выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Общество
фото: semia-ua.blogspot.ru
30 октября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Наталья Старинова: России нужно законодательство о социальном сопровождении

После того, как мы представили на нашем сайте мнение о законопроекте о социальном патронате директора Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольгой Летковой, некоторые тезисы эксперта показались спорными юристу Синодального отдела по социальному служению и благотворительности Наталье Стариновой. Предлагаем вашему вниманию ее комментарий.

Необходимы инструменты, которые предупреждали бы деградацию семьи

Возможно, что у нас с Ольгой Владимировной разный опыт работы. К ней обращаются люди, чьи права возможно нарушают органы опеки и попечительства, так как она известна как человек, который противодействует ювенальной юстиции. Мне же по роду добровольческой деятельности приходилось много общаться с детьми, изъятыми из совершенно опустившихся семей, или самостоятельно из таких семей убежавших. Они сейчас находятся в детском доме, и даже детском доме им несравнимо лучше, чем в той семье, где они жили. Тем семьям, в которых они находились – никто не помогал. Никто не интересовался жизнью семьи до тех пор, пока ситуация не стала критической. Например, девочка, которую родная мать выбросила в окно, после чего ребенок почти лишился зрения? Неужели нужно было дождаться неразрешимой трагической ситуации и лишения родительских прав? Неужели никто раньше не видел что в этой семье есть проблемы?

Я считаю, у государства и общества должны быть инструменты, которые предупреждали бы падение семьи на самое дно, когда ей уже невозможно будет помочь. Нужны инструменты, которые дадут возможность некоммерческим организациям, в том числе церковным, помочь семье, до того, как ситуация станет такой, при которой родителей останется только лишить родительских прав.

Более того, я считаю, что и государство и общество обязаны помочь семье, если в ней есть проблемы, с которыми она не справляется – нельзя ждать, чтобы все это дошло до своей страшной логической концовки и никак не противодействовать, исходя из принципа невмешательства в дела семьи во что бы то ни стало.

Одна ситуация, когда семья уже перестала быть семьей, а спасти ребенка можно только изъяв его из семьи. И совсем другая, когда очень многие люди – например, соседи, социальные службы, некоммерческие организации, верующие православные – видят, что у семьи есть серьезные проблемы, хотя и нет оснований лишать родителей родительских прав, и до какого-то момента нет никаких оснований подозревать, что в семье будут издеваться над своим ребенком. И это та средняя, условно нормальная ситуация, когда нет оснований для лишения родительских прав и изъятия ребенка из семьи – в которой обязательно нужно помочь. Именно в тот момент помочь, когда эта помощь – материальная, делом, консультацией, словом поддержки, любым деятельным участием - остановит наступление кризиса. И для этого дать возможность государственным органам и НКО прийти к этой семье на выручку, предложить помощь как свободный выбор этой нуждающейся семье, а не как обязательное назначение по акту чиновников. Нужно сказать проблемным родителям, у вас не все в порядке и вы можете получить помощь, вы не одни, вы не брошены.

Отказывать государству и НКО в возможности помогать семье – это подрыв самой идеи социальной работы и социальной поддержки. Поэтому я против тезиса, что государство не имеет права "вторгаться в "Святая святых" - в семью, в её внутренние дела, в процесс воспитания и взаимоотношения людей". В определенных случаях - имеет, но только вопрос- в какой форме это должно происходить, как должно быть урегулировано, кто и как должен помогать семье?

Согласна, что предложенная авторами законопроекта форма организации социального патроната совершенно неприемлема. И в этом мы с Ольгой Владимировной сходимся, хотя и с разных позиций. Нам нужно выработать корректный вариант закона, который должны обсуждать специалисты по социальной работе и юристы. Потому что в работе с семьей важен такт и осторожность: шаг вправо – произвол и грубое вмешательство в семью, шаг влево – безответственное оставление семьи с детьми в трудной ситуации.

Полагаю, что в первую очередь нужно развивать законодательство о социальном сопровождении семьи, которое должно осуществляться компетентными специалистами по социальной работе, на основании договора с семьей, и индивидуальной программы помощи семье, согласованной с членами семьи.

То, как предлагается работать с семьей в законопроекте о социальном патронате - это неправильно. Когда предлагается, что план работы с семьей будут составлять органы опеки и попечительства – это совершенно недопустимо. Чаще всего сотрудники органов опеки не обладают необходимой квалификацией, абсолютно некомпетентны ни в социальной работе, ни в семейных вопросах, ни в педагогике, ни в медицине. Они должны составить план реабилитации семьи. Но смогут ли они это сделать? Смогут ли они управлять организацией социального патроната так, чтобы он был на пользу семье?

