выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
фото: detskiydom.ru
7 марта 2013 г. 14:15
версия для печати версия для печати

В Общественной палате обсудили вопросы правовой защиты детей-сирот

Созданная в Общественной палате Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за реализацией семейной политики на своем первом заседании обсудила вопросы защиты детей-сирот в связи с совершаемыми в отношении них правонарушениями.

В ходе обсуждения эксперты назвали основные проблемы нарушения прав детей- сирот. Это насилие в отношении детей. Жилищная проблема, когда выпускники ДДИ не могут годами получить пригодное для жизни жилье. Создание системы и условий их социализации в обществе.

В настоящее время в Госдуме принят в первом чтении законопроект об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Документ предусматривает создание федеральной общественной наблюдательной комиссии, а так же соответствующих региональных комиссий, члены которых будут изучать личные дела детей-сирот и инспектировать условия их пребывания в интернатных учреждениях.

Однако к этому законопроекту есть претензии у зам. председателя следственного комитета РФ Александра Федорова. «Право члена комиссии запрашивать у администрации личные дела и данные детей-сирот, снимать с документов копии не соответствует федеральному закону о защите персональных данных. Использование персональных данных требует жесткой регламентации», - считает он. Он убежден, что представители волонтерских организаций, посещающие ДДИ должны быть профессионалами в сфере психолого-педагогической помощи, поскольку их некомпетентность может нанести травму детям.

Для решения проблемы домашнего насилия, Александр Федоров предложил расширить список лиц, которые могут нести наказание за жестокое обращение с детьми. В него, в частности, могут быть включены «лица замещающие родителей, сожитель одного из родителей, опекуны». Кроме того, в Следственном комитете РФ считают возможным дополнить статью 316 УК РФ положениями, устанавливающими уголовную ответственность за укрывательство преступлений против несовершеннолетних средней тяжести и тяжких и ужесточающими наказание за укрывательство особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних. Это относится в том числе и к предствителям правоохранительных структур. При этом выступающий подчеркнул, что карательные меры - только один из инструментов, а основная работа в создании благоприятных условий для детей-сирот, это согласованость действий по поддержке семьи всеми заинтересованными общественными структурами.   

По мнению сопредседателя экспертного Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Галины Семьи пока еще повсеместно не разработан механизм получения информации от самого ребенка, у него нет возможности сообщить о нарушении прав, жестоком обращении. Хотя посещения и проверки проводятся местными властями регулярно.При этом уже есть отработанные технологии: в ряде регионов созданы общественные приемные, телефоны доверия, активно работают детские омбудсмены.

Следующая по актуальности - жилищная проблема - для детей сирот имеет два аспекта. С одной стороны - злоупотребления муниципальными властями своими полномочиями, когда вместо нормального жилья, выпускникам ДДИ предоставляется жилплощадь, непригодная для жизни. Механизм решения в Следственном комитете видят с одной стороны в договоре найме, закрепляющем запрет на отчуждение предоставленного жилья из специализированного жилищного фонда, а с другой в общественном контроле, блокирующем махинации с недвижимостью. Необходимо создать специальные комиссии, проверяющие качество жилья и дальнейшее использование его выпускником ДДИ.  

Второй аспект проблемы в росте числа судебных решений по предоставлению «сиротского» жилья законным пользователям. Б этом рассказала зам. начальника отдела Управления организации исполнения судебных решений Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Олеся Брыксина. В частности, если в 2008 году на рассмотрении Службы было 3,5 тысяч судебных решений, то в 2011 — уже 11 тысяч, а в 20012 году - 21362 судебных решений с требованием к властям обеспечить сирот жилой площадью. «Что касается исполнения судебных решений, то для нас каждая предоставленная сироте квартира, это отдельная победа, - отметила Олеся Брыскина. - В 2011 году из 11 тыс. дел, исполнено 3,2 тысячи судебных решения, а в 2012 году- 5,5 тысяч». Число неисполненых требований суда на начало 2012 года- 7 тысяч, а сейчас их порядка 15 тысяч. То есть 15 тысяч выпускников ДДИ не могут получить поженное им по закону жилье. Добавила она. «Рекордсмены»- Краснодарский и Забайкальский край, Свердловская, Саратовская, Хабаровская и Кемеровская области. Причины в недостаточном финансирование строительства, в отсутвии заинтересованого межведомственного взаимодействия разных властных структур и разграничении зоны ответственности местной и муниципальной власти.   

Впрочем, с 2013 года порядок обеспечения жильем выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей изменился. «ФССП уже дала поручения своим региональным управлениям дать разъяснения как органам власти, которые будут формировать специализированные жилищные фонды, так и судам, которые должны понимать, что решение может быть выполнено», — отметила Олеся Брыксина.

Оценивая действия государства в решении озвученной темы, директор общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань считает, что российские органы власти действуют нескоординировано и разнонаправлено. С одной стороны приемным родителям предлагается давать по 100 тысяч рублей, в качестве единовременной помощи, с другой стороны принимается закон об образовании, в соответствие с которым, сироты лишаются преимущественного права внеконкурсного зачисления в вузы. Такая же двойственность присутсвует и при расходах приемной семьей пособия на приемного ребенка. Сегодня на него можно расходовать только суммы не более регионального прожиточного минимума. «Мы доверяем этой семье жизнь ребенка, и в то же время  ограничиваем его содержание»,- отметил Алексей Головань. Он также предложил включить представителей приемных детей (и выпускников ДДИ) в список, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, если это вопрос связаный с ребенкой-сиротой. И расширить категорию дел, по которым они могут получать бесплатную юрпомощь. Еще одно предложение - разрешить опекунам, отстраненным от обязаностей опекунов и усыновителей, лишенных этих прав, вернуть утраченные права. Пока это право есть только у родителей детей. Но в жизни бывают самые разные ситуации и это нужно учитывать.

«В области государственной семейной политики в отношении детей-сирот сегодня как никогда много наработок и предложений, - подвела результаты «круглого стола» член Общественной палаты, председатель межкомиссионной рабочей группы Ольга Костина. - У нас есть хороший региональный опыт. А вот в скорости и качестве реализации предложений практически нет никакой положительной динамики».

Справка.
По данным сопредседателя экспертного Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Галины Семьи общая численность детей в Российской Федерации (на начало 2010 г.): 25 980 575 человек.
Число детей, родители которых лишены родительских прав - 58 791 ребенк,
из них отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью - 4682 ребенка.

Детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2012 года - 654 355 детей. Из них находящихся под надзором в организациях для детей-сирот 105 688 детей, воспитывающихся в семьях - 522 802 чребенка, поступивших на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение 20 137 детей.

Причины возврата детей в детдома со стороны усыновителей:
не нравится внешность, развитие, поведение ребенка –29%.
много проблем со здоровьем –  9%,
плохая наследственность (по мнению родителей) – 10%.
в семье начались серьезные конфликты из-за приемных детей – 10%.
приемный ребенок негативно влияет на родных детей –  5%.
неуверенность в собственной компетентности как замещающего родителя – 6%

7 марта 2013 г. 14:15
Ключевые слова: дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи