iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Общество
ЦВ № 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Война как болезнь человеческого духа

Немедленной целью войны является победа, а конечной — мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества. Такую мысль сформулировал военный историк Антон Керсновский в своей книге «Философия войны», недавно выпущенной в свет Издательством Московской Патриархии. Эта книга, написанная 80 лет назад, и сегодня сохраняет свою актуальность.

Каждый читатель, — и военный, и гражданский, особенно из числа тех, кто переживает за состояние армии и флота России, найдет — в книге А.А. Керсновского что-то интересное.
Уже само название — «Философия войны» — указывает на масштабность замысла автора, на понимание им феномена войны как сложного общественного явления, сопровождающего всю историю человечества.

В шести частях книги: «О природе войны», «Об элементах войны», «О ведении войны», «О военном человеке», «О вооруженной силе» и «О доктрине», — отражены фундаментальные темы будущей военной науки, созданной военной мыслью в последующие десятилетия. Весь труд Керсновского, в том числе и специфически военные главы, пронизывает утверждение приоритета духовности человека, духа общества, государства и его вооруженной силы. Рассматривая природу военного дела, Керсновский исходит из того, что она слагается из двух элементов — рационального (сюда он относит военную науку) и иррационального относит военное искусство, и решительно отдает первое место искусство: оно от Бога, тогда как «наука дается человеку его трудами».

Готовность страны к войне определяется «всесильным фактором М» — так Керсновский обозначает «моральный коэффициент», который, будучи помноженным на «боевой коэффициент», дает, по его мнению, «военный потенциал» и определяет «дух страны».

Керсновский считает войну результатом болезни духа человека и общества, нарушения им нравственных заповедей: «Нормальное состояние человечества — мир… Война представляет собой явление болезненное, патологическое…». Но, считая войну «бесспорным и большим злом», он указывает, что «последствия войны иногда бывают благотворны». Применив критерий духовной ценности, Антон Керсновский делает важные обобщения и выводы о сути войны и военного дела. В дальнейшем это позволяет ему лаконично сформулировать основы русской национальной военной доктрины. Он убедительно показывает, что война не есть удел только военных: «Вооруженная сила — часть народа. Устроителю вооруженной силы надлежит привлечь в ее ряды лучшую часть народа». В современных войнах участвуют народы и страны, а следовательно, все население страны должно иметь соответствующее военное воспитание, понимать духовную природу войны и быть готовым встретить и перенести ее лишения мужественно и стойко. «Военный организм представляет собой аналогию с национальным организмом. Война — та же политика. Армия — та же нация».

Так же четко Керсновский указывает на необходимость твердости руководителей страны и дипломатов в отстаивании государственных интересов России: «…слабая политика, бесхарактерность, неспособность твердо и властно оградить свои права» приводят к военным катастрофам стратегического масштаба. Политики, по мнению Керсновского, в военных делах должны слушать военных стратегов и учитывать их мнение при принятии политических решений, а стратеги должны имеет мужество всегда говорить политикам только правду, какой бы неприятной она ни была.

Считая шовинизм чувством, «которое всякий любящий свою Родину должен как можно больше избегать, чтобы не навлекать на нее несчастий», А.А. Керсновский предлагает свой подход к оценке справедливости войн между государствами. Он рекомендует «сгруппировать все вообще войны между данными государствами вместе, проследить их взаимоотношения на протяжении веков» и тогда определить, кто «взял меч».

Читаю «Философию войны» и задаюсь вопросом, почему мне, военному профессионалу, за спиной которого десятилетия службы Отечеству в Вооруженных силах СССР (27 лет) и Российской Федерации (19 лет), сегодня так близка позиция Керсновского? Почему, в отличие от других работ, прочитанных за годы службы и учебы в военных учебных заведениях, я с таким интересом читаю этот труд, понимаю и принимаю многие его выводы? Задумываюсь и нахожу простой ответ: этот труд написан очень честным, искренним и глубоко православным человеком, мысли которого предельно кратки, точны, образны и исключительно объемны. Актуальность общественно-политических и военно-теоретических выводов А.А. Керсновского обеспечивают его разносторонние и глубокие знания и великий патриотизм. Восхищает логичное, лаконичное и ясное изложение самых сложных политических и военных проблем, проистекающее из глубокого проникновения в суть анализируемых явлений.

