выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Аналитика
ЖМП № 8 август 2022 /  15 августа 2022 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Говорить о слове Божием

Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.

Зародить интерес к библейским текстам

Дмитрий Полюшкин ведет Евангельские группы на приходе собора святителя Николая в Вене уже больше пяти лет. По специальности он физик, закончил МФТИ. Будучи аспирантом, продолжил учебу в Англии. Дмитрий рассказывает, что он стал православным, живя вне родины.

— Религией я интересовался с детства, даже читал Библию, но тогда Православие мне казалось непонятным, мне был ближе протестантизм. Когда же я приехал в Англию, то оказался в городе, где была единственная на десятки километров вокруг православная церковь с очень активной общиной. Я узнал о ней от знакомых протестантов, пришел на богослужение и был покорен глубиной и красотой Православия. Я почувствовал, что нашел свой Дом, стал активно воцерковляться. Понимая, что мне не хватает знаний, окончил православные курсы.

Через несколько лет моя учебная программа в Англии завершилась, и вместе с супругой мы переехали в Австрию, где я стал прихожанином собора святителя Николая в Вене с большой и очень деятельной общиной, воскресной школой для детей и взрослых и Евангельскими группами. Мне тоже захотелось участвовать в этой разнообразной приходской жизни. В тот год я поступил на заочное обучение в ПСТГУ по специальности «Теология», чтобы получить хорошее богословское образование. На втором курсе мне предложили вести в нашем соборе занятия в воскресной школе для детей, а затем и библейские группы для взрослых. Я охотно откликнулся. Позже написал магистерскую работу в ПСТГУ по своей приходской педагогической деятельности.

— Сегодня существует немало пособий и программ для самостоятельного изучения Священного Писания. Для чего на приходах организуют совместное чтение Библии? — интересуюсь я у Дмитрия.— Евангельские группы, конечно же, не являются единственным и универсальным способом изучения Священного Писания. Их задача — зародить интерес к библейским текстам. Часто верующие с большим уважением относятся к Библии, понимая, что это очень важная книга для христиан, и при этом мало ее читают. Мне запомнилось, как один из святых отцов сравнил Священное Писание с сундучком, полным сокровищ, который мы носим с собой, но редко открываем. А его следовало бы открыть, поскольку в нем действительно несметные сокровища. Кто-то на самом деле начинает изучать Библию дома самостоятельно. Но, как показывает практика, большинство людей довольно скоро теряют энтузиазм, поскольку сталкиваются с трудностями толкования, с незнакомым историческим и культурным контекстом. Неподготовленный человек в этом обилии информации быстро теряется и не знает, как это все свести воедино. Поэтому необходим проводник, особенно для начинающих.

Дмитрий также замечает, что Священное Писание — это книга Церкви, поэтому она должна изучаться в Церкви и соборно. На таких совместных чтениях соприкасаешься с разными мнениями и толкованиями одного и того же фрагмента: «Оказывается, все люди по-своему воспринимают слова Священного Писания и таким образом дополняют друг друга. Так складывается объемная картина прочитанного».

В работе библейской группы, которую ведет Дмитрий, сочетается два подхода: с одной стороны, прочтение книг блоками, с другой — вчитывание и детальное изучение небольших отрывков. Занятия проходят два раза в неделю — в четверг и в воскресенье. По четвергам проводится семинар, на котором происходит медленное чтение и разбор небольшого фрагмента текста, что позволяет всем желающим высказаться. На воскресных встречах рассматривают более широкий корпус текстов, когда читается не одна, а три-четыре главы, а также делаются доклады по заданной теме. К примеру, закончили читать книгу Бытия, Дмитрий предлагает каждому из участников сделать сообщение о том, какая часть (персонаж или событие) этой книги его особенно заинтересовала.

— Мы стараемся на наших занятиях поочередно касаться разных частей Библии, — уточняет Дмитрий. — У нас предусмотрены уроки по Ветхому Завету; чтение Нового Завета проходит в виде анализа Четвероевангелия либо отдельных книг евангелистов; продуман блок по Апостольским посланиям. Выделены также часы для введения в богослужение, чтобы совсем не отрываться от жизни Церкви.

