iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Икона-складень "Благословение детей".1904 г. Фабрика золотых и серебряных изделий И.А. Алексеева
ЖМП № 1 январь 2024 /  2 февраля 2024 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций

В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА ОТКРЫЛИСЬ СРАЗУ ДВЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫСТАВКИ — «ИКОНОПИСНЫЕ РЕДКОСТИ» и «ИКОНЫ-СКЛАДНИ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ». PDF-версия.

Иконописные редкости

Из названия выставки следует, что представленные экспонаты выходят за рамки привычного русского иконографического искусства. Это или иконы на редкие сюжеты, или с неожиданным иконографическим изводом, или произведения традиционные, но с не­обычными деталями, наделяющими их дополнительным смыслом.

Большая часть экспонатов — иконы ХVII — начала ХХ века из частного собрания известного коллекционера Игоря Сысолятина. Экспозиция включает более 70 икон, в том числе раритеты из коллекции Музея имени Андрея Рублева.

«Представленные произведения расширяют наши знания о русском религиозном искусстве, — рассказывает один из кураторов выставки, ученый секретарь музея Мария Яковлева. — Можно увидеть, как возникали иконографические новшества, которые были связаны с изменениями религиозной культуры, религиозного сознания, с глубоким интересом людей к Священному Писанию, богословским, догматическим вопросам, а также с влиянием, которое оказывали произведения классической западноевропейской живописи, известные в России благодаря гравюрам, литографиям и фототипиям. Эти западноевропейские образцы привлекали русских мастеров, которые переосмысливали их и создавали новые иконографические изводы». 

Мария Яковлева также заметила, что работа над созданием выставки была чрезвычайно интересна и отчасти напоминала расследование, поскольку во многих случаях надо было найти источник той или иной необычной иконографии. Например, определить предполагаемый первообраз, который использовал при создании иконы «Христос, попирающий смерть» во второй трети XVIII века вологодский мастер, оказалось невозможно. Эта композиция оригинальна, она не следует никакому известному прототипу. Сама тема «была популярна у западных мастеров, — замечает Мария Яковлева. — Но конкретно такой композиции нигде не встретили. Мы пришли к выводу, что русский иконописец создал оригинальное произведение, творчески переосмыслив иностранные образцы». 

Икона «Богоматерь Небо и Храм Божества» также уникальна, она датируется второй четвертью XIX века. Богородица представлена с воздетыми ладонями, обращенными к предстоящему. На груди Ее изображено сердце, в котором пребывает Троица в типе Сопрестолия. Христос держит в руке потир, а Бог Отец Его благословляет. Волосы Богоматери распущены, покрыты белым платом, главу Ее венчает корона, которая, с одной стороны, напоминает архиерейскую митру, с другой — императорскую корону. 

«Изображение сердца с Троицей — западная традиция, которая восходит к почитанию сердца Иисуса как Спасителя человечества, скорбящего и заботящегося о нем, — поясняет Яковлева. — Но это переосмыслено в русской традиции как воплощение Христа через Богоматерь. Недаром в названии иконы слова "Небо и Храм Божества" даны как эпитеты, обращенные к Деве Марии. Существует всего несколько подобных образов. Эта иконография не получила широкого распространения. Видимо, потому, что воспринималась нашим православным взглядом как нетрадиционная, неканоничная». 

Почему икона «Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова», выполненная палехским мастером в третьей четверти XIX века, отнесена организаторами выставки к редким образам? Изображение завершения земной жизни обычно входит в житийный цикл того или иного святого и как самостоятельная икона редко встречается. Кураторы выставки полагают, что данный образ — яркий пример того, что аудитория XIX века испытывала потребность в новых сюжетах, в новом визуальном воспроизведении евангельских текстов, которые читались в церкви во время богослужения. 

«В эту же эпоху возникает потребность в визуализации евангельских текстов, к которым не обращались более древние традиции, — продолжает знакомить с экспозицией Мария Яковлева. — В первой половине XIX века в России в качестве самостоятельного появляется сюжет благословения Христом детей. И у нас на выставке представлена такая икона конца XIX века. Этот сюжет встречается в синоптических Евангелиях. Известен в западноевропейской живописи с XVI века, а в XIX веке оказался и у нас востребованным, хотя в древнерусской иконописи самостоятельно он не бытовал.

