). Три из каждый четырех соотечественников считают, что Россия представляет собой особую в отличие от Запада цивилизацию, два из каждых трех — что она должна быть великой державой.

Среди преобладающих у респондентов чувств по отношению к Родине лидируют уважение (26%), гордость (23%) и любовь (15%). Однако в выборке считающих экономическое положение страны устойчиво ухудшавшимся практически сравнивается с первенствующим «уважением» (19%) «обида и стыд» (17%).

А вот образ так называемого «Русского мира» в общественном сознании размыт. «Это — логическое отражение неоднозначности понятийной концептуализации данного стратегического проекта, наличия разнообразных интерпретаций и широкой дискуссии относительно самого его концепта», - считает руководитель исследования академик Михаил Горшков. Так, вероисповедание, по мнению опрошенных, практически никак не влияет на идентичность индивидуума как части «Русского мира» (в разных возрастных когортах православную веру как существенный фактор упоминают от 7 до 10 % респондентов). Тех же, кто считает, что не существует никакого особого «Русского мира», обошли только адепты мнения, что это особая цивилизация со своими ценностями. Кстати, последних больше всего среди молодежи (почти две пятых).

Православное вероисповедание, как считают участники опроса, также отнюдь не является достаточным условием для отнесения человека к русской нации, русской культуре (всего лишь 10% ответов среди русских респондентов и 13% - среди всех остальных). По частоте упоминаний это мнение занимает предпоследнюю, 7-ю строчку. Лидируют же традиционные ответы: «кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры» (51 и 43 % соответственно) и «кто русский по происхождению и по крови» (36 и 34 % соотв.) Сильнее всего в вопросе о национальной идентификации русская и нерусская группы опрошенных разошлись в формулировке «любой гражданин РФ»: 7% у первых и 17% у вторых.

30 января 2015 г. 17:00
Ключевые слова: диаспора, статистика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00