iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возрожденный из руин
«…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
В мире
ЦВ № 24 (301) декабрь 2004 /  25 декабря 2004 г.
версия для печати версия для печати

Святые Метеоры: между небом и землей

В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения.

Когда-то на этих вершинах одним из подвижников была открыта дорога, ведущая, как считают монахи, в небесные покои. Поэтому эти скалы, словно парящие между небом и землей, были названы основателем первого здешнего монастыря святым Афанасием «метеорами», то есть «висящими в воздухе».

Исторические следы святых Метеор теряются в туманных легендах и преданиях. Известно, что уже с XI века в пронизываемых ветрами каменных ущельях поселились первые пустынники. Поначалу монахи и отшельники были мало связаны друг с другом — каждый жил обособленно в отвоеванной у природы каменной расщелине, неся свой крест самоотверженно и отрешенно. Затем св. Афанасий Метеорский создал первую монашескую Киновию, и так возникла горная монашеская республика — Святые Метеоры. 24 монастыря вместе с одиночными кельями, аскетариями, часовнями, скитами, пещерами, затворами, столпами рассеяны по Метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.).

Паломники, желающие посетить Святые Метеоры, сначала прибывают в небольшой городок Каламбака, расположившийся у подножия гор. Наша группа добиралась в Каламбаку из Салоник и, задержавшись в пути, приехала уже поздним вечером. Гор в темноте, конечно, не было видно. Но на фоне звездного неба четко вырисовывался светящийся крест. Оказалось, что каждую ночь его зажигают в монастыре Святого Стефана, чтобы указывать путников дорогу и служить им утешением.

Утром мы отправились на Метеоры. Когда-то монахи поднимались наверх в специальных веревочных люльках. Теперь автобус везет паломников по горному серпантину, и им остается только, приложив немного усилий, подняться к монастырям по проложенным лестницам.

Сегодня в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских. Свято-Троицкий монастырь — один из самых древних, его построил в 1438 году монах Дометий. В течение семидесяти лет на скалу с помощью веревок и лебедок поднимали необходимые материалы и еще около 20 лет шло само строительство.

Паломники неспешно, делая частые остановки, поднимаются вверх по вырубленной в скале лестнице из 145 ступеней, которая была построена в 1925 году. Сам подъем не так утомителен, но все зачарованы сказочными видами окружающих скал, ущелий, обрывов. Сверху домики с красными кирпичными крышами, рассыпанные по фессалийской равнине, кажутся совсем крошечными.

А вот монахи и в наши дни доставляют в монастырь продукты древним способом — с помощью лебедки в корзинах и огромных сетках. Да и сами, когда надо выйти в мир, используют маленькую кабинку, которая двигается на канате над глубокой пропастью, отделяющей скалу с монастырем от «материка». Так быстрее...

Русских паломников в обители всегда встречают с особым теплом и вниманием. Сопровождающий нас монах рассказывает об истории монастыря, терпеливо отвечает на все вопросы. А потом нас угощают традиционным лукумом и чудесным кофе.

Главный храм обители построен в XV веке. Очень красив резной иконостас и фрески XVII века.

Нам выносят главные святыни монастыря — ковчежки с честной главой апостола Филиппа и стопой святого мученика Трифона. Затем мы идем в церковь Иоанна Крестителя, вытесанную прямо в скале. Там хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Монастырь неоднократно подвергался разрушениям в результате стихийных бедствий, в годы турецкого господства, во время Второй мировой войны. Однако и сегодня монахи продолжают традиции, заложенные преподобными отцами еще 600 лет назад, и занимаются разнообразной миссионерской и реставрационной деятельностью. В монастыре есть богатая коллекция тканых иерейских облачений, церковной утвари, изделий народного творчества. Главное же — духовное окормление всех нуждающихся.

И ныне, как уже сотни лет, из Святых Метеор непрестанно возносится молитва за всех православных христиан.


Ирина Сахарова
25 декабря 2004 г.
Ключевые слова: Греция, монастырь, Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00