![]()
Спасаем всем миром С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта. PDF-версия.
5 апреля 2022 г. 16:00
Красная зона врача-литератора «Литература и медицина привели меня к Богу» — так говорит о своем жизненном пути писатель и врач Андрей Убогий. Его всегда волновала тема преодоления смерти, которую он раскрывает в своей прозе, рассказывая о больничных буднях медиков, о страданиях и светлых сторонах жизни. В прошлом году талант писателя был отмечен Патриаршей литературной премией имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Андрей Убогий рассказал о том, чему учит нас пандемия, полезно ли православному человеку получать свидетельства бессмертия души, почему он выбрал хирургию и какое отношение к его произведениям имеет джаз. PDF-версия.
16 марта 2022 г. 16:30
Там, где нужна помощь Хронологически история православного волонтерства в российских лечебных учреждениях не очень протяженна — если не брать, разумеется, дореволюционную эпоху. Началась она в 1990-х годах, когда вместе с сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества в отделения Первой градской больницы пришли первые добровольцы-москвичи. С тех пор Церковь в лице Синодального отдела по благотворительности и социальному служению наладила четкий механизм каждодневной помощи страдающим людям, который помогают поддерживать тысячи добровольцев в десятках епархий. Как он функционирует, на себе испытал корреспондент «Журнала Московской Патриархии», записавшийся добровольцем в «красную зону» столичного ковид-стационара. PDF-версия.
15 марта 2022 г. 16:00
Услышать сердцем, прозреть ладонями Дом слепоглухих в Пучкове — беспрецедентный в России церковный проект социального сопровождения людей с серьезными нарушениями слуха и зрения. Возник он семь лет назад при Казанском приходе в большом селе близ Троицка, только вошедшего тогда в черту столицы (об этом начинании мы подробно рассказывали в материале «Услыши мя, Господи» в № 8 за 2016 год). С тех пор апробированные ранее практические методики по работе со слепоглухими со всей страны применяются здесь на постоянной основе. Выпускники Дома слепоглухих осваивают самостоятельное проживание в специальной тренировочной квартире в соседнем Троицке, работают на местных предприятиях и недавно отпраздновали новоселье на подворье дома — фактически втором благоустроенном жилом корпусе, с самого начала адаптированном под нужды особенных людей. PDF-версия.
10 февраля 2022 г. 15:00
Если Господь дал талант У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-версия.
28 декабря 2021 г. 16:30
Владимир Малягин: «Наша вера — не учение, не философия, а сама жизнь» Читателям «Журнала Московской Патриархии» писатель Владимир Малягин известен как драматург, прозаик, сценарист, издатель и преподаватель Литературного института. В этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии. В своем интервью он размышляет о личном опыте церковной жизни, творческом пути, значении и противоречиях современного искусства и проблемах православного книгоиздания. PDF-версия.
15 сентября 2021 г. 13:30
«Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с помощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прошлого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-версия.
8 сентября 2021 г. 13:00
Дивеево в кольце большой стройки В решающую стадию вступают работы по формированию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». Рассчитанный на пять лет амбициозный проект — беспрецедентная попытка комплексного решения по развитию больших территорий, осуществляемая совместно государственными и церковными структурами на уровне субъекта Федерации и священноначалия митрополии. Если ее получится реализовать, туристов и паломников по гораздо более качественным по сравнению с нынешними стандартам станут принимать и в Арзамасе, и в Троицкой Серафимо-Дивеевской обители, а закрытый город Саров с Успенским монастырем получат новые перспективы для развития. PDF-версия.
2 сентября 2021 г. 13:00
Святой правитель Древней Руси Александр Невский во все времена был примером для русских людей. Почитание святого благоверного князя началось сразу же после его кончины. Тогда же появилась «Повесть о житии Александра Невского». Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Постепенно из смиренного инока князь становится в общественном сознании святым воином и правителем. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Фирсов. PDF-версия.
20 августа 2021 г. 14:00
Срок на покаяние По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее неуклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
|
![]()
ЦВ № 5 (402) март 2009 /
17 марта 2009 г.
