![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2011 /
21 июля 2011 г.
Дилемма для посвященныхУчреждение Патриаршей литературной премии стало выражением важной тенденции — стремлением к реальной, недекларативной поддержке современной культуры. Вместе с тем вручение первой премии, состоявшееся 26 мая, говорит о том, что православная культура не воспринимается как часть современной российской культуры. Каковы будут приоритеты? Премия будет развиваться как поощрение только церковных писателей или более широко — тех, кто в своем творчестве свидетельствует о евангельском идеале? Этот важнейший вопрос организаторам предстоит решить в ближайшее время. В развитии современной культуры литературные премии играют важную роль. Победители и номинанты получают тиражи и «раскрутку», читатели — навигацию, издатели — продвижение книг. Престижнейшие мировые премии вроде Нобелевской, Букера, Пулитцеровской и Гонкуровской во многом определяют историю мировой литературы. И в России, несмотря на кризис старейшей премии — «Русского Букера», сегодня дела обстоят неплохо. «Большая книга» смогла за пять сезонов в полном соответствии с названием стать самой респектабельной и в то же время без подрывающего доверие пафоса. «Национальный бестселлер» («Нацбест») — скандальная, неожиданная, но престижная. Из премий помельче авторитетны «Ясная поляна» за продолжение толстовских традиций нравственной литературы и «Премия И.П. Белкина» за малую прозу. Особняком стоит премия «Просветитель» за произведения non-fiction — научно-популярную литературу, идеологи которой перенесли на российскую почву мировую моду на чтение «умных книг», интерес к науке. Важнейшим «движком» литературной жизни России стала премия «Дебют» для молодых литераторов. Ежегодно члены жюри отбирают из тысяч работ авторов моложе 25-ти лет со всей страны несколько победителей, которые помимо денежного приза и моральной поддержки получают возможность публикации своих произведений, и, что самое важное, их вводят в литературное сообщество, дают им среду общения. В общем, несмотря на то что среди критиков и писателей по поводу каждой премии существуют негативные мнения, литературные премии — важный инструмент культурной политики. В конце мая была вручена первая Патриаршая премия по литературе. Сам факт ее появления вызвал большой интерес как в среде профессионалов — православных издателей и литераторов, так и у широкой публики, следящей за литературным процессом. В самом деле, все премии, чего лукавить, имеют пусть не артикулированную, но подразумеваемую ценностно-идеологическую ориентацию. И от Патриаршей премии ждали как минимум исполнения в литературном процессе той роли, которую в развитии кинематографа играет христианское жюри крупных международных фестивалей: оценки современных произведений с точки зрения евангельских ценностей, отбора из списка актуальных и читаемых авторов тех, чей взгляд на мир, чье вопрошание созвучно христианскому мировоззрению. Организаторы премии встали перед дилеммой, которую церковная общественность решает для себя не первое десятилетие: христианская культура — это отдельное явление или часть мировой культуры, а может быть, и лучшее, что в ней есть? Эта дилемма была успешно решена в журналистике: еще на первом православном фестивале СМИ «Вера и слово» в 2004 году было заявлено, что православные журналисты — неотъемлемая часть профессионального журналистского сообщества. По тому же пути идут кинематографисты: фестивали «Золотой витязь» и «Лучезарный ангел» награждают фильмы не специфически «православные», но в первую очередь нравственные по содержанию и качественные по исполнению. Те фильмы, которые могут посмотреть все зрители, а не только посетители церковных мероприятий и завсегдатаи лавок при храмах, ассортимент которых радикально отличается от обычных магазинов, где продаются двд-диски. С литературной премией всё несколько сложнее. Православное книгоиздание и особенно книгораспространение отделены от российского книгоиздательского и книготоргового бизнеса. У православных издательств свои сети распространения, свой ассортимент, свои магазины и читатели. В православном поле популярны и читаемы авторы, имена которых ничего не говорят не только большинству простых читателей, но и литературным критикам. Разумеется, православные книгоиздатели были бы неприятно удивлены, если бы Патриаршая премия была присуждена не кому-то из выращенных или поддержанных ими авторов, а тем, кто издается и продается на светском рынке. Несмотря на то что большинство этих специфически православных авторов далеки от современного литературного процесса и маргинальны в современной культурной ситуации. При этом среди писателей, не идентифицирующих себя как православных, но включенных в широкий культурный контекст (в том числе молодых лауреатов премии «Дебют»), можно найти имена, которые были бы достойны получения высокой награды и восприняли бы ее кто как аванс на пути в Церковь, кто как поощрение за личную христианскую позицию. Вероятно, именно здесь организаторы премии попали в ловушку: почти все авторы, которые и православными идентифицируются как свои, и активны в российском литературном процессе, такие как Алексей Варламов, Олеся Николаева, Юрий Вяземский, вошли в состав попечительского совета премии или даже в жюри. Таким образом, никому из них премию вручить нельзя. А ведь именно они свидетельствуют о своих христианских