выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мораль для робота
Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказал руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия епископ Переславский и Угличский Феоктист. PDF-версия.
14 декабря 2021 г. 15:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Общество
Епископ Филарет (Коньков) стал первым выпускником МИФИ, принявшим епископский сан
ЖМП № 10 октябрь 2013 /  14 ноября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Вера Христова не противоречит науке, изучению физики и современным ядерным технологиям

С Преосвященным Филаретом автор этих строк пересекался в одних школьных коридорах 29 лет назад. Конечно же, в то время нынешний правящий Барышской епархией (Симбирская митрополия) архиерей выглядел куда моложе, да и именовался иначе — Вячеславом Викторовичем Коньковым, учащимся подготовительного отделения МИФИ. Впрочем, даже если мы тогда и встречались, вряд ли общались: совместных интересов у отслуживших в армии пэошников (как называли мы их), и девятиклассников-«пионеров» (как говорили о школьниках некоторые из них) практически не было. В прошлом году епископ Филарет (Коньков) стал первым выпускником МИФИ, принявшим епископский сан.

— Ваше преосвященство, вас зачислили на подготовительное отделение осенью 1984 года сразу после армии?

— Да, непосредственно после демобилизации. Профориентационная политика в МИФИ в 1980-е годы была на высоте. Вступительное собеседование прошел успешно, несмотря на то что после двух лет срочной службы даже квадратные уравнения вспоминались с трудом (думаю, правда, что так было у всех «армейцев»). Полгода на подготовительном отделении не прошли даром: из 90 наших в институт не поступило всего полтора десятка человек.

— Выбор профессии был для вас сознательным? Или просто взрослые посоветовали?

— В юности меня всё время тянуло к науке, мечтал заниматься техникой. К сожалению, сельская школа в Ульяновской области не могла дать должного уровня образования.

— То есть вы сомневаетесь, что поступили бы в МИФИ, решись поехать в столицу сразу после получения аттестата зрелости?

— Да. Ведь после десятого класса я подал документы в Ульяновский политехнический институт, но провалился на вступительных экзаменах. Так что продолжать образование пришлось уже после армии. На факультет кибернетики пошел тоже сознательно. Учиться было очень интересно! После получения диплома с квалификацией инженера-системотехника распределился в подмосковный Троицк, в Институт физики высоких давлений РАН. Это был 1991 год — время тяжелейшее для отечественной науки. Материальная база, несмотря на академический статус института, отсталая, перспективы модернизации скромные, зарплаты невысокие.

— Многие тогда уходили в бизнес.

— Я не избежал подобного искушения, но быстро понял: это не мое. Науке честно отдал пять лет. В этот период стал регулярно ходить в храм на богослужения в соседнюю с Троицком деревню Пешково, где тогда служил маститый протоиерей Владислав Свешников. Хотя крестили меня в младенчестве, к вере приходил уже осознанно.

— То есть это случилось уже после окончания института?

— На младших курсах, если честно, было как-то не до этого. Но первые кирпичики в христианское мировоззрение стали закладываться на старших курсах. Замечательные факультативы по истории России и истории мирового зодчества вел у нас профессор Московского архитектурного института Владимир Махнач. Туда набивались полные аудитории, и Владимир Леонидович каждую тему подавал через призму христианского сознания. Ну а уже позднее, когда развал науки достиг апогея, необходимо было определяться с дальнейшей судьбой. Следующим этапом моей церковной жизни стали регулярные поездки в Екатерининскую пустынь в подмосковном Видном. Этот монастырь тогда восставал из разрухи, и каждый визит туда давал мне большую духовную радость. Весной 1996 году я поступил в эту обитель послушником, а осенью был пострижен в монашество.

— Ваше Преосвященство, вы первый из епископов нашей Церкви с дипломом МИФИ и можете, что называется, изнутри ответить на вопрос: нет ли непримиримого противоречия между богопознанием и научно-техническим менталитетом отдельного человека?

—    У меня драматического конфликта здесь никогда не возникало. И я, честно говоря, не очень понимаю, почему по поводу открытия кафедры теологии в МИФИ сломано столько копий. Эта кафедра поможет будущим инженерам и физикам-ядерщикам расширить кругозор, что поистине замечательно. Тем более нет никакого противоречия между верой и глубоким погружением в современные научно-технические дисциплины. Бог есть Дух, как известно любому настоящему христианину, и ни постичь Бога, ни даже приблизиться к этому постижению современная наука не в состоянии. Наука же, особенно экспериментальная (а проверить гипотезу и теорию можно только экспериментом), — это высокотехнологичное и интеллектуальноемкое ремесло. Как работает ученый? Поставив задачу, с утра до ночи, серию за серией ставит опыты и пытается найти в их результатах закономерность. Обнаружив ее, пишет статью, отправляет в научный журнал и ждет: будет ли реакция. Реакции может не быть, она может быть отрицательной — всё это нормально, всё это объективный научный процесс, религии и вере никак не мешающий.

 

СПРАВКА: История МИФИ началась 71 год назад, когда 23‑го ноября 1942 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации Московского механического института боеприпасов. В то время в институте было всего три факультета: трубок и взрывателей; снарядов, мин, авиабомб; патронов и гильз. В январе 1945 г. в институте прошла первая реорганизация, институт стал называться Московским механическим институтом (ММИ) с организацией факультетов механико-технологического, конструкторского и точной механики.

В сентябре 1945 г. вышло Постановление СНК СССР № 2386627сс «Об организации инженерно-физического факультета при Московском механическом институте». Со временем начался процесс постепенного перевода механических специальностей в другие институты и расширения инженерно-физических специальностей. В 1953 году институт приобрел нынешнее название МИФИ, все факультеты которого стали в большой степени ориентированы на подготовку специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности.

На Западе МИФИ тогда кратко именовали «советским ядерным колледжем». По иронии судьбы, этот термин оказался едва ли не пророческим: в 2008 году МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов в России и был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

 

14 ноября 2013 г.
Ключевые слова: теология, богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00