 На выставке представлен интересный образец того, как в Новое время переосмыслялись старые, освященные традицией сюжеты. Это икона «Успение Богоматери (Киево-Печерское)» калужского мастера, не случайно выбравшего этот сюжет. Через Калугу шел паломнический путь в Киев, и калужские мастера заимствовали киевские иконописные образцы, часто приносившиеся в «мать городов русских» греческими мастерами. Калужский иконописец, который воспроизвел этот образец, наделил его дополнительными деталями: ложе Богоматери украшено флоральным орнаментом, растительный узор появляется и на поземе. Мастер считает необходимым поименовать каждого из апостолов, внося в традиционную иконографию и сюжет дополнительные детали. 

Что дарили по случаю рождения наследника престола

В малом зале Музея имени Андрея Рублева широкой публике впервые представлены четыре иконы-складня, принадлежавшие российской императорской семье, хранящиеся сегодня в частных собраниях. Все они были выкуплены коллекционерами на иностранных аукционах и возвращены в нашу страну. Работы имеют авторскую иконографию, они выполнены ведущими ювелирами второй половины XIX — начала XX века, поставщиками императорского двора, и являются шедеврами живописи и декоративно-­прикладного искусства.

Эти иконы-складни были поднесены членам императорской семьи в связи с разными семейными событиями. 

На оборотной стороне складня с образами святых Николая Чудотворца, князя Александра Невского и Марии Магдалины сохранилась памятная надпись о том, что он был подарен наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II) охраной московского мещанского общества в мае 1886 года. На иконах складня изображены патрональные святые цесаревича и его венценосных родителей — Александра III и Марии Федоровны. Складень выполнен в мастерской поставщика императорского двора И. П. Хлебникова. 

Складень, подаренный великокняжеской чете Константину Николаевичу (внуку императора Николая I) и Александре Иосифовне по случаю рождения их старшего сына — великого князя Николая Константиновича Романова, был выполнен знаменитой во второй половине XIX века ювелирной фирмой Сазиковых, прославившейся своими работами на весь мир и получившей в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне золотую медаль. Иконы складня написаны известным придворным иконописцем В. М. Пешехоновым. Складень хранился в семье потомков великого князя по линии его супруги Дарьи Елисеевны Часовитиной. 

Складень «Благословение детей» был создан по случаю рождения долгожданного наследника престола, цесаревича Алексия, в 1904 году. По торцу оклада выгравирована надпись, что этот складень подарен настоятелем и братией Троице-Сергиевой лавры венценосной семье. Никто не знал, родится мальчик или девочка, поэтому был выбран сюжет «Благословение детей». На левой и правой створках изображены патрональные святые царицы Александры Федоровны — святая мученица Александра и царя Николая II — святитель Николай Чудотворец. Авторы складня — выдающиеся художники и ювелиры своего времени. 

На выставке также представлена шитая икона из собрания Музея имени Андрея Рублева, созданная по случаю рождения сына у царствующей четы.

Куратор выставки, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Жанна Белик, рассказывает, что дарение складней императорской семье было древней культурной традицией в России: «В календаре были специальные дни, когда можно было поздравить цесаревича, императора или других членов императорской семьи — к примеру, великих князей, которые занимали значимые государственные посты. Каждый желающий поднести подарок имел такую возможность. Для этого он должен был обратиться с прошением в Министерство императорского двора. И когда приходило положительное решение императорской семьи, назначался день встречи с членом императорской фамилии для поднесения подарка. В ответ даритель получал от царской семьи либо перстень, либо часы». 

Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи. Музей решил начать этот год выставкой реликвий семьи Романовых.

«Семейные ценности для царя Николая II и царицы Александры Федоровны были наивысшими ценностями, — замечает Жанна Белик, — они во многом определяли их жизнь. И сегодня эти предметы личного благочестия сохраняют тепло семьи святых страстотерпцев, передавая его и нашим зрителям».

 

 Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва, Андроньевская пл., 10. Выставка «Иконописные редкости» продлится до 25 февраля. Выставка «Иконы-складни императорской семьи» про­длится до 11 февраля.

 

 

2 февраля 2024 г. 13:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00