выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
В мире
ЦВ № 9 (286) май 2004 /  15 мая 2004 г.
версия для печати версия для печати

Прикосновение к Синаю

Говорят, тот, кто однажды побывал на Синае, обязательно вернется сюда еще раз. Так получилось, что я трижды совершала паломничество на Синай и на своем примере убедилась в достоверности этого утверждения. Синай — одно из немногих мест на земле, где остро ощущаешь величие дел Господних и мимолетность, приземленность человеческого бытия. Одного только перечисления святых мест Синая уже достаточно для того, чтобы от благоговения затрепетало сердце каждого православного человека.

Греческий монастырь святой Екатерины — древнейшая православная обитель — внешне похож на крепость. Монастырь начинался в 330 году с небольшой церкви в честь Богоматери и башни, служившей укрытием для монахов при набегах кочевников. Своим рождением монастырь обязан царице Елене. В шестом веке византийский император Юстиниан приказал возвести мощные монастырские стены и базилику Преображения — храм, сохранившийся доныне. Затем на протяжении многих веков монастырь разрастался не только внутри этих древних стен, но и ввысь — крыши ранних построек служили основанием для более поздних.

В былые времена в монастырь приезжали многочисленные паломники из России. На колокольне, построенной в конце ХIХ века, сохранились девять колоколов, подаренных обители российскими царями. А в храме Преображения хранятся не только уникальные старинные иконы VI века, но и серебряные раки, украшенные драгоценными камнями, чеканкой, позолотой и литьем — подарок русских государей. Здесь же в серебряном ковчежце, скрывающемся в мраморной раке, находятся глава и десница ревностно почитаемой в России великомученицы Екатерины.

В глубине монастырского двора зеленеет священный куст Неопалимой Купины. Длинные ветки куста свисают с двухметровой каменной ограды. Именно на этом месте, на которое Моисей ступал не иначе как сняв обувь с ног своих, и была построена первая из двенадцати монастырских часовен, ставшая теперь составной частью базилики Преображения.

Недалеко от Купины, в затемненном углублении арки — колодец Моисея, поивший дочерей Иофора, священника Мадиамского.

Имя Моисея носит и вторая по высоте (2285 м) гора Синайского полуострова — «священный пик», на который каждую ночь поднимается множество паломников, жаждущих встретить здесь восход солнца. На эту вершину, оставив еврейский народ в долине, поднимался по гласу Божиему Моисей, чтобы получить скрижали Завета. Здесь человечеству были дарованы десять заповедей, указующих путь в жизнь вечную...

Крутой спуск с пика Моисея по убегающим то вправо, то влево гранитным ступенькам ведет на хребет Хорив, в горную долину, где стоит часовня пророка Илии. Поражает внешняя простота и аскетизм этого святого места, в котором великий пророк удостоился созерцать Бога. Господь явился Илие в веянии тихого ветерка. Внутри храма, за алтарем, есть небольшая пещера, дававшая кров великому пророку Израиля.

C Хорива к монастырю ведет крутой спуск в ущелье — так называемый «монашеский путь». После ночного подъема на пик Моисея большинство паломников спускается по более легкой дороге, зигзагами огибающей гору. «Монашеский путь» начинается от каменной арки — это «Врата в небо», служившие в былые времена пропускным пунктом для желающих взойти на гору Моисея. Монах, сидевший у этих врат, исповедовал поднимающихся на пик паломников.

В двух часах ходьбы находится еще одна святыня — пещера игумена Синайского Иоанна Лествичника. Дорога к пещере идет по каменистому ущелью, тропинка то уходит резко вниз, то поднимается высоко в горы. Вскоре путь преграждает прекрасный сад, окруженный каменной оградой. Но это не просто сад, а бывшая темница, место добровольного заточения провинившихся мучеников. Здесь в муках и лишениях доживали они свой век, замаливая грехи в надежде на жизнь вечную.

За мыслями о бренности земного бытия не замечаешь, как бежит время в пути. Ущелье упирается в огромную скалу. В ней находится пещера, в которой игумен Синайский прожил 40 лет. Именно здесь, в этой безмолвной тиши, написал преподобный Иоанн свою душеспасительную «Лествицу».

За горой с севера от монастыря великомученицы Екатерины скрывается скит святых Галактиона и Епистимии. Территория скита ограждена высокой стеной из грубых камней и возвышается над обрывом, словно маленькая крепость. Внутри скита — маленькая церковь, в которой могут поместиться всего несколько человек. Справа от входа — икона святых Галактиона и Епистимии. Святой Галактион, будучи христианином, по воле родителей обручился с язычницей Епистимией и, просветив ее верой, убедил вести девственную жизнь. Когда Галактиона подвергли гонениям, Епистимия добровольно разделила с ним ношу страданий...

Самая знаменитая и высокая гора Синайского полуострова носит имя святой Екатерины. На вершине горы находится часовня, также названная в честь почитаемой святой.

Нелегкий подъем на эту гору начинается из прекрасной долины Леджа. Среди множества хаотично разбросанных камней взгляд невольно останавливается на глыбе огромного размера. Она обнесена каменной стеной и изрезана горизонтальными углублениями, расположенными по центру камня приблизительно на одинаковом расстоянии. Когда-то этот каменный великан под ударами жезла Моисея изверг воду, напоившую уставших от жажды людей.

Дорога приводит к ограде, за которой видно множество деревьев — это сад монастыря Сорока синайских мучеников, названного в честь св. отцов, подвизавшихся в обителях и пещерах горы Синайской и принявших мученическую смерть от сарацин. Говорят, что в саду растут 500 оливковых деревьев. Для паломников монастырский сад — это место короткого отдыха в тени деревьев перед многочасовым подъемом.

Дорога в горы тянется петляющей лентой. Однообразие бесконечных поворотов утомляет и притупляет ощущение благоговейной радости от встречи с великой святыней. Но вот и утешение для уставших паломников — Голубиный источник — родничок прозрачной холодной воды. По легенде, здесь остановились монахи, вышедшие из монастыря в поисках высокой горы, на которой более трехсот лет покоились мощи св. Екатерины. Монахи очень устали и, изнемогая от жажды, уже хотели повернуть назад. Однако обратили внимание на голубицу, которая, как оказалось, пила воду из незаметного для постороннего взгляда источника...

За перевалом открывается вид на еще одну гору с маленькой часовней на вершине. Именно здесь были обретены мощи великомученицы Екатерины.

Синай учит нас, беспомощных в этом поглощающем тебя бескрайнем каменном пространстве, терпению, смирению и любви. И мне кажется, что, я смогла лишь только прикоснуться к нему.

Светлана Рябкова
15 мая 2004 г.
Ключевые слова: Синай
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00