Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
|
ЖМП № 1 январь 2024 /
2 февраля 2024 г. 13:00
Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекцийВ ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА ОТКРЫЛИСЬ СРАЗУ ДВЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫСТАВКИ — «ИКОНОПИСНЫЕ РЕДКОСТИ» и «ИКОНЫ-СКЛАДНИ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ». PDF-версия. Иконописные редкости Из названия выставки следует, что представленные экспонаты выходят за рамки привычного русского иконографического искусства. Это или иконы на редкие сюжеты, или с неожиданным иконографическим изводом, или произведения традиционные, но с необычными деталями, наделяющими их дополнительным смыслом. Большая часть экспонатов — иконы ХVII — начала ХХ века из частного собрания известного коллекционера Игоря Сысолятина. Экспозиция включает более 70 икон, в том числе раритеты из коллекции Музея имени Андрея Рублева. «Представленные произведения расширяют наши знания о русском религиозном искусстве, — рассказывает один из кураторов выставки, ученый секретарь музея Мария Яковлева. — Можно увидеть, как возникали иконографические новшества, которые были связаны с изменениями религиозной культуры, религиозного сознания, с глубоким интересом людей к Священному Писанию, богословским, догматическим вопросам, а также с влиянием, которое оказывали произведения классической западноевропейской живописи, известные в России благодаря гравюрам, литографиям и фототипиям. Эти западноевропейские образцы привлекали русских мастеров, которые переосмысливали их и создавали новые иконографические изводы». Мария Яковлева также заметила, что работа над созданием выставки была чрезвычайно интересна и отчасти напоминала расследование, поскольку во многих случаях надо было найти источник той или иной необычной иконографии. Например, определить предполагаемый первообраз, который использовал при создании иконы «Христос, попирающий смерть» во второй трети XVIII века вологодский мастер, оказалось невозможно. Эта композиция оригинальна, она не следует никакому известному прототипу. Сама тема «была популярна у западных мастеров, — замечает Мария Яковлева. — Но конкретно такой композиции нигде не встретили. Мы пришли к выводу, что русский иконописец создал оригинальное произведение, творчески переосмыслив иностранные образцы». Икона «Богоматерь Небо и Храм Божества» также уникальна, она датируется второй четвертью XIX века. Богородица представлена с воздетыми ладонями, обращенными к предстоящему. На груди Ее изображено сердце, в котором пребывает Троица в типе Сопрестолия. Христос держит в руке потир, а Бог Отец Его благословляет. Волосы Богоматери распущены, покрыты белым платом, главу Ее венчает корона, которая, с одной стороны, напоминает архиерейскую митру, с другой — императорскую корону. «Изображение сердца с Троицей — западная традиция, которая восходит к почитанию сердца Иисуса как Спасителя человечества, скорбящего и заботящегося о нем, — поясняет Яковлева. — Но это переосмыслено в русской традиции как воплощение Христа через Богоматерь. Недаром в названии иконы слова "Небо и Храм Божества" даны как эпитеты, обращенные к Деве Марии. Существует всего несколько подобных образов. Эта иконография не получила широкого распространения. Видимо, потому, что воспринималась нашим православным взглядом как нетрадиционная, неканоничная». Почему икона «Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова», выполненная палехским мастером в третьей четверти XIX века, отнесена организаторами выставки к редким образам? Изображение завершения земной жизни обычно входит в житийный цикл того или иного святого и как самостоятельная икона редко встречается. Кураторы выставки полагают, что данный образ — яркий пример того, что аудитория XIX века испытывала потребность в новых сюжетах, в новом визуальном воспроизведении евангельских текстов, которые читались в церкви во время богослужения. «В эту же эпоху возникает потребность в визуализации евангельских текстов, к которым не обращались более древние традиции, — продолжает знакомить с экспозицией Мария Яковлева. — В первой половине XIX века в России в качестве самостоятельного появляется сюжет благословения Христом детей. И у нас на выставке представлена такая икона конца XIX века. Этот сюжет встречается в синоптических Евангелиях. Известен в западноевропейской живописи с XVI века, а в XIX веке оказался и у нас востребованным, хотя в древнерусской иконописи самостоятельно он не бытовал. На выставке представлен интересный образец того, как в Новое время переосмыслялись старые, освященные традицией сюжеты. Это