Одна Евангельская встреча длится полтора часа. И это минимальное время, по мнению Дмитрия, которое необходимо для того, чтобы по-настоящему войти в библейский текст. Первые полчаса требуются на то, чтобы помолиться и настроиться на чтение. Ведь это не та книга, которую открыл, быстро прочел, узнал, о чем сюжет, кто герои, и достаточно. Надо глубоко погрузиться в читаемое, чтобы услышать, что нам хотел сказать Господь в этой притче или через этот образ.

— С начала пандемии наши занятия стали проходить в дистанционном формате. Многие сегодня просят вернуть очные встречи, — рассказывает Дмитрий. — И все же, когда будут сняты все карантинные ограничения, мы не станем полностью отказываться от видеоконференций, а постараемся совмещать офлайн с онлайн-уроками, поскольку считаем дистанционное обучение положительным опытом для миссии в целом. Дело в том, что, в отличие от Москвы или других крупных российских городов, за границей число православных приходов не так велико. К примеру, в Австрии они есть только в пяти городах — Вене, Граце, Инсбруке, Линце и Ла-ан-дер-Тайе. Воскресная школа вообще существует только в нашем соборе. Поэтому не стоит долго объяснять, насколько актуальна для верующих из отдаленных приходов возможность через видеоподключение участвовать в наших библейских занятиях. Добавлю, что когда мы занимались очно, на наши встречи приходили жители Вены и ее пригородов. А за время пандемии к нам в удаленном формате присоединились участники из России, Америки, Чехии, Словакии.

Дмитрий не раз слышал, как эмигранты сетуют, что на новом месте жительства они испытывают одиночество, и даже в храме это чувство потерянности их не отпускает.

— Они мне говорили: «Да, богослужение собирает нас всех вместе. Но вот я постоял на Литургии, она закончилась. Я никого не знаю в храме, поэтому не могу общаться и сразу ухожу». В наших встречах есть элемент социального общения. Когда мы собирались очно, то обязательно устраивали после занятия чаепитие. У людей появляется возможность почувствовать себя в кругу единомышленников, прихожан, стать частью социума.

Самая современная книга

Жанна Петрукович живет в Страсбурге. По образованию она юрист, работала в Совете Европы, сегодня трудится в организации для инвалидов, помогает набирать персонал. На приходе храма Всех Святых Жанна ведет Евангельские встречи.

— Моя духовная жизнь проснулась благодаря Евангелию, — рассказывает она. — Я родом из Новосибирска. Меня крестили в детстве, но в церковь наша семья не ходила. Духовные искания у меня начались после окончания университета, еще в России. Стала читать Евангелие и почувствовала сильный отклик в душе. Я поняла, что смогу найти в христианстве то, чего мне не хватает в жизни. Хотя вроде все у меня в тот момент было, но при этом я ощущала какую-то пустоту в душе и чувствовала себя глубоко несчастной. Я стала ходить в храм, постепенно у меня появились приятели в церковной среде. Друзья меня познакомили с Владимиром Стреловым из Москвы, ректором Библейского колледжа «Наследие», который проводит встречи по Священному Писанию. Помню, меня тогда поразило, что можно просто собираться всем вместе и читать Библию. Я этим очень заинтересовалась, Евангелие меня по-прежнему не отпускало. Пришла мысль узнать о нем больше. Три года я училась в Библейском колледже, и мне захотелось поделиться с людьми полученным опытом, поскольку оказалось, что многие не знают, что христианам можно самим читать Священное Писание, размышлять над прочитанным отрывком, обсуждать его смыслы и учиться понимать святоотеческую трактовку. Уже во Франции я предложила настоятелю нашего страсбургского храма игумену Филиппу (Рябых) проводить такие встречи на нашем приходе, и он меня благословил. Занятия решили организовать по субботам, когда родители приводят детей в воскресную школу.

У Жанны были ожидания, что Евангельские встречи будут проходить в том же формате, как и в Библейском колледже, куда традиционно приходили люди, которые много знают о Писании, изучили разные комментарии, трактовки и интерпретации.

— Но присутствующие на моих занятиях и сам текст знали плохо. Тут уже не до трактовок. Еще я думала, что участники наших встреч будут активно поддерживать беседу, но поначалу говорила в основном я.

