выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
В мире
Патриарх Коптской Церкви Шенуда III
26 марта 2012 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка Шенуда III (+ 17.03.2012)

17 марта на 89-м году жизни почил о Господе Его Святейшество Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III, с 1971 года возглавлявший египетскую Коптскую Церковь, крупнейшую христианскую  общину на Ближнем Востоке. Согласно официальным источникам, Предстоятель Коптской Церкви скончался от рака легких и острой печеночной недостаточности.

"Я лично знал Патриарха Шенуду III", - рассказал корреспонденту "ЦВ" Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки архимандрит Леонид (Горбачев). - "Периодически с ним встречался и обсуждал различные вопросы, связанные как с отношениями межцерковными, так и с общеполитическими. Его Святейшество всегда сохранял доброжелательность в общении, был мягок и приветлив, однако, когда дело касалось серьезных, исторических моментов, улыбка исчезала с его лица, он становился воплощением многолетнего опыта, помноженного на редкое умение сочетать в себе многогранность образованности, простоты и мудрости. То же самое можно сказать о времени, когда необходимо было принять волевое, порой трудное решение. Несмотря на почтенный возраст и множество перенесенных за последнее время операций, его разум всегда отличался неимоверной чистотой памяти и работоспособностью".

Отец Леонид также отметил, что "Представительство Русской Православной Церкви в Каире всегда было для Коптской Церкви надежным партнером в свете межцерковного братского диалога, и многое удавалось благодаря личному отношению Патриарха Шенуды III. Мы верим и надеемся, что кого бы Господь не привел на этот сложный во всех отношениях сегодня Церковный Престол, этот Предстоятель всегда будет помнить великое наследие, которое ему досталось от его предшественника, вписавшего свое имя навечно в историю христианства".

Патриарх Александрийский, Патриарх престола св. Марка  Шенуда III (в миру Назир Гайед Рафаэль), третий из восьми детей коптской семьи,  родился 3 августа 1923 года в Асьюте, в Верхнем Египте. Выпускник  американской школы Банха и средней иманской коптской школы в Шубре, он в 16 лет начал преподавать в одной из воскресных школ, процветанию которых придавал огромное значение, ввиду того, что уже с начала  ХХ века в Египте началась активная работа протестантских миссионеров. Работе с молодежью будущий Патриарх отдавал все свое время и силы, поскольку считал, что «Церковь без молодежи – это Церковь без будущего».  Он уделял особое внимание церковной молодежи. Будущий Предстоятель преподавал в воскресной школе святого Антония в Шубре, а затем при церкви Святой Марии в городе Махмаша. В 1947 году он окончил Каирский университет со степенью бакалавра английского языка и истории, прошел военную службу и, став учителем английского языка и общественных наук в Каире, попутно получал богословское образование в Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, после окончания которой, внештатно читал лекции по Ветхому и Новому Завету. В 1953 году преподавал в монастырском колледже в Хелуане. 

18 июля 1954 года будущий Патриарх поступилт послушником в сирийский монастырь Дейр эль-Суриан, располагавшийся в Вади-эль-Натрун в египетском губернаторстве Бухейра. При постриге получил имя Абуна Антоний Эль-Сурани (отец Антоний Сирийский), стал монахом-отшельником, и с 1956 по 1962 годы жил в семи километрах от монастыря в вырубленной им пещере, посвящая все свое время духовным размышлениям, молитве и аскетизму. Впоследствии он говорил: «лишь в монашестве я обрел Жизнь… простую и свободную». 

В 1959 году Патриарх Кирилл VI назначил отца Антония  своим личным секретарем.

30 сентября 1962 года отец Антоний, будучи хиротонисан Коптским Патриархом Кириллом VI во епископа с именем Шенуда, становится первым деканом Центральной духовной семинария Коптской Церкви. В его обязанности входило духовное окормление молодежи и студентов, а также руководство христианскими академическими учреждениями во всех епархиях Египта. За годы его правления число студентов возросло в три раза, к обучению впервые за всю историю были допущены женщины, сначала в качестве семинаристок, а, впоследствии, и лекторов. В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви.

9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду.

14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения.

Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Kераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины. 

До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война». Цикл из десяти произведений под названием «Вопросы» (Years with People’s Questions) полностью состоит из проповедей Предстоятеля Коптской Церкви, во время которых он каждую среду отвечал на вопросы прихожан. Другие творения Предстоятеля Коптской Церкви посвящены основам церковного богослужения, изучению Священного Писания, вопросам богословия. Он умел писать простым и доступным языком, сказывался богатый учительский опыт.  Не менее интересны и стихотворения  Патриарха, некоторые даже легли в основу церковных гимнов. Всего Патриархом Шенудой III написано более 100 книг, половина из которых переведена на английский, французский, немецкий, итальянский и другие языки.  

За обширные познания в области теологии и Священного Писания, американскими Университетами Блумфилд, Нортбрук, Святого Петра, Сент-Винсент, Толедо, Лоуренс, высшей духовной семинарией «Нашота Хауз», Боннским Университетом и венгерским Университетом Питера Пазмани Патриарху Коптской Церкви Шенуде III присуждены почетные докторские степени по богословию. А в 1978 году, ему, как лучшему христианскому проповеднику в мире, присуждена премия Браунинговского Института. 