Это очень серьезная проблема законопроекта о "социальном патронате" когда решение принимают люди, в отношении которых нет квалификационных требований. В идеале органы опеки должны иметь возможность предложить семье поработать со специалистами, если видят в семье проблему, чтобы затем, на основании свободно заключенного договора семья могла взаимодействовать с медиками, психологами, педагогами и социальными работниками.

Один из минусов законопроекта в том, что в имеющемся законодательстве не прописан такой термин как результативность социального патроната. Результат должен выражаться в количестве сохраненных, восстановленных семей, решивших свои сложности с помощью социальных служб и НКО, в количестве семей, в которых растут нормальные здоровые дети.

Участие церковных НКО в работе с семьей оправдано

Органы опеки попечительства могут рекомендовать конкретные организации, которые смогут облегчить семье условия быта, подсказать, где найти помощь по уходу за детьми. Например, если многодетная мамочка не справляется с детьми, зачем их у нее отбирать? Вы подскажите, что есть, например, в Москве православная служба "Милосердие". Там таким мамам помогают. Приходят добровольцы, гуляют с детьми, моют их, играют. Вы обеспечьте возможность семье заключить с ними договор и вам легче будет. То есть от органов опеки требуется только сориентировать семью на то, что можно и нужно обращаться за помощью в разные формы социальных организаций. В том числе те, которые созданы религиозными организациями. Например, на большинстве приходов батюшки сейчас налаживают социальную работу, принимать в штат помощников по социальной работе в задачи которых входит помощь многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, помощь тем семьям в которых есть алко- или наркозависимый член семьи, можно на приходы обратиться за помощью.
Соответственно, я не согласна с Ольгой Летковой, когда она говорит о спорной роли в организации социального сопровождения НКО и представителей Церкви.
Я считаю участие НКО и Церкви в социальном сопровождении семьи  обязательно, более того – это участие должно быть ключевым, так как с семьей нужно работать очень аккуратно, с уважением к внутреннему миру семьи, с любовью к людям, находящимся в трудном положении – это индивидуальная тонкая работа, которую могут реализовывать только НКО, в том числе церковные. Государственные социальный службы – это огромный бюрократизированный механизм, не ориентированный на индивидуальный подход к каждой семье. Говорю это как человек с опытом социальной церковной работы – Церковь может участвовать в помощи семье. И запрещать это Церкви из- за того, что какие то НКО могут прямо или косвенно, отрабатывая грант, разрушать семью, нельзя. В стране много случаев, когда операции делают плохие хирурги, но этот не значит надо отменить хирургию. Или есть мужья, которые избивают жен, но это не значит, что мы против института семьи. И здесь такой же подход в отношении участия Церкви в социальном сопровождении.

Создать систему общественного контроля над чиновниками возможно

И наконец, третий момент. Ольга Леткова считает, что "Создать систему общественного контроля над чиновниками весьма сложно" и что она не будет эффективна. Я считаю, что это не так.

Совсем недавно Патриаршей комиссией по вопросам семьи и защиты материнства принято решение создать Национальную родительскую ассоциацию, которая сможет объединить людей, готовых "смотреть на мир глазами родителя", апеллировать к родительским ценностям и будет действовать в интересах семей с детьми. Предполагается, что в состав управления этой ассоциации войдут лидеры религиозных конфессий, нравственно-ориентированные бизнесмены, члены правительства РФ. В задачу такой Ассоциации может войти общественный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и отслеживанием нарушения прав семьи.
Чтобы не сами по себе органы опеки принимали решение и навязывали социальное сопровождение, а к решению проблем семьи привлекалась родительские НКО, родительские комитеты, как самые заинтересованные и активные люди. Чтобы на необоснованные претензии к семье родители могли бы жаловаться и таким образом пресекать нарушение прав их семьи, действуя совместно и влияя на политику государства в отношении семьи. То есть нужны также инструменты противодействия произволу чиновников – и это в первую очередь общественная инициатива, активное гражданское общество, активные родители.

И такой общественный контроль можно было бы в законопроекте прописать. Но дело в том, что в законопроекте этого нет и здесь я скорее должна согласиться, что произвол возможен, особенно с учетом прочих недостатков законопроекта.

Читайте также:

Ольга Леткова: Спасти нельзя, разрушить можно. Еще раз про законопроект о социальном патронате

Протоиерей Всеволод Чаплин: Должны быть четкие критерии, когда вмешательство в семью возможно и необходимо

30 октября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00