выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Лука в Переславле-Залесском
Биография святителя Луки, особо почитаемого святого нового времени, охватывает разные регионы России и сопредельных государств. Она словно суровой нитью связывает Архангельск и Ташкент, Тамбов и Читу, Красноярск и Керчь. Переславль-­Залесский — ближайшее к Москве место жительства и врачебной деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого. Благодаря исследованиям последних десятилетий выявилась особая значимость переславского периода в жизни святителя Луки. Неслучайно в Феодоровском женском монастыре Переславля-Залесского в 2023 году открылся музей святителя Луки. Директор музея Екатерина Игоревна Каликинская, кандидат биологических наук, член Общества православных врачей, член Союза писателей России, рассказывает о вновь открывшихся фактах в биографии святителя. PDF-версия.    
22 мая 2025 г. 16:30
Подвиг веры в блокадном Ленинграде
Все дальше уходит от нас время Великой Отечественной войны, однако память о ней продолжает жить в сердцах людей. И хотя ежегодно появляются новые научные исследования о войне, остаются еще темы, недостаточно изученные историками. Религиозная жизнь блокированной с суши Северной столицы России составляет важную страницу ее истории. Не имея представления о ней, трудно понять, чем же держался город, ведь помощь извне была очень мала. До сих пор недостаточно освещено участие блокадного духовенства в укреплении духа защитников Ленинграда. Среди страха, голода, страданий измученной паствы священники православных храмов показывали примеры удивительной стойкости, христианского терпения и выдержки. Они поддерживали и ободряли прихожан, не давая погаснуть надежде на то, что не будет оставлен и побежден народ русский, что их соборная молитва окажется услышана и город выстоит. Именно вера являлась тем источником, откуда черпали силы многие защитники и жители города. Поведение духовенства и мирян блокадного Ленинграда можно назвать гражданским подвигом. PDF-версия.
15 мая 2025 г. 13:30
Аналитика
Протоиерей Владимир Воробьев. Фото священника Игоря Палкина.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  5 мая 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Человек Церкви: протоиерей Владимир Воробьев

Протоиерей Владимир Воробьев стоит на этом снимке с фотографиями своего деда, в память о котором он был назван при крещении. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (старший) был настоятелем храма святителя Николая в Плотниках на Арбате, членом епархиального совета при Патриархе Тихоне, благочинным Дорогомиловского сорока. В музее, посвященном памяти новомучеников и исповедников Российских, открытом в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке, имеется красивое деревянное пасхальное яйцо, подаренное протоиерею Владимиру святым Патриархом Тихоном. PDF-версия.

Дед отца Владимира первый раз был арестован в 1924 году, затем в 1930-м осужден и заключен на десять лет в Свирлаг, но оттуда по состоянию здоровья через два с половиной года отправлен в ссылку в город Спасск на Волге ниже Казани. В 1938 году он был снова арестован и заключен в местную тюрьму, где в 1940 году скончался от сердечного приступа. Бабушка рассказывала, что похоронили дедушку в общей могиле. Позже город был затоплен Куйбышевским водохранилищем, и только когда уровень воды понижается, показывается островок, где был Спасск, тюрьма и кладбище.

Протоиерей Владимир Воробьев, внук, родился через год после смерти своего деда, воспитывался в церковной семье и с детства чувствовал, что должен стать священником, как его дедушка. 

«Ближайшим храмом к нашему дому в Москве было Иерусалимское подворье, — вспоминает отец Владимир. — Мама привела меня в семь лет на первую исповедь к старенькому настоятелю, отцу Александру Скворцову, который знал моего деда, так как служил в его благочинии. Он сразу ввел меня в алтарь и там поисповедовал. Потом я узнал, что отец Александр был в то время духовником московского духовенства. Выводя меня из алтаря к маме, он сказал ей: “Он будет священником”. Это сбылось не скоро — в 38 лет. До этого я окончил физический факультет МГУ, потом защищал диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук, работал в Вычислительном центре Академии ­наук». 

Духовник отца Владимира, протоиерей Всеволод Шпиллер, сказал своим ученикам в 1983 году, незадолго до своей смерти: «Скоро советская власть рухнет, и в храмы хлынет молодежь. А кто ее будет встречать? Встречать ее у нас некому...»

 Маленькое духовное братство молодых священников — Владимир Воробьев, Александр Салтыков, Аркадий Шатов, Дмитрий Смирнов, Валентин Асмус — вместе с Н. Е. Емельяновым и А. Б. Ефимовым созданные ими Катехизаторские курсы, ректором которых был избран отец Глеб Каледа, вскоре преобразовали в новое учебное заведение — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где богословское образование стали получать не только будущие священнослужители, но и миряне. 

Через тринадцать лет главным зданием и символом университета стал Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, построенный в начале ХХ века как центр религиозного просвещения народа и вскоре ставший местом, где разворачивались самые яркие, святые и одновременно трагические события истории Русской Церкви. Здесь проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором было восстановлено патриаршество и Мос­ковский митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея России, Великия, Белыя и Малыя.

 Отсюда, из Соборной палаты, вышло на свой подвиг великое воинство новых мучеников и исповедников Церкви Русской, через 80 лет прославленных в лике святых. 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет во главе со своим ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым, преодолевая немалые трудности, вернул Церкви принадлежавший ей до революции Московский епархиальный дом, с помощью добрых людей воссоздал его из руин и в кипучую университетскую жизнь встроил научный отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, ставший мировым центром по изучению подвига и наследия новомучеников и исповедников ХХ века, а также музей их незабвенной памяти. 

5 мая 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00