За годы патриаршества Предстоятель Коптской Церкви Шенуда III проводил политику расширения влияния Коптской Церкви за рубежом. За время его правления  значительно выросла коптская община в Соединенных Штатах, Австралии и странах Южной Америки. Когда Патриарх Коптской Церкви Шенуда III был возведен на престол, за пределами Египта было только семь коптских приходов: по два в Канаде, Соединенных Штатах Америки, Австралии и один в Англии. Благодаря, главным образом, усилиям и поддержке Патриарха Шенуды III, сегодня в мире насчитывается более 150 приходов.

Предстоятель Коптской Церкви совершил 27 пастырских визитов за пределы  Египта. Самый длительный проходил с августа по декабрь 1989 года, тогда  Патриарх Шенуда III  посетил 112 коптских церквей в Европе, Соединенных Штатах, Канаде и Австралии.

Патриарх Шенуда III рукоположил во сан более 80 митрополитов и епископов, свыше 600 священников, 700 монахов и монахинь, около 150 сестер и диаконисс по всему миру, с которыми проводил регулярные встречи, стараясь незамедлительно решить любые проблемы, о которых ему сообщало духовенство. Он лично разрабатывал обучающие программы для воскресных школ, и лично курировал их деятельность в Египте и за рубежом.

Особое внимание Патриарх уделял развитию монашества. Несмотря на практически полное отсутствие свободного времени, он старался выделять три дня в неделю для посещения монастырей. Он стал первым Патриархом в истории,  основавшим коптский монастырь за пределами Египта. Сейчас в мире насчитывается восемь таких обителей. 

Патриарх Шенуда III был активным сторонником межконфессионального диалога, и всегда говорил, что «единство христиан должно быть основано на вере, а не на юрисдикции». Предстоятель Коптской Церкви активно способствовал развитию межкультурного и межрелигиозного диалога, неоднократно встречался с представителями различных конфессий.

Так, в 1973 году состоялась первая встреча глав Коптской и Католической Церквей со времен великой схизмы 451 года. Тогда, несмотря на догматические и исторические различия, была подписана совместная декларация, содержащая, среди прочего, признание общей веры в Тайну воплощенного Слова. Патриарх Коптской Церкви Шенуда III тогда сказал: «Мы должны признать, что во многом между нами нет разногласий, что же касается противоречий,  нет никаких сомнений в том, что сегодня мы гораздо ближе друг к другу в вопросах веры, чем  наши предки в пятом и шестом веках».

Встреча Патриарха Коптской Церкви  Шенуды III с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялась в апреле 2010 года. Тогда Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Посещая Египет, с любовью и радостью посещаем Ваше Святейшество, хранителя древней христианской коптской традиции. Мы посещаем действительно святую землю, освященную стопами апостола Марка, святителей Климента Александрийского, Афанасия Александрийского, Кирилла Александрийского. Мы прикасаемся к земле, в которой родилось монашеское служение. И сейчас монастыри коптские продолжают традицию пустынножителей первого тысячелетия. Мы питаем в России глубокое уважение к Коптской Церкви, которая является исповедницей, потому что верность Христу требовала и требует особого мужества. <…>Особенно я хотел бы подчеркнуть Вашу личную роль, Ваше Святейшество, в сохранении христианской традиции, в мирной проповеди Христа, поблагодарить Вас за тот  труд, который Вы несете».  

Благодаря Патриарху Шенуде III, Коптская Церковь стала членом Всемирного Совета Церквей, Ближневосточного Совета Церквей, Всеафриканского Совета Церквей, Национального совета церквей  США, Канадского совета Церквей и Австралийского совета церквей.

В 2000 году Предстоятель Коптской Церкви стал лауреатом премии ЮНЕСКО-Маданджита Сингха, раз в два года присуждаемой  за пропаганду идеалов терпимости и ненасилия.

И в Египте, и за его пределами Предстоятель Коптской Церкви принимал участие в жизни арабского народа, за что его называли «арабским Патриархом». Глубоко сочувствуя палестинскому народу, он резко осуждал Израиль, а его действия по отношению к Палестине  считал «политическим преступлением, разрушающим достигнутые ранее соглашения и сводящим на нет усилия по достижению мира». Патриарх Шенуда III говорил: «Как можно причинить зло невинному ребенку? И как может родитель убить ребенка суть самое сердце его? Это - бесчеловечно». 

Коптский писатель Рафик Хабиб сказал, что неустанно стремясь к национальному единству и межрелигиозному диалогу, активно защищая права коптских христиан, «Патриарх, в своих действиях в корне отличался от своих предшественников. Он открыто решал проблемы, с которыми сталкиваются христиане, и он не боялся идти на конфликт с политиками».

