![]()
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
16 марта 2023 г. 14:00
Духовная миссия Патриаршего экзархата Африки: первые итоги
Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки, Синодального миссионерского отдела и Сретенской духовной академии. PDF-версия.
28 декабря 2022 г. 14:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы
Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2012 /
1 августа 2012 г.
Арзамасские купола: уроки фестиваляВ Арзамасе состоялся III Международный фестиваль-конкурс православной и патриотической песни Существует ли такой жанр, как православная песня? Если да, какие его критерии? Можно ли считать таковым звучащее со сцены музыкальное произведение, если в нем через слово — православная лексика, но само оно никак не трогает душу. И наоборот, насколько оно религиозно, если вне церковной терминологии ненавязчиво, но остро ставит вопросы душевного и духовного бытия человеческой личности. Идея фестиваля-конкурса "Арзамасские купола" родилась как второй этап программы по восстановлению арзамасских храмов, открытой в 2003 году. "В Арзамасе сегодня одиннадцать храмов, в том числе и крупнейший в Нижегородской епархии Воскресенский собор, рассчитанный на 6000 человек, — говорит мэр Арзамаса Анатолий Мигунов. — Но по мере их восстановления я всё чаще спрашивал себя, кто будет молиться под этими сводами через 15–20 лет, когда произойдет смена поколений? Где сегодня эта молодежь, чем она занята, что думает и знает о своих традициях и о своей вере?" Своими мыслями чиновник поделился с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Восстановление храмов — хорошо, но важнее восстановить храм души, ответил тогда владыка, нужны новые привлекательные формы воспитания молодежи в духе православной веры. Так идея духовно-патриотического воспитания облеклась в форму песенного фестиваля-конкурса. Критерии и оценки Но, когда в Арзамас съехались исполнители и авторы православной песни и собралось авторитетное жюри, встал вопрос, что это за жанр, заявленный как "православная песня"? С патриотической песней вроде всё понятно, типичный ее пример — песня Соловьева-Седова "Вставай, страна огромная!" или, например, Гимн России на слова Сергея Михалкова. А вот какой может быть современная православная песня? В которой через слово поминается имя Божие? Или крест, алтарь, купола, аналой и другая церковная терминология? А что если при наличии этой лексики и даже прекрасных вокальных данных исполнителя песня совсем не трогает твою душу. И пафосные звучащие со сцены слова кажутся пустыми, не находящими отклика в твоем сердце? А с другой стороны, православная песня всегда патриотическая, потому что православие лежит в основе российской государственности. А патриотическая, если рассматривать ее в контексте атеистической религии, чаще всего совсем не православная. По мнению сопредседателя жюри, председателя отдела культуры Тверской епархии протоиерея Геннадия Ульянича, современная православная песня продолжает традиции духовного песенного творчества, которым пользовались еще святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Димитрий Ростовский. "Если песня приводит к Богу, возвышает душу, делает ее лучше, чище — это песня православная", — считает руководитель отдела культуры Нижегородской епархии священник Сергий Гаврилов. "Песня — очень сильное средство популяризации наших чувств, мыслей, идей, отношения к жизни, поэтому в известном смысле православную песню можно назвать проповедью, — размышляет отец Геннадий. — Православная песня та, через которую Господь лечит наши раны: и сердечные, и душевные, и телесные. Это песня о любви к дому, к матери, к природе, к своему краю. Православие там, где есть любовь. Православный тот, кто умеет любить, кто умеет жертвовать собой". По мнению обладателя Гран-при "Арзамасских куполов-2012" Ирины Ватутиной, это песня о душе, о ее духовном поиске и стремлении к Спасителю. Оригинальное определение предложил мэр Арзамаса Анатолий Мигунов, по инициативе которого и проводится этот фестиваль: "Молитва — это икона, а православная песня — это картина". "Для меня рамок и критериев православной песни не существует в том смысле, что православие для меня — это Христос. Я так понимаю, если Христа нет в твоей песне — нет ничего", — говорит клирик Нижегородской митрополии, бард и поэт протоиерей Сергий Муратов. "Православная песня — это некая альтернатива тому мутному музыкальному потоку пошлости, бескультурья и язычества, который льется подчас на наших слушателей, — продолжает тему протоиерей Андрей Логвинов (клирик Костромской епархии). — На мой взгляд, ее в первую очередь отличает то, что поют и сочиняют ее люди, кому дороги наши православные ценности, кто хочет наполнить ими мир своей души и помочь в этом другим. Кто живет в лоне Церкви. Произнося термины "православная культура", "православная песня", я делаю это вынужденно. Приходится обозначать свою позицию более резко. Поскольку, на мой взгляд, наше популярное песенное творчество находится все-таки в несколько в антиправославном контексте. Еще 100–150 лет назад было иначе, можно