икона «Успение Богоматери (Киево-Печерское)» калужского мастера, не случайно выбравшего этот сюжет. Через Калугу шел паломнический путь в Киев, и калужские мастера заимствовали киевские иконописные образцы, часто приносившиеся в «мать городов русских» греческими мастерами. Калужский иконописец, который воспроизвел этот образец, наделил его дополнительными деталями: ложе Богоматери украшено флоральным орнаментом, растительный узор появляется и на поземе. Мастер считает необходимым поименовать каждого из апостолов, внося в традиционную иконографию и сюжет дополнительные детали. Что дарили по случаю рождения наследника престола В малом зале Музея имени Андрея Рублева широкой публике впервые представлены четыре иконы-складня, принадлежавшие российской императорской семье, хранящиеся сегодня в частных собраниях. Все они были выкуплены коллекционерами на иностранных аукционах и возвращены в нашу страну. Работы имеют авторскую иконографию, они выполнены ведущими ювелирами второй половины XIX — начала XX века, поставщиками императорского двора, и являются шедеврами живописи и декоративно-прикладного искусства. Эти иконы-складни были поднесены членам императорской семьи в связи с разными семейными событиями. На оборотной стороне складня с образами святых Николая Чудотворца, князя Александра Невского и Марии Магдалины сохранилась памятная надпись о том, что он был подарен наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) охраной московского мещанского общества в мае 1886 года. На иконах складня изображены патрональные святые цесаревича и его венценосных родителей — Александра III и Марии Федоровны. Складень выполнен в мастерской поставщика императорского двора И. П. Хлебникова. Складень, подаренный великокняжеской чете Константину Николаевичу (внуку императора Николая I) и Александре Иосифовне по случаю рождения их старшего сына — великого князя Николая Константиновича Романова, был выполнен знаменитой во второй половине XIX века ювелирной фирмой Сазиковых, прославившейся своими работами на весь мир и получившей в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне золотую медаль. Иконы складня написаны известным придворным иконописцем В. М. Пешехоновым. Складень хранился в семье потомков великого князя по линии его супруги Дарьи Елисеевны Часовитиной. Складень «Благословение детей» был создан по случаю рождения долгожданного наследника престола, цесаревича Алексия, в 1904 году. По торцу оклада выгравирована надпись, что этот складень подарен настоятелем и братией Троице-Сергиевой лавры венценосной семье. Никто не знал, родится мальчик или девочка, поэтому был выбран сюжет «Благословение детей». На левой и правой створках изображены патрональные святые царицы Александры Федоровны — святая мученица Александра и царя Николая II — святитель Николай Чудотворец. Авторы складня — выдающиеся художники и ювелиры своего времени. На выставке также представлена шитая икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, созданная по случаю рождения сына у царствующей четы. Куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Белик, рассказывает, что дарение складней императорской семье было древней культурной традицией в России: «В календаре были специальные дни, когда можно было поздравить цесаревича, императора или других членов императорской семьи — к примеру, великих князей, которые занимали значимые государственные посты. Каждый желающий поднести подарок имел такую возможность. Для этого он должен был обратиться с прошением в Министерство императорского двора. И когда приходило положительное решение императорской семьи, назначался день встречи с членом императорской фамилии для поднесения подарка. В ответ даритель получал от царской семьи либо перстень, либо часы». Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи. Музей решил начать этот год выставкой реликвий семьи Романовых. «Семейные ценности для царя Николая II и царицы Александры Федоровны были наивысшими ценностями, — замечает Жанна Белик, — они во многом определяли их жизнь. И сегодня эти предметы личного благочестия сохраняют тепло семьи святых страстотерпцев, передавая его и нашим зрителям».
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Иконописные редкости» продлится до 25 февраля. Выставка «Иконы-складни императорской семьи» продлится до 11 февраля.
2 февраля 2024 г. 13:00
Ключевые слова:
икона, иконы-складни, иконопись, иконография, музей им. Андрея Рублева, выставка, коллекция, Царская семья, Николай II, Палех
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай.
26 апреля 2024 г. 18:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
|