На заре патриаршества Предстоятеля Коптской Церкви Шенуду III связывали теплые отношения с тогдашним президентом Египта Анваром Садатом. Однако когда экстремисты начали преследования христиан, грабили их дома, сжигали церкви, Патриарх, не дождавшись от властей никаких действий, резко осудил правящий режим. И, во время проведения ежегодной Пасхальной Литургии, приостановил службу, отказавшись приветствовать правительственную делегацию, прибывшую в церковь на праздник Воскресения Христова. Садат немедленно отреагировал, обвинив Предстоятеля Коптской Церкви в инакомыслии, и президентским указом от 5 января 1981 года, поместил под арест в монастырь преподобного Паисия самого Патриарха, восемь епископов и 24 священника, а также запретил издательство журнала «Эль-Керазы» и церковной газеты «Ватани». Несмотря на то, что Предстоятелю Коптской Церкви пришлось провести 40 месяцев в изгнании, он продолжал заботиться о своей Церкви. Свое заточение он  расценивал как исключительную возможность  для духовного уединения. В то время он написал 16 книг.

После того, как 6 октября 1981 года  Садат был убит одной из тех же фундаменталистских группировок, новым президентом Египта стал Хосни Мубарак. 6 января 1985 года он подписал указ об освобождении Патриарха, после чего Его Святейшество вернулся в собор Святого Марка в Каире, где его встречало более 10000 прихожан.

После благодарственного молебна, Предстоятель обратился к пастве со следующими словами: «Нет у меня иного дома, кроме как в сердцах ваших, полных любви. Не было и минуты, чтобы не думал я о вас в сердце моем. Я сделаю все возможное для укрепления мира и любви между Церковью и Государством, между христианами и мусульманами, ведь мы все – органы одного тела, и тело это – Египет». 

В ответ на страшные события, всколыхнувшие страну в 2011 году, Патриарх заявил, что «Египет переживает критический переходный период, но мы уверены, что все разногласия сможем решить мирным путем». В своем стремлении урегулировать религиозные противоречия между победившей на выборах исламской партии «Братьев мусульман», ультраконсервативной салафитской партии «Аль-Нур» и христианами-коптами, Патриарх сумел добиться того, что на службе в Праздник Рождества Христова  в этом году в церкви бок о бок стояли христиане, верховные мусульманские священнослужители и члены правящего Военного совета.

20 марта в Египте было объявлено днем национального траура. В это день? согласно завещанию, составленному Патриархом Шенудой III за два месяца до кончины, Предстоятель Коптской Церкви был похоронен в монастыре преподобного Паисия в районе Вади-Натрун.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив соболезнование членам Священного Синода Коптской Церкви в связи с кончиной Предстоятеля Коптской Церкви Патриарха Шенуды III, в частности, сказав следующее: «Весь христианский мир понес тяжелую утрату, лишившись выдающегося богослова и вдохновенного проповедника, столь долгие годы стоявшего во главе Церкви-исповедницы. Заслуги почившего Первоиерарха как перед полнотой Коптской Церкви, так и перед всем христианским миром поистине можно назвать великими. Его неустанные труды по созиданию церковной жизни коптской диаспоры, борьба за права христианского меньшинства в Египте, искреннее стремление к взаимопониманию с другими христианскими Церквами, многочисленные богословские работы, проповеди снискали покойному Предстоятелю Коптской Церкви заслуженный авторитет во всем мире. Мы высоко оцениваем труды почившего Патриарха Шенуды III. С любовью и теплым чувством вспоминая нашу последнюю встречу во время моего визита в Египет в апреле 2010 года, свидетельствую об искреннем и сердечном отношении покойного к Русской Православной Церкви. В свою очередь и наша Церковь неизменно и последовательно поддерживала и поддерживает египетских христиан, систематически подвергающихся преследованиям, с уважением признает вклад Коптской Церкви в сохранение традиционного египетского монашества и духовной культуры. Убежден в необходимости продолжить наше соработничество ради достижения мира и справедливости на Ближнем Востоке и во всем мире, защиты прав христиан в местах, где они попираются».

Блаженнейший Феодор II, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, узнав о кончине Патриарха Коптской Церкви, во время Божественной литургии третьего воскресенья Великого поста в Свято-Патриаршей Церкви Святого Николая, сказал: «Почивший Патриарх, несомненно, был  выдающимся религиозным деятелем своей эпохи.  Мы высоко ценим его вклад в  расширение межцерковного диалога. Благодаря покойному Патриарху Шенуде III наши Церкви поддерживали прекрасные отношения, и мы находили понимание, в частности, по вопросам соблюдения и защиты свободы вероисповедания. Выражаем глубокие соболезнование и сочувствие клиру и благочестивой пастве Коптской Церкви, и молим, чтобы господь явил достойного преемника покойного Патриарха Шенуды III ".  

Известие о его кончине сокрушило не только православных христиан, но и представителей мусульманской общины, лидеры которой также пришли в минувшее воскресенье в Кафедральный собор каирского района Аббасия, чтобы проститься с Патриархом.  В своей прощальной речи Верховный муфтий Египта Али Гумаа особо отметил, что смерть Предстоятеля Коптской Церкви явилась «серьезным потрясением, сокрушившим мусульман и христиан Египта».  

Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного раба Своего Святейшего Патриарха Шенуды. Вечная ему память!

Онлайн транслацию похорон можно посмотреть здесь

 

26 марта 2012 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00