Церковный раскол и права человека11–12 марта 2009 года в резиденции Правительства Республики Болгария «Бояна» в Софии состоялось рабочее совещание представителей поместных Православных Церквей. Участники совещания рассмотрели юридические и канонические вопросы, связанные с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 16 декабря 2008 года. В этом решении ЕСПЧ обвинил власти Болгарии в нарушении 9-й статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и фактически поддержал болгарских раскольников «митрополита» Иннокентия. Высокий статус совещания показал, что решение Страсбургского суда о поддержке раскольников считают опасным прецедентом вмешательства во внутренние дела Церкви не только власти Болгарии, но и все поместные Православные Церкви. Ранее — в 1998 году — для уврачевания раскола в Софии состоялась встреча Предстоятелей и представителей поместных Церквей. Ее участники категорически отвергли притязания раскольников называться канонической Церковью и заявили, что с точки зрения канонического права и вселенского Православия единство Болгарской Православной Церкви и каноничность ее Священного Синода и Святейшего Патриарха Болгарского Максима не могут быть подвергнуты сомнению. Получив эти убедительные свидетельства, Болгарское государство в 2002 году приняло закон, в котором был зафиксирован особый статус Болгарской Православной Церкви, и в течение последующих лет вернуло канонической Церкви храмы, захваченные раскольниками. В 2004 году именно на эти действия правительства раскольники подали жалобу в ЕСПЧ. Приветствуя участников совещания, Святейший Патриарх Болгарский Максим процитировал Заявление Священного Синода, в котором решение ЕСПЧ названо «грубым вмешательством в жизнь Болгарской Православной Церкви», и еще раз призвал раскольников вернуться в лоно канонической Церкви. Патриарх Максим выразил надежду, что участники совещания дадут соборную оценку решений ЕСПЧ. Емил Велинов, исполняющий обязанности руководителя дирекции по вероисповеданиям Правительства Болгарии, передал участникам совещания приветствие премьер-министра Болгарии Сергея Станишева. «Для Правительства Болгарии защита единства Болгарской Православной Церкви и ее прав является защитой идентичности болгарского народа», — подчеркнул Емил Велинов, поясняя официальную позицию государства. Мария Кёсева, юридический консультант Священного Синода Болгарской Церкви, изложила историю раскола, сделав акцент на юридических и канонических вопросах, и выразила надежду, что участники совещания помогут сформулировать конкретные рекомендации для составления апелляции в Европейский суд по правам человека. Затем развернулась широкая дискуссия с участием церковных иерархов и юристов. Выступавшие выразили безоговорочную поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оценили решение ЕСПЧ. Глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, отметил, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял трудности, которые возникли перед болгарским Православием в связи с решением Страсбургского суда. Епископ Иларион выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. «Это создает почву для озабоченности не только поместных Православных Церквей, но и других традиционных религиозных организаций», — подчеркнул представитель Русской Православной Церкви. Во взаимоотношениях религиозной организации и национального государства все более серьезную роль играет «третий субъект» — международные организации, которым национальные государства делегировали часть своих полномочий. Этот подход в полной мере проявился в решении ЕСПЧ. Таким образом, государства попадают в зависимость от решений, принимаемых за их пределами, и не имеют возможности оказать реальное влияние на такие решения. «Это серьезный вызов прежней системе национального и международного права», — отметил епископ Иларион. В частности, в решении суда заметно стремление к насаждению некой «универсальной модели религиозно-государственных отношений в европейских странах», в то время как в современной Европе существует большое разнообразие таких моделей. «Убежден, что законодательство не может идти вразрез с реальностью и основываться исключительно на теоретических понятиях. Его задача состоит в том, чтобы преломить универсальные ценности в конкретных исторических условиях», — заявил епископ Иларион. В решении суда от 16 декабря 2008 года говорится об обязанности государства быть нейтральным по отношению ко всем религиозным организациям. Однако подобное толкование 9-й статьи Европейской конвенции по правам человека епископ Иларион назвал произвольным. Государства-участницы конвенции не брали на себя обязательства придерживаться нейтральности в отношениях с религиозными организациями, поскольку это противоречит существующим моделям церковно-государственных отношений в таких странах как Дания, Швеция, Финляндия и других. «Это является попыткой введения новой, обязательной для исполнения нормы международного права без согласия государств», — отметил представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Затем епископ Иларион остановился на проблеме квалификации статуса сторон и их действий как православных религиозных организаций. Суд сомневается в легитимности Святейшего Патриарха Максима, но в то же время не предпринимает никаких действий по установлению легитимности руководителей раскольнической группы. «Принятие судом жалобы от так называемого “синода Болгарской православной церкви” является косвенной поддержкой его права выступать от имени канонической Болгарской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что во внутрицерковном споре суд поддерживает одну из сторон, — считает епископ Иларион. — Возможным действием ЕСПЧ как беспристрастного арбитра в данной ситуации могло бы стать рассмотрение жалобы не организации, но отдельных лиц… Сам факт того, что раскольническая группа подала жалобу в светский суд, а не признала итоги Всеправославного Собора 1998 года, свидетельствует о том, что она утратила свою церковность, а значит, право представлять православную традицию». Епископ Иларион выразил надежду, что результатом всеправославного совещания «могло бы быть четкое и ясное представление миру особенностей модели религиозно-государственных отношений, которая сложилась в странах православной традиции и которая, несмотря на свои особенности, способна обеспечивать права и свободы всех граждан в религиозной сфере». Митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) от