было писать про осень или про звездное небо и произведение воспринималось как христианское, образно говоря, в нем каждая строчка дышала этим. Ведь в основе воспитания личности тогда лежали принципы традиционной культуры". Заслуженный деятель искусств России, композитор и сопредседатель жюри фестиваля Григорий Гладков более конкретен в своих оценках. Песню можно назвать "православной", если она звучит на языке народа, исповедующего православную веру, если в ней поднимаются темы, о которых говорит Церковь. И наконец, она должна очень тактично и трепетно касаться человеческой души. Чтобы люди захотели задуматься о Боге, о каких-то глобальных вопросах и темах, влияющих на их поступки в жизни. При этом музыкальный жанр может быть каким угодно. "Я думаю, что критерии православной песни появятся только со временем, — не торопится с определениями митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. — В этом жанре еще будут ошибки, будет что-то с необычной, даже несколько странной стилистикой, но окончательно он обретет свои формы постепенно и пока говорить об этом рано. Наверное, не случайно русский критик Георгий Федотов назвал "Капитанскую дочку" самым христианским произведением русской литературы. И он прав, хотя там не говорится ни о Боге, ни о Церкви, ни о чем-то подобном. Всё зависит от содержания произведения, насколько оно соответствует евангельским принципам". Уроки фестиваля "Мы собрались здесь, в Арзамасе, чтобы помочь Церкви, — говорит композитор Григорий Гладков. — Храмы сегодня успешно восстанавливаются. Но это только половина дела. Вторая — более сложная, как сделать, чтобы в них пришла молодежь? Мы вчера вышли после концерта, а молодежь поставила рядом с концертным залом "девятку", врубила попсу и с пивом оттягивается под нее. И ведь никто из них не пришел на наш концерт. Что нужно сделать, чтобы им было интересно и они сами пришли?" Возможно, ответ содержится в предложении отца Геннадия Ульянича, который считает, что в этом фестивале обязательно должны участвовать дети. Но в каком формате и в какое время, пока открытый вопрос. Григорий Гладков приоткрыл нам дверь на "кухню" конкурсного жюри. Оказывается, при определении победителей в жюри разгорелся спор, что должно быть приоритетным: содержание песни или вокальные данные исполнителя. Звучали даже голоса, что не надо разных песен, пусть все поют одну и ту же. Но автор "Пластилиновой вороны" категорически против: "Автор вообще петь не умеет. Его задача сродни изобретению, только в области культуры — создать произведение в виде песни, которую запела бы вся страна. Песня, стихи — это то, о чем мы все думаем, и вдруг одному человеку удается всё это выразить красками искусства. Вот почему так важен новый репертуар, новые песни. Я — за содержание песни. И лучшие песни нужно награждать спецпризами, чтоб ни одна жемчужина не пропала. К сожалению, мою точку зрения мало кто поддержал". "В советское время была авторская песня, и никакая советская идеология не могла ее убить, — продолжает Григорий Гладков. — Хотя на советский репертуар были брошены все силы, работало телевидение и радио, тратились огромные деньги. Попробуй запиши аранжировку с оркестром, с хором. И всё это мимо. Потому что выходил человек с гитарой и пел правду. И сегодня нужно, чтобы появлялись песни, которые захватывают душу, которые хочется петь, которые сведут на нет всю мощь, обезличивающую человека попсы. Поэтому так необходимы такие фестивали. Наши дети и молодежь гораздо умнее, образованней и тоньше, чем пытается внушить телеканал. Умеют думать и ищут, что ближе к их душе. Эти песни необходимо записывать и выкладывать в Интернет". С этим согласна и исполнительница авторской песни Ирина Скорик: "Самое главное, чтобы песня осталась в душе и ручейками разлилась по всей России". "Подобные события культурной городской жизни показывают глубинные переживания периферийной России, где еще живо здоровое и трепетное отношение к культуре, где сохранилась детская вера, но что утрачено в больших городах", — добавляет отец Геннадий. "Такие фестивали нужны для того, чтобы традиции, о которых мы столько говорим, не были музейными экспонатами, а стали достоянием сегодняшнего дня, достоянием живых людей и развивались бы естественным образом. В данном случае это продолжение народного духовного музицирования, исчезнувшего в XX веке, такого домашнего, общественного, того, что называется "непрофессиональным". Об этом когда-то сказал Глинка: "Музыку пишет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее", — считает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. На "Арзамасские купола" прислали свои заявки около ста участников из 30 регионов России, а также Украины и Белоруссии. В отборочный тур прошли 44 из них. Организаторами фестиваля выступили Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви, Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского и администрация города Арзамаса. К слову, этот фестиваль в качестве дополнительного финансирования выиграл грант конкурса "Православная инициатива".
1 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
|