Жанна вспоминает, как разбирали в группе известную фразу, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Говорили, что узкими вратами можно войти в Царство Божие, широкими не войдешь. Что в духовной жизни надо быть собранным, внимательным, трезвым. И она сравнивала это с вождением машины: чтобы въехать в какое-то узкое пространство, гараж например, необходимо собраться и очень внимательно крутить головой по сторонам.

— Помню, людей удивляло, что я сравнивала Царствие Божие и нашу обычную повседневную жизнь. Мне же казалось, что так становится понятнее то, о чем идет речь в Писании, и это лучше усваивается.

Одним из главных открытий, по словам Жанны, которое сделали участники проводимых ею занятий, было осознание того, что слово Божие доступно для изучения каждому и что его можно и нужно читать самим. Оказалось, люди привыкли, что во время Литургии священник читает отрывок из Евангелия, затем сам толкует его на проповеди. А тут они самостоятельно открывают для себя смыслы, и это было в диковинку.

— Всех присутствующих это сильно вдохновило, — вспоминает Жанна. — Как будто внезапно произошел некий сдвиг в мышлении, что-то открылось, и мои ученики стали сами увлеченно искать толкования, слушать разных священников в интернете, поясняющих то или иное место в Священном Писании.

Главное, по ее словам, что они поняли: Евангелие — это не какой-то древний фолиант о событиях двухтысячелетней давности, а современная книга об их жизни здесь и сейчас.

— Мы разговаривали об элементарных вещах из нашей повседневности. Взять хотя бы молитву перед едой. Я говорю: вот смотрите, Христос Сам перед едой молится. А мы перекреститься не можем, прочитать молитву нам некогда. Много было таких вещей, на которые я обращала внимание собравшихся, ведь большинство участников нашей группы только недавно стали ходить в храм, перед их сердечным взором пока нет примеров христианской жизни, им интересно все это узнавать. В перерывах мы пили чай и каждый раз дружно удивлялись, что Писание так сильно связано с нашей сегодняшней жизнью.

Жанна стала замечать, что, собираясь для совместного чтения Священного Писания, люди потянулись к живому общению друг с другом на родном языке. И это были не пустые разговоры о каких-то там новостях или бытовых вопросах, а беседы о важных вещах, маленьких открытиях личной веры. Они приводили своих детей на занятия, чтобы те тоже стали носителями русской культуры. Было тепло и приятно просто общаться и говорить о Боге со своими соотечественниками. Ведь не секрет, что многих эмигрантов после переезда в другую страну накрывает духовный кризис, тоска по родине. Прихожане признавались, что встречи в храме очень их поддерживают. Жанна считает это важным свидетельством постепенного оцерковления их повседневной жизни:

— Цель Евангельских встреч не в том, чтобы стать книжниками, цитируя Библию наизусть налево и направо, а в том, чтобы постоянно питать словом Божиим свою духовную жизнь и не сходить с этого пути. Любить Бога, а не просто иметь о Нем сухие знания.

Двуединое движение

Мария Смирнова и Наталья Манаенкова живут в Волгограде. Они создали Евангельскую группу при Отделе по делам молодежи Волгоградской епархии.

— Группа появилась на основе добровольческого объединения «Лепта», — рассказывает Наталья. — Несколько лет мы посещали с музыкальными концертами хоспис, интернат, детский дом, пытаясь скрасить будни тех, кто нуждается в поддержке, принести им светлую радость о Боге и надежду на Его милости. В какой-то момент мы почувствовали, что для нашего социального служения необходима духовная подпитка, чтобы нам было, что нести людям. Евангелие нас еще сильнее объединило. У нашей группы как будто открылось второе дыхание, мы по-другому стали относиться друг к другу, к тому, что мы делаем.

Евангельская группа существует уже четыре года. Наталья с Марией замечают, что за это время она разрослась, ее посещают не только участники «Лепты», но и прихожане многих волгоградских храмов. Правда, порой не так активно, как хотелось бы.

