Независимая исследовательская служба «Среда» подвела итоги фотоконкурса «Святое и ценное в России». В течение девяти месяцев от всех желающих через интернет-сайт принимались сделанные на территории России фотоснимки, отражающие, по мнению авторов, святые либо ценностные лично для них субстанции. Всего на конкурс поступило 2160 работ, что позволило рассматривать его как небольшой социологический эксперимент по визуализации образа святого у наших соотечественников.
«Мы не ожидали, что столь сильно будут доминировать фотопортреты: на их долю пришлось 43% всех присланных работ, - рассказала “ЦВ” координатор службы “Среда” Алина Багрина. – Причем 11% от общего числа фотографий-участниц – это портреты детей и младенцев, по 8% - пожилых (старых) и молодых (зрелых) людей. Всего же смысловой акцент на людях сделан в большинстве работ (если точнее, в 57%). Православные церкви и монастыри оказались представлены в 13% всех работ, по 7% “досталось” темам материнства, сельского быта и исторической памяти, в том числе связанной с Великой Отечественной войной».
Полностью проигнорировали участники конкурса символику российского государства. Отсутствуют на снимках также полные семьи: либо в кадре мама с ребенком, либо папа, либо супруги или одни влюбленные без детей. Крайне слабыми оказались мотивы городской культуры, связанных с честным праведным трудом профессиональных достижений, искусства и книг, а также богатства, материального достатка и обеспеченной жизни.
«Кроме того, мы подметили: фотографы-мужчины больший упор делают на богослужение, в то время как женская “монополия” – природа, быт, дети, - продолжает Алина Багрина. – Интересно также, что пожилые фотографы гораздо больше уделяют внимания портретам своих сверстников, а молодые – своих».
Симптоматичным оказалось преобладание среди отобранных экспертами 200 фотоснимков-полуфиналистов тематик, связанных со старостью, полузаброшенной российской глубинкой, церковными ритуалами. На стадии же финала профессиональное жюри еще больше усилило эту тенденцию. В результате из шести работ-призеров лишь одна наполнена иронией: это снимок петербуржца Сергея Потеряева «Венчание». Закономерной на этом фоне стала победа Андрея Хитайленко с его «Осенним портретом». У его работы, которую мы сегодня публикуем, есть и второе название: «Портрет с кабачками». «Работа снята в небольшой зауральской деревне, - комментирует Андрей свой сюжет. – Это старый знакомый, одинокий дед. Я почти всегда навещаю его, когда бываю там. Это фото сделано как раз в день сбора урожая».
Комментарий Константина Эггерт, главного редактора Радио «Коммерсант FM», члена жюри:
«Сильнее всего удивило столь сильное преобладание сельской России. Все-таки три четверти населения в нашей стране живет в городах, и к их числу, видимо, относятся и авторы снимков. Не отражает ли такой взгляд их представление об идеальном, но утерянном образе жизни? Доминирование же «образа деда», пожилого человека, видимо, связано с тем, что в старшем поколении мы подсознательно видим “более настоящую”, что ли, жизнь по сравнению с окружающей нас действительностью. Понятна и широкая представленность семейных мотивов. Сегодня мы живем в обществе индивидуалистов, причем в ситуации выбора не осознанного, как в США, а вынужденного. В этих условиях естественный круг общения подавляющего большинства людей, круг людей, которым можно доверять, если что, исчерпывается родными и близкими».