убеждениях в широком пространстве современной культуры. Был и другой путь: выбирать из самых тиражных писателей на православном рынке. Самые высокие тиражи и наибольшее количество переизданий и допечаток сегодня у протоиерея Александра Торика (серия книг о «Димоне») и у Юлии Вознесенской («Путешествие с макаронами», «Мои посмертные приключения», дилогия о Юлианне). Оба автора работают в жанре фэнтези и скорее относятся к беллетристике, чем к высокой литературе. Впрочем, Вознесенскую ввели в короткий список премии. В результате шорт-лист первой Патриаршей премии был сформирован «по совокупности заслуг» из авторов, много лет поддерживающих классическую литературную традицию в ее почвенническом варианте, зачастую жертвующих качеством своей прозы ради прямой, «в лоб» проповеди православия, из авторов, не задающих вопросы, но дающих ответы, тех, чьи произведения не становятся поводом для общественных дискуссий, но занимают прочное место в специфически православной нише и, безусловно, имеют своего читателя. По результатам первого премиального сезона рано судить о том, каково будет лицо премии. Однако важно помнить, что обособление писателей, стимулирование конкуренции внутри церковного сообщества пишущих людей, ведет к неизбежному обособлению и их читательской аудитории, ко всё большему отдалению специфической православной литературы от большого мира культуры. Притом что христианские писатели, пребывающие «в миру», так и не будут отмечены по достоинству, потому что не маркируются «профессионально православными» читателями как свои. Если же в дальнейшем премия развернется к широкой общественности, станет почетной и для писателей, которые авторитетны вне церковной среды, для тех, чей голос заметен в информационном пространстве России, у Церкви появится реальная, а не декларируемая возможность влиять на национальную культурную политику. Здесь важно не забывать еще два направления. Во-первых, non-fiction. Именно научно-популярная литература в последнее время становится пространством битвы идей и несет просветительские функции. В мире популярность биографий, исторической литературы, книг, которые простым языком и захватывающе рассказывают об открытиях в естественнонаучных областях, сравнима, а иногда и превосходит популярность художественной литературы. Сегодня, особенно в России, научные авторы подчеркнуто атеистичны, традиция писать о материальном мире с христианских позиций утеряна. Поиск и поддержка ученых, которые могли бы писать такие книги, — важная задача, стоящая перед православными книгоиздателями, а возможно, и организаторами премии. Здесь самое сложное — определить реальный научный вес автора, отличить графомана от серьезного ученого, найти труд, обладающий смыслообразующим потенциалом. Второе важное направление — детская литература. Ниша премий за книги для детей в России сегодня пустует. Между тем именно детские книги составляют львиную долю оборота в издательском бизнесе и детская литература переживает этап бурного развития. Мир изменился настолько, что детям не хватает литературы, которую читали в детстве их родители: классика не дает ответов на вопросы, волнующие современных детей, не рассказывает им о том, как их сверстники справляются с актуальным для них проблемами. Поэтому новые книги для детей и подростков востребованы, как никогда. Сегодня целый ряд российских издательств специализируется на переводной детской европейской литературе. Многие из этих книг на современном материале говорят с детьми о проблемах добра и зла, нравственного выбора, взросления, ответственности, и лишь некоторые неприемлемы для христианских семей, в основном же они развивают классическую традицию. Но переводной литературы недостаточно, за талантливых детских писателей, работающих на российском материале, идет борьба редакторов и издательств. А премии за лучшую детскую книгу сегодня в России не существует. С 2006 по 2009 год вручалась премия «Заветная мечта», книги лауреатов этой премии издавались специальными тиражами и бесплатно направлялись во все детские библиотеки России, но после экономического кризиса спонсоры от нее отказались. Авторы, которые пишут для детей, нуждаются в поощрении и поддержке, а дети — в русских книгах, в том числе новых, не советских, художественных биографиях, исторических романах, научно-популярных произведениях, повестях о современной жизни. Сегодня некоторые из этих жанров успешно развивает издательский дом «Фома» со своей книжной серией «Настя и Никита», привлекая к работе уникальных художников-иллюстраторов, но пока это лишь тонкие книжки для дошкольного и младшего школьного возраста. Поддержка авторов научно-популярных и детских книг, авторов талантливых и читаемых, представляется одним из приоритетных направлений формирующейся культурной политики Церкви в ее литературном направлении. И здесь, кроме премий, важна работа с читателями, создание среды, в которой эти книги бы обсуждались, — развитие приходских библиотек и поддержка районных библиотек, организация встреч с читателями, дискуссионных клубов, детских литературных кружков. Всё это возможно не только на прицерковной территории, но и далеко за оградой храмов.
21 июля 2011 г.
Ключевые слова:
литература, православная книга
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
«Величавое сладкоголосие» В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.
2 августа 2023 г. 16:00
|