Главнейшее противоречие войны — нравственный вопрос, вокруг которого столетиями велись и сегодня ведутся ожесточенные споры. Автор рассматривает его в первой главе — «Война и христианская мораль», и все его дальнейшие рассуждения опираются на сделанные там выводы.

А.А. Керсновский анализирует феномен войны с точки зрения «критерия высшего порядка — критерия духовной ценности». Названия глав его книги говорят сами за себя: «Война и христианская этика», «Понятие “справедливости” и цели войны», «Война и мир», «О разоружении», «Качества военного человека», «Военная этика и воинская этика» и др.
Исследуя проблемы войны и мира, размышляя о соотношении политики и стратегии, Керсновский руководствуется мыслью, что нет более высокой цели, как «на земли мир, в человецех благоволение», и особо подчеркивает, что «войну ведут не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы побеждать. Немедленной целью войны является победа, конечной — мир, восстановление гармонии, являющейся естественным состоянием человеческого общества».

Керсновский исповедует истинно христианский подход к оценке войны: «Будучи народом православным, мы смотрим на войну как на зло — как на моральную болезнь человечества, — моральное наследие греха прародителей…».

В своем труде он особо подчеркивает меняющийся характер войны. Сегодня даже далекие от военного дела люди видят, как война меняет свое лицо. Керсновский через десятилетия подсказывает нам, что необходим решительный и бесстрашный пересмотр устоявшихся представлений о сути войны, особенно ее глубинных духовно-нравственных аспектов.
Некоторые подходы к этой проблеме даны им в главе «Русская национальная военная доктрина». Автор подчеркивает, что основой военной доктрины государства является ее национальный характер: «Военное искусство и военная наука… имеют строго национальный характер, вытекая из духовных свойств и особенностей данного народа, данной нации».
А.А. Керсновский писал свой замечательный труд восемьдесят лет назад, но большинство его положений и выводов актуальны и сегодня. Война превратилась в реальную угрозу существования человечества, которое не смогло отказаться от нее даже под страхом самоуничтожения.

Керсновский — противник войны, но, столкнувшись с современным ему либеральным гуманизмом и пацифизмом, он пишет необыкновенно актуальные и сегодня слова: «…если мы хотим предохранить государственный организм от патологического явления, именуемого войной, — мы не станем заражать его пацифистскими идеалами».
Следует отметить, что Антон Антонович в своих оценках и выводах бывает резок, прям и непримирим, а в некоторых случаях и явно предвзят. Он убежденный монархист, а потому утверждает: «Армия не меч. Она — рука, держащая меч. Живая рука, направляемая волей головы. А голова — царь. Это — единственно возможная в русских условиях формулировка. Всякая другая исключается». Читатель встретит в его работе антисоветизм и антикоммунизм, неприятие «демократического маразма» и «либерального пацифизма и гуманизма», откровенную германофобию, политический консерватизм и т.д. Все это излагается им открыто и аргументировано, но не навязывается, а именно излагается как естественный и органичный собственный взгляд, выстраданный всей жизнью автора.

Несомненно, с некоторыми мыслями и выводами Керсновского многим современным читателям будет трудно согласиться, но это и не требуется. Для нас важно, что имя Антона Антоновича Керсновского — среди тех имен, которыми Россия может гордиться, именно такие люди создают ее славу, интеллектуальную и духовную мощь.

Справка ЦВ
Антон Антонович Керсновский (1905 (?)—1944) — военный ученый, публицист, историк. Создал фундаментальный труд «История Русской Армии» (Белград, 1933—1938), в котором раскрыл опыт военного строительства России с 1700 по 1917 г. Опубликовал более пятисот научных статей. Книга «Философия войны» впервые была напечатана в 1939 г. в Белграде.

Александр Черкасов
29 мая 2010 г.
Ключевые слова: армия, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Спасительное благовестие новомученика
В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00