выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Евангельские группы сегодня: опыт епархий
На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.    
3 апреля 2024 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом
Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.  
16 марта 2023 г. 14:00
Общество
Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, председатель правления Благотворительного фонда св. прав. Иоанна Кронштадтского, учрежденного Синодальным отделом по церковной благотворительности.
15 апреля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимым

Церковь не против применения «Программы 12 шагов» в православных реабилитационных центрах

Русская Православная Церковь объединяет в единую структуру приходы и центры, занимающиеся реабилитацией наркозависимых. 8-9 апреля на конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан» были проработаны основные вопросы объединения православных реабилитационных центров. Организация центров позволит на местах решать проблему финансирования на федеральном и региональном уровне, привлечет больше нуждающихся в помощи страждущих. Все оказывающие помощь наркозависимым структурные подразделения Церкви и учреждённые ими центры подчинятся напрямую своему епархиальному архиерею. Центр по противодействию наркомании ОЦБСС будет координировать взаимодействие всех членов сети.

Такой системный практический подход к проблеме церковной реабилитации зависимых стал логичным завершением многолетнего сотрудничества православных реабилитационных центров в изучении и оценке действующих сегодня в мире профессиональных методов реабилитации и в разработке собственной методики и рекомендаций. Однако, в принятой 26 декабря 2012 года концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано о широко применяемой профессиональной программе реабилитации «12 шагов». Найдется ли место для реабилитационных центров, работающих с этой программой в единой церковной структуре?

 «Церковный вестник» попросил прокомментировать ситуацию руководителя Координационного центра по противодействию наркомании епископа Каменского и Алапаевского Мефодия:

—  Ваше Преосвященство, какая модель реабилитации на Ваш личный взгляд сегодня самая успешная с позиции Церкви?

 – Наиболее приемлема та программа, которая принята в концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Нам уже ничего не надо выдумывать, есть концепция, которая в результате долгого обсуждения и анализа была принята. В ней прописано, какой подход является церковным, сформулированы принципы, изложена основная программа. Если кто-то с нами спорит, мы говорим: возьмите официальный документ, позиция Церкви по проблеме церковной реабилитации наркозависимых ясно выражена.

—  Острую полемику среди православных руководителей и работников реабилитационных центров вызывала «Программа 12 шагов».  В итоговом документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано об отношении Церкви к «шагам».  Смогут ли православные реабилитационные центры, использующие эту методику в процессе оздоровления страждущих, продолжить работу с ней после вступления в единую церковную структуру? Не будут ли они вытеснены?

—  Вытеснять нечего. Из 63 центров только в шести ведется работа по «шагам». Поэтому о вытеснении никто не говорит.

 –Эти шесть центров смогут по-прежнему продолжать свою работу?

—  Мы не являемся противниками Миннесотской модели, но она и не является для нас приоритетной.

—  Реабилитационные центры объединенной сети находятся в ведении правящего архиерея. Не возникнет ли у руководства центра и епархии разногласий по поводу используемых в реабилитации методов?

—  Я не думаю, что у нас будут проблемы. Архиереям, как не специалистам, не надо вникать  в деятельность реабилитационного центра, потому что экспертные оценки поручено давать Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению. Мы должны извещать руководителей епархий и митрополий о том, что происходит в системе реабилитации, а они на основе наших выводов и рекомендаций принимают решения.

Принят документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», в котором прописано мнение Церкви на реабилитационный процесс. Наш отдел имеет серьезные полномочия в рамках этой концепции.



* * * 

Елена Рыдалевская – исполнительный директор Благотворительного фонда «Диакония» и участник конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан». Елена не по наслышке знакома с «Программой 12 шагов», она  руководила реабилитационным центром «Мельничный ручей», в котором страждущие выздоравливали по этой программе,  но адаптированной для христианского российского менталитета и православного представления о Церкви. «Мельничный ручей» посещали монашествующие Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря. Елена  - один из участников разработки церковной методологии реабилитации наркозависимых и проекта концепции РПЦ по реабилитации наркозависимых.

«Церковный вестник» попросил Елену Рыдалевскую подробнее рассказать о перспективе входящих в единую церковную структуру реабилитационных центров, использующих «Программу 12 шагов»:

—  Елена, объединение реабилитационных структур РПЦ в единую сеть помощи наркозависимым гражданам – знаковое событие?

—  Исполнились самые смелые ожидания тех, кто работает в реабилитации - поставлена точка в процессе создания сети православных центров реабилитации. Очень хорошо, что объединение в единую систему имеет благословение и понимание со стороны священноначалия.

—  Были опасения, что православные реабилитационные центры работающие с «Программой 12 шагов» не войдут в  единую церковную структуру.

—  Это осталось под вопросом. Надо отделять «Программу 12-ти шагов» от сообщества Анонимных наркоманов. Понятно, что это сообщество есть и будет. Само по себе, оно внеконфессиональное и это один из его принципов.  Поэтому АН и Православная сеть реабилитационных центров будут сосуществовать как две отдельные структуры. Другое дело, будут ли православные реабилитационные центры использовать инструменты профессиональных реабилитационных программ, в том числе и что-то из «12-ти шаговой» программы, и то, как это будет практически реализоваться. 

Церковь в лице владыки Мефодия озвучила свою позицию. Понятно, что Церковь хотела бы видеть в своей сети наиболее идеологически близкие ей центры с точки зрения модели, прописанной в концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». С другой стороны, если священник руководит реабилитационным центром, если ребята в нем регулярно приступают к таинствам, если в процессе присутствуют профессионалы, то ничто не мешает им работать с теми профессиональными инструментами, которые не противоречат Православному мировоззрению.

—  Далеко не все среди участников церковной реабилитации нарко- и алкозависимых принимают и понимают «Программу 12-ти шагов».

—  Между искусными должны быть прения. Так  выкристаллизовывается то, что потом будет более жизнеспособно. Просто те, кто работает в определенной парадигме, видят ее смысл, плоды. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Разумейте время».  

 

СПРАВКА: 

В Проекте Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых сообщалось:  «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. 

При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться. 

15 апреля 2014 г.
Ключевые слова: реабилитация, наркомания
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00