имени Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея также выразил поддержку Болгарской Православной Церкви. Отметив, что Болгария является молодым членом Европейского союза, митрополит Эммануил призвал ее продемонстрировать приверженность ценностям объединенной Европы и развивать широкое сотрудничество со всеми европейскими институтами. В дискуссии также приняли участие архимандрит Дамиан (Иерусалимский Патриархат), епископ Нишский Ириней (Сербская Православная Церковь), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь), митрополит Пафосский Георгий (Кипрская Православная Церковь) и другие. В итоговом документе участники встречи единодушно засвидетельствовали общеправославное признание единственной в Болгарии канонической Православной Церкви, возглавляемой ее Предстоятелем, Святейшим Патриархом Болгарским Максимом. Вместе с тем в документе утверждается, что «лица, поставившие себя вне единства Церкви, имеют возможность через покаяние вернуться в нее». Участники встречи выразили сожаление, что, будучи информированным о постановлениях Всеправославного Собора 1998 года и о предпринятых мерах по преодолению раскола, суд не принял эти важнейшие документы во внимание, и они не повлияли на его окончательное решение. В коммюнике указано, что с учетом суждения православной Полноты, выраженного в решениях Всеправославного Собора 1998 года, «безосновательно утверждать, будто болгарское государство неправомерно вмешалось, в том числе посредством принятия закона, во внутренние дела Болгарской Православной Церкви», поскольку «в соответствии с принципами и практикой суда религиозная свобода предполагает уважение к автономному праву каждой религии. В данном случае речь идет о каноническом праве Православной Церкви». Участники совещания также заявили: «Заключение суда о том, что государство должно быть нейтральным по отношению к своей традиционной религии — восточному православному христианству (статья 13, параграф 3 Конституции Республики Болгарии), — не вытекает из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Закон о вероисповеданиях, принятый в 2002 году Народным собранием Республики Болгария, выражает национальное болгарское самосознание, не вступая в противоречие с европейской практикой. Благодаря этому закону Болгарское государство смогло преодолеть негативные последствия ранее осуществленного вмешательства во внутрицерковные дела, и таким образом была восстановлена справедливость по отношению к канонической Болгарской Православной Церкви». В заключительной части документа содержится призыв к активным действиям по защите прав канонической Болгарской Православной Церкви: «Защищая Церковь, государственное руководство Болгарии защитит национальную идентичность болгарского народа, его верность своей многовековой истории, его духовную и культурную самобытность, его единство и сплоченность. Принимая во внимание состоявшее рассмотрение решения Европейского суда по правам человека, участники встречи полагают, что существуют веские основания для обжалования этого решения. Со своей стороны, Православные Церкви готовы оказать государственному руководству Болгарии всемерную консультативную и информационную поддержку, а также вступить в диалог с Советом Европы и Страсбургским судом». Участники встречи обратились к болгарскому правительству с просьбой обжаловать дело в Большой палате Европейского суда по правам человека в Страсбурге, отметив, что суд «не располагал полным набором фактов и аргументов для вынесения своего решения». Всеправославное совещание получило широкий резонанс в болгарском обществе, его участников приняло руководство Народного собрания Болгарии во главе с вице-спикером Любеном Корнезовым. Делегация Московского Патриархата также встретилась с министром юстиции Болгарии Мигленой Тачевой, провела ряд консультаций в Совете министров и МИДе Болгарии и была с отеческой любовью принята Святейшим Патриархом Болгарским Максимом. «Активное участие Русской Православной Церкви в обсуждении страсбургского вердикта связано прежде всего с желанием помочь нашим братьям в Болгарии отстоять достоинство Церкви и страны, защитить право верующих людей руководствоваться не навязанными им извне нормами и представлениями, якобы обязательными для всех, а собственным православным мировоззрением, — отметил протоиерей Николай Балашов. — Вызов брошен не только Болгарии и Болгарской Церкви, а всем православным, более того, всем верующим людям, которые считают, что их религиозная община вправе руководствоваться не чуждым и безликим евростандартом, который хотят провозгласить одинаковым для всех, а собственным традиционным религиозным правом. Кроме того, у нас есть для этой задачи готовый инструментарий: активно работают представительства Русской Православной Церкви при европейских организациях в Страсбурге, Брюсселе, Вене. Опыт богословского осмысления западной концепции прав человека в ее соотнесении с православной традицией был обобщен в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых на Архиерейском Соборе в 2008 году. Все это позволило оперативно представить критический анализ решения Страсбургского суда». Дальнейшие возможности разрешения конфликта полностью находятся в компетенции Правительства Болгарии. Апелляция в Большую палату ЕСПЧ должна быть подана не позднее 22 апреля. Однако даже если апелляция не будет принята, у Болгарии есть достаточно возможностей для защиты канонической Церкви. «Реакция на решение ЕСПЧ — это не только отказ удовлетворить материальные претензии раскольников, эту задачу можно решить и не подавая апелляции, — считает священник Георгий Рябых. — Принципиально важно оспорить толкование 9-й статьи Конвенции, которое предложил суд в данном решении. В нем нет должного уважения к внутренним установлениям религиозных организаций и ставится под сомнение суверенное право государства варьировать свои отношения с различными религиозными организациями при обеспечении всем необходимых прав». По его словам, именно поэтому участники совещания настойчиво советовали правительству Болгарии подать апелляцию. Тем не менее, эксперты осторожно оценивают перспективы обжалования решения, указывая, что Большая палата ЕСПЧ рассматривает не более 10 процентов поступающих апелляций. Особое значение здесь приобретают характер и качество аргументов и поддержка общественности, и в особенности православной общественности европейских стран.
17 марта 2009 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
|