iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
В мире
ЦВ № 24 (301) декабрь 2004 /  25 декабря 2004 г.
версия для печати версия для печати

Святые Метеоры: между небом и землей

В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения.

Когда-то на этих вершинах одним из подвижников была открыта дорога, ведущая, как считают монахи, в небесные покои. Поэтому эти скалы, словно парящие между небом и землей, были названы основателем первого здешнего монастыря святым Афанасием «метеорами», то есть «висящими в воздухе».

Исторические следы святых Метеор теряются в туманных легендах и преданиях. Известно, что уже с XI века в пронизываемых ветрами каменных ущельях поселились первые пустынники. Поначалу монахи и отшельники были мало связаны друг с другом — каждый жил обособленно в отвоеванной у природы каменной расщелине, неся свой крест самоотверженно и отрешенно. Затем св. Афанасий Метеорский создал первую монашескую Киновию, и так возникла горная монашеская республика — Святые Метеоры. 24 монастыря вместе с одиночными кельями, аскетариями, часовнями, скитами, пещерами, затворами, столпами рассеяны по Метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.).

Паломники, желающие посетить Святые Метеоры, сначала прибывают в небольшой городок Каламбака, расположившийся у подножия гор. Наша группа добиралась в Каламбаку из Салоник и, задержавшись в пути, приехала уже поздним вечером. Гор в темноте, конечно, не было видно. Но на фоне звездного неба четко вырисовывался светящийся крест. Оказалось, что каждую ночь его зажигают в монастыре Святого Стефана, чтобы указывать путников дорогу и служить им утешением.

Утром мы отправились на Метеоры. Когда-то монахи поднимались наверх в специальных веревочных люльках. Теперь автобус везет паломников по горному серпантину, и им остается только, приложив немного усилий, подняться к монастырям по проложенным лестницам.

Сегодня в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских. Свято-Троицкий монастырь — один из самых древних, его построил в 1438 году монах Дометий. В течение семидесяти лет на скалу с помощью веревок и лебедок поднимали необходимые материалы и еще около 20 лет шло само строительство.

Паломники неспешно, делая частые остановки, поднимаются вверх по вырубленной в скале лестнице из 145 ступеней, которая была построена в 1925 году. Сам подъем не так утомителен, но все зачарованы сказочными видами окружающих скал, ущелий, обрывов. Сверху домики с красными кирпичными крышами, рассыпанные по фессалийской равнине, кажутся совсем крошечными.

А вот монахи и в наши дни доставляют в монастырь продукты древним способом — с помощью лебедки в корзинах и огромных сетках. Да и сами, когда надо выйти в мир, используют маленькую кабинку, которая двигается на канате над глубокой пропастью, отделяющей скалу с монастырем от «материка». Так быстрее...

Русских паломников в обители всегда встречают с особым теплом и вниманием. Сопровождающий нас монах рассказывает об истории монастыря, терпеливо отвечает на все вопросы. А потом нас угощают традиционным лукумом и чудесным кофе.

Главный храм обители построен в XV веке. Очень красив резной иконостас и фрески XVII века.

Нам выносят главные святыни монастыря — ковчежки с честной главой апостола Филиппа и стопой святого мученика Трифона. Затем мы идем в церковь Иоанна Крестителя, вытесанную прямо в скале. Там хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Монастырь неоднократно подвергался разрушениям в результате стихийных бедствий, в годы турецкого господства, во время Второй мировой войны. Однако и сегодня монахи продолжают традиции, заложенные преподобными отцами еще 600 лет назад, и занимаются разнообразной миссионерской и реставрационной деятельностью. В монастыре есть богатая коллекция тканых иерейских облачений, церковной утвари, изделий народного творчества. Главное же — духовное окормление всех нуждающихся.

И ныне, как уже сотни лет, из Святых Метеор непрестанно возносится молитва за всех православных христиан.


Ирина Сахарова
25 декабря 2004 г.
Ключевые слова: Греция, монастырь, Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00