выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  4 января 2011 г.
версия для печати версия для печати

Стандартизация православного образования: проблемы и перспективы

Одно из важнейших направлений Рождественских чтений — обсуждение проблем стандартизации и конфессиональной аттестации православного образования.

Необходимость стандартизации православного образования обусловлена потребностью в четких критериях процесса воспитания и образования в православных учебных заведениях, а именно: выявление оптимального уровня подготовки педагогов и обучающихся, установление нужных учебных программ и пособий; наконец, определение результатов данного образовательного процесса.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации принимает активное участие в процессе стандартизации в области дошкольного и среднего полного православного образования. В 2010 году отдел уделил особое внимание работе над конфессиональной аттестацией и стандартизацией православного образования для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для реализации этих проектов была создана рабочая группа, в деятельности которой приняли участие в том числе специалисты из Российской академии образования.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было утверждено Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования. Данное положение регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей православного компонента в образовательных организациях, требования, предъявляемые к деятельности данных образовательных организаций, порядок и условия отнесения образовательной организации к православным, порядок и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви. Данное Положение распространяется на негосударственные образовательные организации любой правовой формы, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования.

В настоящее время разрабатывается Стандарт православного компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Целью внедрения данного стандарта является формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение в соответствие с возрастными особенностями учащихся программ по вероучительным предметам, расширение историко-культурного контекста их преподавания.

Православный компонент общего образования представляет собой систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания в традициях православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством включения в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.
Стандарт православного компонента общего образования есть совокупность требований к реализации указанного компонента общего образования, а именно: требования к результатам освоения православного компонента, структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, а также условиям реализации данного компонента.

Концепция Стандарта православного компонента общего образования основана на принципе единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся. Именно этот принцип позволяет создать целостную систему непрерывного православного образования.
Работа секции Рождественских чтений «Стандартизация и конфессиональная аттестация православных образовательных организаций» посвящена правовой интерпретации рассмотренного Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, а также обсуждению Стандарта православного образования.

Печатается в сокращении. Полный  текст статьи заведующего сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеродиакона Лаврентия (Полешкевича) читайте в № 2 «Журнала Московской Патриархии» за 2011 год.

4 января 2011 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Преподобный Симеон Мироточивый — собиратель сербских земель и поборник Святого Православия
В этом году Православная Церковь отмечает 825 лет со дня преставления преподобного Симеона Мироточивого (дни памяти 12/26 февраля и 30 августа / 12 сентября). Преподобный Симеон (в миру — великий жупан (князь) Стефан Неманя, годы жизни 1114–1200, годы правления 1180–1196) — одна из центральных фигур в истории сербского Православия и сербской государственности, а его известность и церковное почитание выходят далеко за пределы Сербии. Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что автор величественного памятника святому, открытого 27 января 2021 года на Савской площади в центре Белграда, — российский скульптор А. И. Рукавишников. Созданный им монумент высотой 23 метра сегодня является крупнейшим в Сербии. Преподобный Симеон изображен в монашеском одеянии с мечом в правой руке, а в левой у него грамота Устава основанной им афонской Хиландарской обители. Так автор скульптуры показывает, что Неманя — воин, собиратель сербских земель, основатель династии и единого национального государства, но также и насадитель Святого Православия, зиждитель храмов и монастырей, монах и подвижник. PDF-версия.    
13 ноября 2025 г. 15:30