— Традиция чтения Писания в таких группах стала открыто практиковаться в Церкви с начала 2000-х годов, — уточняет Мария. — Но до сих пор она для многих верующих в новинку. Все привыкли к чтению Писания за богослужением. А вне храма его читать — это сразу в сознании людей маргинализируется, связывается с протестантизмом. И некоторые участники нашей группы уходили по этой причине, так и не сумев преодолеть свою убежденность в том, что только священники должны читать и трактовать Евангелие. Но есть немало тех, кто начинает вместе с нами изучать Благовест­вование и воспринимает эту практику как действительно живую и необходимую. Такие участники встреч готовы всем вокруг рассказывать, что христианам надо обязательно читать Евангелие, потому что это фундамент нашей веры, без чтения этой книги мы не можем знать Христа, поскольку Он в ней нам открывается. Даже если мы читаем богословские труды, это уже вторично по отношению к Евангелию.

Наталья ведет занятия с твердым убеждением: Писание надо читать с удивлением, тогда оно будет тебе открываться. Обязательно появятся вопросы. Только не надо спешить, тут же отыскав на них готовые ответы, тем самым закрыть тему. Наоборот, надо эти вопросы уносить в свою жизнь.

— Как полюбить Священное Писание? — интересуюсь я у нее.

— Когда видишь, что Библия связана с твоей жизнью, начинаешь ее любить. Когда слышишь во время обсуждения в группе мнения других участников и понимаешь, что не только у тебя рождается отклик на какой-то фрагмент, но он есть и у других, — начинаешь любить этих людей: какая у них интересная духовная жизнь! какая душа! То есть через Писание тебе открывается человек и, наоборот, через человека ты постигаешь и начинаешь любить Писание. Такое двуединое движение. Может быть, это самое главное в нашем групповом чтении. Через слово Божие мы становимся родными.

И Наталья, и Мария говорят о важности создания в Евангельской группе атмосферы безопасного и доверительного общения. В начале встречи, пока все собираются, идет чаепитие и неспешный разговор о том, у кого какие есть новости за прошедшую неделю. За эти годы все участники сдружились, многое друг о друге знают, поэтому им всегда найдется о чем поговорить.

— Несмотря на то что у нас есть ведущий, важно, чтобы в чтении и обсуждении приняли участие все присутствующие, — объясняет Мария. — Нам ценен каждый взгляд. Нет такого, что кто-то учит, а кто-то учится. Перед Писанием все равны — и опытный ведущий, и впервые открывший текст Библии человек. Часто бывает, что новоначальному христианину Евангелие открывается быстрее: хотя у него еще нет глубоких познаний, зато он богат сердечной простотой.

— Так получилось, что в нашей группе собрались открытые и доброжелательные люди, — дополняет ее Наталья. — Никто не вещает свысока. У нас не принято, чтобы кто-то высказывался авторитарно. Когда приходит новый участник, он видит, что ему здесь рады и его мнение приветствуется. Старожилы как раз у нас молчуны. Это люди, которые могут всю встречу просидеть, не проронив ни слова. Не потому, что им нечего сказать. Они внутри себя переживают и обдумывают прочитанный отрывок. В конце встречи наступит и их черед высказаться: мы всегда в заключение обращаемся к собравшимся с просьбой хотя бы одной фразой сформулировать, какие мысли они сегодня уносят с собой.

 

Иерей Александр Сатомский, настоятель храма Богоявления Господня г. Ярославля:

«Если Господь дает возможность собираться и читать Священное Писание, то Он преподаст и дары понимания»

Значимость Евангельских групп сегодня совершенно ясна для Церкви. О важности изучения Священного Писания мирянами неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл. В рамках Рождественских чтений уже несколько лет проводится секция, посвященная этой теме, с неизменно большим количеством участников. Таким образом, сама Церковь начала актуализировать тему, говорить о важности этого опыта, подчеркивая, что он не является ни сектантским, ни антицерковным, а также никоим образом не умаляет значения богослужения.

Библейские группы на приходах — достаточно молодое явление в нашей Церкви. Исторически мы не встречались в приходской истории с подобным форматом изучения Библии, поскольку на протяжении целых веков христианин мог ознакомиться с текстом Священного Писания только в храме во время богослужения. Долгое время и сама возможность купить Библию была далеко не у каждого, потому как она дорого стоила, да и прочитать ее мог не всякий, поскольку не каждый христианин был искушен в грамоте. Даже если человек умел читать, то все равно вряд ли был в состоянии сам разобраться в Священном Писании, так как не обладал знаниями, которые помогли бы ему понять библейский текст.

В советский период Евангельские встречи организовывались подпольно, и мы о них не очень много знаем. Сегодня ситуация совсем иная. Современный прихожанин имеет достаточно высокий культурный и образовательный уровень и готов к тому, чтобы слово Божие заняло должное место в его жизни. Но богослужение предлагает нам его все в том же объеме и все в том же ключе, как это было и век, и два века назад. Поэтому напрашивается реализация этого запроса в другом формате — возможно, как раз путем соборного чтения Библии.

Важно, что такие группы возникают по инициативе мирян и ведут их также сами прихожане. Если же ведущим оказывается священник, то такая встреча часто превращается в лекцию. Могу об этом судить и по собственному опыту. Это происходит не потому, что пастырь любым способом желает перетянуть внимание на себя. Просто Церковью ему вручен дар учительства, и он будет его осуществлять в любой ситуации, в том числе и в этой. Если ведущим выступает священнослужитель, то невольно происходит давление саном, мнение клирика воспринимается как более значимое. А так не должно быть.

Апостол Павел постоянно говорит, что в Церкви присутствуют разные дары (см. 1 Кор. 12,4) и что жизнь внутри нее происходит через взаимодействие тех, кто эти дары имеет. Не только клир может читать Священное Писание, вся Церковь обладает этим даром, ей во всей полноте преподан священный текст, она вся должна активно его воспринимать. У апостола Петра во Втором послании мы читаем много высказываний о том, что все мы должны назидаться от этого здравого источника — и от слова пророческого, и от слова Христова, преподанного апостолами (см. 2 Пет. 1,19, 3; 2). Более того, это назидание как раз и предохраняет нас от любого рода лжеучителей, поскольку побуждает знать ту веру, которую мы исповедуем.

На Евангельских встречах, как мне кажется, полезен не столько образовательный, сколько созерцательный вариант чтения Священного Писания, где каждый говорит не потому, что обладает грандиозным богословским багажом, а потому, что, будучи христианином, имеет помазание Святого Духа — дар, который в большинстве случаев в нашей жизни не применяется. А вот на таких беседах, где у собравшихся есть возможность говорить в кругу равных и одинаково заинтересованных собеседников, происходит пробуждение врученного дара.

Евангельская группа — одно из самых простых в организации приходских начинаний. Оно не требует практически никаких затрат: при отсутствии помещения люди могут собираться и в самом храме. Для этих встреч нет нужды в систематической богословской подготовке модераторов. Конечно, хорошо, если человек, который по благословению настоятеля ведет Евангельские занятия, имеет подготовку более серьезную, чем все остальные, но если он просто ориентируется в Священном Писании, этого более чем достаточно.

Сегодня практически в любой епархии (особенно там, где существуют семинарии) организованы курсы подготовки универсальных церковных специалистов, которые могли бы помогать настоятелю и в катехизационной, и в социальной, и в молодежной работе. Такие лекции может прослушать и ведущий Евангельского кружка. А дальше, не побоявшись первоначальной невостребованности и отсутствия жгучего интереса у прихожан, надо начинать занятия. Понятно, что с первых дней они вряд ли будут многолюдными. По мере того как кружок будет развиваться, он сослужит исключительную службу любому приходу как в организации горизонтальных связей — люди будут знакомиться друг с другом, так и для вертикального роста — для более глубокого воцерковления мирян.

Еще раз повторюсь: речь идет не о систематическом образовании, а о наработке навыка самостоятельного чтения священного писания и применения его в своей внутренней жизни. Общение на таких встречах не может быть директивным. Никто из собравшихся не должен властно заявлять: этот текст говорит об этом и учит нас тому, его нужно понимать вот так. Можно поделиться исключительно своим внутренним проживанием священного писания, своими мыслями, не забывая о святоотеческих комментариях. Потому что здесь мы занимаемся не иным чем, а собиранием духовных сокровищ, как, например, люди, которые моют золотой песок. Сколько его нужно перебрать, чтобы найти несколько золотых крупинок? Огромное количество! И здесь так же. Не все сказанное участниками будет безусловно значимым и бесконечно ценным. Но важен сам навык говорить о слове божием, делать его предметом размышления и обсуждения. Через этот разговор, через это научение (возвращаясь к апостолу павлу) мы получим и плоды: если господь дает возможность собираться и читать священное писание, думать над ним, то он преподаст и дары понимания.

15 августа 2022 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00